Хотя общий уровень информатизации сферы высшего образования в России в целом оставляет желать лучшего, уже сегодня есть немало вузов, чей опыт внедрения и использования информационных технологий становится предметом обсуждения на различного рода конференциях и в специализированной прессе. Он тем более интересен, что именно вузы, имеющие, как правило, довольно ограниченный ИТ-бюджет, нередко делают выбор в пользу наиболее современных и перспективных решений, которым еще только предстоит зарекомендовать себя на рынке. Алексей Аносов, проректор Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), имеющего 26 региональных филиалов, объясняет это вполне прозаическими причинами: с одной стороны, поставщики новых решений, заинтересованные в их опробовании на практике и последующем продвижении на рынок, готовы предоставлять первопроходцам существенные скидки и оказывать максимум содействия в реализации проектов, а с другой — финансовые риски у вуза в случае неудачи несопоставимо меньше, чем, скажем, у банка или иной коммерческой структуры, чьи бизнес-процессы сильно завязаны на ИТ, и это позволяет вузам смелее идти на эксперимент. А кроме того, чем еще руководитель ИТ-службы вуза может удержать высококвалифицированных специалистов от перехода в гораздо более привлекательные с точки зрения заработной платы коммерческие фирмы, если не возможностью реализовать на практике то, что сулит серьезную перспективу, но еще мало где используется?
В частности, поэтому из двух возможных вариантов — идти протоптанным путем, который не дает вузу никаких послаблений и дивидендов (в каком бы виде они ни выражались), или пробовать новые технологии при активной поддержке заинтересованных партнеров, в РГТЭУ выбрали второй. Еще пять лет назад в вузе не было даже полноценной компьютерной сети, а уже в 2009-м здесь начали осваивать технологии виртуализации на базе решения Microsoft Hyper-V, в октябре прошлого года ввели в эксплуатацию оборудованный всеми необходимыми инженерными системами собственный ЦОД (в нем сейчас функционирует порядка тридцати физических серверов и более двухсот виртуальных), а теперь говорят о формировании облачной среды, включающей частное облако (на базе ЦОДа и решений Microsoft System Center) и публичные облачные сервисы Office 365.
Просто виртуализация или все-таки облако?
Еще до строительства ЦОДа в РГТЭУ внедрили технологию виртуальных рабочих столов, которая, как утверждает г-н Аносов, вполне себя оправдала даже с экономической точки зрения. Но когда число поддерживаемых рабочих мест превысило две сотни и при этом нужно было обеспечить интенсивную работу учебных классов (в центральном корпусе их больше десятка, и все они постоянно загружены), ИТ-служба вуза столкнулась с тем, что управлять ИТ-инфраструктурой и поддерживать ее работоспособность стало довольно сложно. “Проблемы возникли в том числе и на моем уровне: нужно было постоянно перераспределять человеческие ресурсы с учетом компетенции отдельных ИТ-специалистов”, — вспоминает Алексей Аносов. Предложенная в такой ситуации специалистами Microsoft идея построения динамического ЦОДа позволяла, с одной стороны, консолидировать ИТ-ресурсы и повысить надежность всей ИТ-инфраструктуры, а с другой — централизовать управление этими ресурсами. Последовавшее за этим внедрение инструментов из пакета Microsoft System Center (включая System Center Operations Manager, System Center Service Manager, System Center Data Protection Manager), дополнивших средства виртуализации System Center Virtual Machine Manager, должно было обеспечить более рациональное управление ресурсами внутри вуза и эффективное их перераспределение в соответствии с возникающими и меняющимися задачами и фактически подготавливало переход к облачной модели использования ИТ-инфраструктуры.
“Провести границу между обычной виртуализированной инфраструктурой и облачной не так-то просто, — считает г-н Аносов. — На мой взгляд, эта граница определяется прежде всего мировоззрением ИТ-персонала. Если он воспринимает ИТ-ресурсы сегментированно (здесь у нас одна сеть, а здесь другая; здесь такое рабочее место, а здесь другое…), то говорить об облаке не приходится. Если же вся инфраструктура воспринимается и управляется как единый ресурс, который может быть перераспределен между различными задачами с возможностью масштабирования мощностей, выделяемых под конкретную задачу, то это и означает переход к облачной идеологии использования ИТ”.
Ключевое значение в этом смысле, как считают в РГТЭУ, имел трехдневный семинар по стандартам ITIL и ITSM, который для ИТ-персонала вуза провели специалисты компании “Ай-Теко”, осуществлявшей внедрение инструментов Microsoft System Center и оказавшей существенную помощь в решении связанных с переходом к облачной идеологии организационных вопросов. “Обучение практикам ITSM стало переломным моментом, — уверен г-н Аносов. — Оно оказалось неотъемлемой частью всего проекта, потому что до этого представлений об ITSM мы не имели, а нам всем нужно было говорить на одном языке. Идея правильного учета пожеланий пользователей в рамках SLA должна была дойти до каждого специалиста ИТ-службы, начиная от директора и заканчивая техником”.
Вообще, по словам г-на Аносова, проект с “Ай-Теко”, который начался с аудита и донастройки созданной до прихода специалистов интегратора инфраструктуры, был ценен прежде всего решением именно организационных вопросов, потому что необходимо было выработать правила работы с виртуальными машинами, принципы реагирования на инциденты и проблемы, возникающие в ИТ-инфраструктуре и у пользователей. “Организационные моменты определяют, в каком случае мы имеем дело с “железом”, работающим под управлением виртуальных машин, а в каком с облаком, которое может достаточно мобильно принимать различные формы в зависимости от того, какие потребности, административные или учебные, оказываются приоритетными для нас в данный момент”, — отмечает он.
Технологический аспект
И все же любой ИТ-проект неизбежно предполагает выбор технологий для внедрения. В РГТЭУ он был предопределен ранее сделанным выбором ключевого вендора. “Мы стремимся унифицировать представленную в вузе платформу и уже более четырех лет активно сотрудничаем с Microsoft, — пояснил г-н Аносов. — Изначально выбрав для виртуализации технологию Hyper-V, поскольку на тот момент это было более доступное для нас решение, впоследствии мы выбирали продукты, гарантированно совместимые с тем, что у нас уже внедрено. Сейчас мы работаем с Microsoft не только по построению платформы, но и внедряем Dynamics AX и CRM для управления учебным процессом, а бухгалтерию переводим на Axapta. В итоге мне хотелось бы получить целостную систему, построенную на родственных продуктах: я хочу быть уверенным, что все это будет совместимо и сможет работать так, как предусмотрено непосредственно производителем. В таком случае ниже вероятность отказов, меньше риски и в целом гораздо более привлекательными оказываются финансовые условия выполнения проектов. Есть и еще один важный момент: я ограничен в квалифицированных кадрах, и мне не хочется внедрять решения, требующие уникальных специалистов, которые одни только и будут понимать, что и как функционирует, и станут диктовать мне такие условия, что я и удовлетворить не смогу”.
Начало сделано, продолжение следует
Сегодня, по словам Алексея Аносова, в динамическом ЦОДе РГТЭУ “крутятся” все основные ИТ-системы, включая внедряемые Dynamics AX и CRM, электронно-библиотечную, всевозможные решения по внутреннему учету, управлению доступом в помещения, видеоконференцсвязи, а также виртуальные машины для учебного процесса. Даже бухгалтерские системы, которые вскоре заменит Axapta, функционируют на виртуальных серверах. “В условиях государственного бюджетного учреждения к реализации любого ИТ-проекта, требующего закупок и соответственно проведения тендеров или конкурсов, приступить можно не раньше, чем через два месяца после его инициирования. При традиционном подходе к ИТ-инфраструктуре в такой ситуации динамично работать просто невозможно, — констатирует проректор РГТЭУ. — Сейчас же, когда вся наша серверная инфраструктура размещена в виртуализированном ЦОДе, пилотный проект можно начинать практически сразу”.
Важным результатом предпринятых усилий он считает и экономию рабочего времени высококвалифицированных ИТ-специалистов в силу того, что многие задачи по управлению ИТ-инфраструктурой упрощены благодаря внедренным инструментам и порталу самообслуживания. “Моя мечта сейчас заключается в том, чтобы этот портал стал инструментом всех пользователей, — говорит Алексей Аносов. — Мы уже движемся к этому, начав с преподавателей. Выбираем наиболее квалифицированных в области ИТ, и в течение лета они будут осваивать возможности, которые обеспечивает портал самообслуживания, чтобы затем с его помощью самостоятельно формировать виртуальные машины, настраивать базы данных для занятий. Позже, я надеюсь, мы сможем предоставить доступ к порталу и студентам”.
Другая важная задача, которую в РГТЭУ рассчитывают решить в рамках созданной инфраструктуры, заключается в централизации информационных потоков, возникающих в университете и его филиалах. Такая необходимость диктуется, в частности, значительным ростом (в разы за последние три-четыре года) объема отчетной информации, подаваемой вузом в Минобрнауки и другие ведомства. Алексей Аносов поясняет: “Наша задача на данный момент — стандартизировать механизм управления не только на московской площадке, но и в 26 филиалах. Те решения, которые мы разрабатываем в рамках Dynamics AX и CRM, мы будем масштабировать для регионов, чтобы иметь возможность проводить единую приемную кампанию и быстро отвечать на вопросы, как свои, так и министерства, касающиеся приема абитуриентов, хозяйственной деятельности и т. д. Ведь сейчас, в отсутствие единой информационной системы, поиск необходимой информации может занимать до трех суток. А это уже недопустимо. Консолидация информации в облаке позволит быстрее принимать решения и, что важно для меня, несколько поменяет задачи и статус ИТ-службы. На мой взгляд, через три-четыре года ИТ-служба должна превратиться из инженерной в службу бизнес-аналитики и обработки информации”.