На выставке в рамках петербургского Международного экономического форума Сбербанк России представил на своем стенде работающий прототип интернет-портала для малого бизнеса “Деловая среда”, заявив тем самым о намерении выйти на рынок SaaS-провайдинга. В полнофункциональном варианте эта система начнет работать уже в середине июля. По мнению представителей банка, данный портал должен стать удобной и доступной площадкой для ведения дел малыми компаниями. Как это было показано в Санкт-Петербурге, уже сейчас там реализовано решение “Магазин”, через который клиенты смогут приобретать нужные им ИТ-сервисы. Как отметил генеральный директор ЗАО “Деловая среда” (дочерняя структура Сбербанка) Андрей Леушев, весь этот проект реализуется в рамках стратегии Сбербанка по поддержке развития малого бизнеса в стране.
На портале сегодня уже имеется функционал социальной сети предпринимателей (раздел “Клуб”), которая позволит представителям малого бизнеса не только общаться в режиме общего доступа, но также вести двух- и многосторонние переговоры и заключать сделки. Важным элементом “Деловой среды” является также Школа предпринимателя (раздел “Школа”), в которой сейчас представлен базовый набор обучающих курсов, программ и тестов, позволяющих получить знания как действующим предпринимателям, так и тем, кто только проявляет интерес к открытию своего дела. Раздел “Банк” предоставляет пользователям сети доступ к полнофункциональному интернет-банку. Кроме того, “Деловая среда” закрепляет за каждым участником персонального клиентского менеджера, который будет сопровождать деятельность предпринимателя.
Партнером Сбербанка в этом проекте по части деловых SaaS-услуг выступает екатеринбургская компания “СКБ-Контур” — провайдер услуг в области электронного взаимодействия коммерческих организаций между собой и с государственными структурами, который в последние года активно продвигает себя на рынке и в качестве поставщика решений для малого бизнеса, используя именно облачный вариант взаимодействия с клиентами. В разделе “Приложения” портала “Деловая среда” были показаны сервисы “Документовед” и “Электронный бухгалтер “Эльба"” от “СКБ-Контур”. Первый призван упростить процедуру открытия бизнеса, помогая, в частности, сформировать пакет документов для регистрации юридического лица, а затем документально сопровождать последующую деятельность созданного предприятия. Второй сервис может быть полезен небольшим компаниям для самостоятельного ведения бухгалтерии и отправки отчетности в контролирующие органы. В “Магазине” имеются и другие решения “СКБ-Контура” — сервис моментальной проверки контрагентов “Контур-Фокус” и справочно-правовая система “Норматив”.
По словам представителей Сбербанка, состав облачных приложений для малого бизнеса будет со временам расширяться. В настоящее время ведутся переговоры с рядом разработчиков, в том числе с авторами систем “Мегаплан” и “Мое дело”. Для полноценной работы портала банку нужно также решить ряд юридических вопросов по предоставлению SaaS-услуг.
Комментируя новость о демонстрации прототипа портала “Деловая среда”, наблюдатели говорят, что развитие данного направление Сбербанком вряд ли стоит рассматривать как намерение вступить в серьезную конкуренцию с традиционными ИТ-поставщиками, в том числе и с теми, кто сам осваивает SaaS-модели работы на рынке. Скорее всего, речь идет о расширении разного рода сервисов, нацеленных на удержание и привлечение клиентов к основному спектру финансовых услуг банка. И, конечно, о намерении расширить свое присутствие на рынке СМБ, где позиции Сбербанка не так сильны, как в области крупного капитала.
Из сделанной на петербургском форуме презентации пока трудно понять схему взаимодействия Сбербанка с разработчиками SaaS-решений и их потребителями. Вероятнее всего, банк все же будет выступать чисто как посредник-продавец, получающей процент от подписки. Хотя сами приложения будут функционировать в виртуальном хостинге самого Сбербанка (используется среда виртуализации и средства управления компании Parallels), собственно услуги будет, скорее всего, предоставлять сам вендор решения. Тем не менее наблюдатели довольно единодушно отмечают, что сам факт выхода на рынок SaaS-услуг такого крупного “новичка”, как Сбербанк, пусть даже в качестве простого продавца, может серьезным образом способствовать развитию этого рынка и, вполне возможно, повлияет на весь ландшафт рынка деловых ИТ-систем.