Сегодня в гостях у нашей традиционной рубрики “Кто он, современный ИТ-руководитель?” представитель компании, оказывающей широкий спектр услуг по грузоперевозкам. Данная сфера деятельности сейчас переживает период бурного роста, поэтому нам интересно было узнать, какую роль здесь играют информационные технологии и как применение современных ИТ-решений влияет на прибыльность бизнеса. Эти и другие вопросы стали предметом беседы заместителя генерального директора по ИТ международной логистической компании “Альбатрос Карго” Михаила Рыстенко и научного редактора PC Week/RE Ольги Павловой.
PC Week: Вот уже более десяти лет вы работаете в сфере логистики. Чем вас привлекает этот вид бизнеса?
Михаил Рыстенко: Транспортная логистика — одна из немногих областей, где без ИТ практически невозможно обеспечить свою конкурентоспособность на рынке. Здесь эффективность в основном достигается за счет снижения издержек на больших оборотах. То есть пока компания небольшая, бизнес можно делать, что называется, “на коленке”. Но как только обороты увеличиваются, необходимо четкое планирование и анализ взаимодействия с большим количеством параметров — а это возможно только с помощью ИТ.
В течение своей трудовой деятельности я занимался многим: автоматизацией торговли, складской деятельности, бухгалтерии. Логистика же меня привлекает тем, что она очень близка к математике, причем сложной, куда относится решение оптимизационных задач. Мой интерес к математике объясняется просто: я закончил Московский авиационный институт по специальности “Автоматические системы управления космическими летательными аппаратами”. Так что по сути я как раз именно этим и занимаюсь в логистике, решая задачи сложного управления, но в “земных” условиях.
PC Week: Что входит в круг ваших обязанностей как ИТ-руководителя?
М. Р.: В нынешней своей должности я занимаюсь и кадровыми вопросами, и бюджетированием, и взаимодействием с бизнесом. Организационно я являюсь заместителем генерального директора по ИТ и подчиняюсь напрямую генеральному директору компании. Таким образом, я вхожу в состав топ-менеджмента, что с моей точки зрения представляет собой огромный плюс, поскольку позволяет мне оказывать влияние на принятие решений. Непосредственно общаясь с руководителями бизнеса, я могу четко понимать, для чего возникает то или иное пожелание к ИТ, что-либо предлагать со своей стороны, проводить политику, обеспечивающую необходимое развитие ИТ. И я считаю, что в этом плане мне очень сильно повезло с местом работы.
Естественно в зоне моей ответственности бесперебойная работа всей ИТ-инфрастуктуры.
Кроме того, одна из наиболее важных моих функций — развитие корпоративной информационной системы. В 2010 г., через полтора года моей работы в “Альбатрос Карго”, мы приобрели некое готовое решение, в максимальной степени поддерживающее наш бизнес. Но уже когда мы отмечали годовой юбилей этой программы, выяснилось, что мы нарастили её функционал на 40% и переписали исходный код — на 50%. То есть можно сказать, что сегодня это уже фактически наш собственный продукт.
При этом в нашей ИТ-службе совсем небольшой штат разработчиков — всего четыре человека, но они являются не столько “кодерами”, сколько ведущими программистами, участвующими в выработке архитектурных решений. Что-то они пишут сами. Что-то мы отдаем на аутсорсинг, но и тогда наши ИТ-специалисты контролируют весь процесс написания кода. Такой подход позволяет очень малыми силами обеспечивать развитие системы практически до бесконечности. Как показывает мой опыт, многие системы не доживают до “преклонного возраста” — в какой-то момент возникает желание заменить её чем-то новым, более современным, особенно если изначально она не была хорошо спроектирована и не рассчитана на существенный рост. Наша же идеология заключается в том, что продукт гибкий и будет жить и развиваться вместе с компанией.
PC Week: Существуют разные мнения относительно эффективности аутсорсинга. В чём вы видите плюсы и минусы данного подхода?
М. Р.: При работе с внешними поставщиками есть типовые сложности. В частности, необходимо более четко документировать всё то, что мы хотим получить в результате. Но я бы сказал, что это скорее “плюс”.
Нам часто приходится менять поставщиков в силу того, что на начальном этапе сотрудничества они работают хорошо, выдерживают сроки и качество написания кода, но потом “сбавляют обороты”. Может быть, тут сказывается то, что мы обычно привлекаем поставщиков исходя из финансовых соображений и поэтому выбираем молодые команды, чаще всего из регионов. Но вот по мере их роста клиентоориентированность и качество снижаются.
Существует также проблема обратной связи. “Свой” человек, который понимает, в чём суть задачи, всегда может подсказать оптимальный путь ее решения. А аутсорсеру по большому счету всё равно, что и как делать. Есть даже такая шутка: “сегодня за ваши деньги он пойдет направо, завтра — налево, а послезавтра — опять направо”. Поэтому моя задача как директора — убедиться, что мы тратим деньги, двигаясь в нужном направлении, а не мечемся из стороны в сторону. Так что аутсорсинг для нас — некая дополнительная нагрузка, но которая в итоге окупается тем, что мы немного больше и заранее думаем головой и немного меньше делаем руками.
В целом же я считаю, что использование аутсорсинга приносит компании выгоду. Конечно, если посчитать, во что нам обходится один час работы аутсорсера, то видно, что наши специалисты стóят дешевле (за счет затрат на менеджмент со стороны фирмы-поставщика). Однако благодаря тому, что весь процесс разработки более четко документируется и управляется, в итоге такой подход для нас становится гораздо рентабельнее, чем выполнение работ своими силами.
И наконец, еще одним большим плюсом аутсорсинга является то, что он позволяет более предметно общаться с внутренними заказчиками. Поскольку генеральный директор и члены совета имеют возможность увидеть, насколько рентабельно то или иное пожелание к ИТ, мне намного проще объяснить свою позицию, почему одну задачу надо, например, реализовывать именно сейчас, а другую можно отложить на полгода.
PC Week: А почему вам всё-таки приходится заниматься разработкой? Неужели на рынке при всём его разнообразии нельзя найти готовое решение?
М. Р.: Я каждый год занимаюсь анализом рынка, но до сих пор не могу найти там продукт, который можно было бы купить и использовать с минимальными доработками. Настолько велико различие внутренних процессов компаний в условиях нашего неустоявшегося рынка, особенно в случае сложной логистики. У каждой компании есть какие-то свои ноу-хау, которые позволяют ей держаться на плаву. Это верно и для “Альбатрос Карго”, поэтому если мы, условно говоря, возьмем нашу корпоративную информационную систему и отдадим ее любой другой компании, то она не сможет ею эффективно воспользоваться. Им придётся либо перестроить все свои бизнес-процессы в соответствии с нашими, либо адаптировать систему, а это значит — практически повторить весь наш путь. Мы ведь тоже взяли “типовое решение”, а в итоге практически переписали его.
PC Week: Тем не менее если поговорить с вендорами, то они всегда скажут, что большинство компаний сильно преувеличивают свою уникальность.
М. Р.: В этом есть своя внутренняя правда, но она, на мой взгляд, справедлива лишь для небольших компаний, которые готовы переделать свои бизнес-процессы под учетную систему. Но как только компания становится серьезным игроком на рынке, у нее обязательно находится некая неповторимость, выделяющая ее из всех остальных. И если такое отличие не принимать во внимание, то это будет по сути игнорирование конкурентных преимуществ компании. То есть тех вещей, благодаря которым она и добилась высоких результатов.
Возьмем, к примеру, ERP-систему SAP. Когда с её помощью автоматизируют бухгалтерию на заводе, я верю, что модуль работает эффективно, поскольку эти бизнес-процессы предприятия по определению остаются неизменными в течение длительного времени. А в компаниях активно растущих, особенно на российском рынке, каждые полгода может появляться какое-то новое направление основного бизнеса.
Я считаю, что ERP — “нишевое” решение, даже модульность не сильно изменяет ситуацию. Например, если компания приобретает ERP-систему исходя из сегодняшнего момента, то поначалу ей наверняка будет нужна максимум одна треть всего многообразия имеющихся функций, но внедрение базовой системы всё равно стоит очень дорого. Когда же через несколько лет станут нужны уже практически все модули и что-то потребуется еще и дописать, то выяснится, что система просто не успевает за ростом бизнеса из-за негибкости. Таким образом получается, что это решение предназначено всего для одного определенного этапа, когда компания уже развилась до высокого уровня, диверсифицировала свой бизнес и точно знает, чем собирается заниматься в будущем.
PC Week: А какое место занимает ИТ-подразделение в вашей компании?
М. Р.: К счастью, сложилось так, что руководство относится к нему как к генерирующему подразделению, понимая, что нашему бизнесу остро необходимы высокотехнологичные решения. Я со своей стороны участвую в обсуждении большинства вопросов и могу предложить ИТ-решения, максимально точно решающие конкретную бизнес-задачу. Поскольку только хорошо представляя конечную цель, можно выбрать оптимальные технические средства.
Если же говорить с чисто финансовой точки зрения, то надо признать, что мы несомненно являемся центром затрат — так называемые “пожиратели” бюджета. Поскольку практически невозможно точно оценить долю прибыли от ИТ в повышении эффективности деятельности сотрудников по сравнению с ручным трудом. Возьмем, к примеру, задачи бизнес-аналитики. Все попытки анализировать что-либо без автоматизации представляют собой разовую акцию, очень затратную по времени и дающую при этом какие-то странные, непроверяемые результаты. Но если процесс поставлен таким образом, что данные для аналитики можно получать в любой момент и заниматься только их проверкой и анализом, то полученный результат будет очень наглядным. Можно, скажем, посмотреть и увидеть, что рентабельность упала. Выяснили причину, приняли некоторые управленческие меры, через месяц посмотрели — всё выровнялось. Так что и сотрудники и руководители, пользующиеся этим инструментом, действительно хорошо понимают, что без ИТ можно опираться только на экспертное мнение, которое в каких-то масштабах действует, а потом просто перестает работать.
Для оценки эффективности ИТ в мире существует практика расчета возврата инвестиций. И основная сложность именно в определении итоговой прибыли. В “Альбатрос Карго” принят несколько иной подход, и с моей точки зрения он хорош тем, что у нас нет задач, связанных только с ИТ. То есть у нас не может быть задач “закупка сервера”, “протягивание коммуникаций” и т. д. Подобные задачи у нас всегда решаются в рамках какого-то бизнес-проекта. Благодаря этому ИТ как бы участвует в части прибыли от проекта. И меня такой подход вполне устраивает, поскольку в этом случае у меня не только исполнительская задача, но я могу увидеть и показать результат инвестиций в ИТ.
PC Week: Сегодня технологии сменяются со стремительной скоростью. Как это отражается на вашей деятельности?
М. Р.: Я считаю эту “стремительность” чистой воды маркетингом, причем с точки зрения ИТ-профессионалов не очень красивым. Я внимательно слежу за новинками, и у меня зачастую возникает ощущение, что вот эту “новую” идею я уже видел, но под другим названием. Поэтому такие колебания очень слабо сказываются на моей работе.
Естественно, возникают технологии, которые кардинально меняют и рынок, и те средства, что мы используем в работе. Так было с виртуализацией, с терминальными решениями (тогда они назывались так, теперь называются облачными вычислениями, а через год будут еще как-нибудь называться — суть от этого не меняется), с мобильными приложениями, с веб-интерфейсами. Для логистики все эти технологии очень актуальны, потому что компании, как правило, имеют широкое региональное покрытие с очень слабыми каналами связи на местах, из-за чего у них нет возможности реализовать одинаковое качество доступа во всех точках.
Я много общаюсь с зарубежными коллегами и знаю, что у них работает “железо” и софт пятнадцатилетней давности. Потому что если оно тогда решало свою задачу, то делает это и сейчас, если сама задача по сути никак не поменялось. В области логистики тоже есть подобные примеры — как работали системы бронирования с текстовыми терминалами, так и работают, поскольку другие технологии такие масштабы покрытия реализовать не позволяют. Конечно, можно нарисовать “новых красивостей” в графическом интерфейсе, но это потребует полного обновления техники, что зачастую финансово нецелесообразно.
PC Week: И наконец, от чего, с вашей точки зрения, зависит успех деятельности ИТ-подразделения?
М. Р.: Для меня самое главное, что может быть в ИТ-структуре, — это люди. Команда у нас небольшая: сегодня в нашей ИТ-службе семь человек и еще несколько системных администраторов, работающих на аутсорсинге в регионах. По моему опыту, я считаю, что необходимым и достаточным условием формирования коллектива и подбора новых сотрудников должна быть их общая адекватность.
Знания вторичны, потому что они быстро устаревают, всё знать невозможно. Более того, если человек получил хорошее образование (особенно характерно это было для советских времен), то новые технологии он освоит за месяц, за полгода. А поскольку я подбираю людей таким образом, чтобы с ними работать долго, это позволяет решать практически любые задачи. Моя команда — это люди, которые умеют работать не только руками, но и головой. При наличии грамотных, мотивированных людей “снизу” и поддержки руководства “сверху” ИТ-служба может сделать абсолютно всё — вопрос только в бюджете и во времени.
И еще один важный момент, на который я хотел бы обратить внимание, — это доверие в коллективе. В одном из зарубежных источников я прочитал, что основной признак команды, это когда ты спокойно передаешь какую-то часть общей задачи своему коллеге и не лезешь в решаемые им вопросы, т. е. ты должен быть уверен, что он сделает эту часть работу лучше тебя. И если все члены команды хорошо представляют себе цель, в итоге все двигаются в правильном направлении. Вот и я пытаюсь выстроить именно такие взаимоотношения в нашей ИТ-службе. Я убежден, что это позволит и каждому раскрыться с лучшей стороны, и решать любые ИТ-задачи.
PC Week: Спасибо за беседу.