По опыту нескольких лет общения с государственными информатизаторами легко можно понять, что есть ряд вопросов, на которые чиновники всегда отвечают одно, думая при этом совершенно другое. Отвечают автоматически, потому что так предписывает корпоративная этика, да и просто им очевидно, что при другом ответе журналисты начнут писать едкие репортажи.
Если не ограничиваться госсектором и пытаться общаться ровно на эти же темы с представителями бизнеса, порой удается сделать интересные наблюдения и даже открытия. Выясняется, что чиновники-то в некоторых случаях могли бы и не кривить душой, потому что именно их искренний ответ был бы адекватным.
Но игра продолжается по установленным правилам. И тем более интересно соприкасаться с темами, где правила еще окончательно не успели устояться, хотя и предельно ясно, куда дует ветер. Более того, когда эти темы неожиданным образом наводят на размышления об уровне готовности ИТ-отрасли к возможной второй волне кризиса, все становится совсем увлекательным. Но давайте по порядку.
Искренний тезис, правильное опровержение
По заголовку материала, собственно, понятно, о каком вопросе в данном случае идет речь. Впервые с его неоднозначной трактовкой автор этих строк столкнулся примерно два года назад на партнерском форуме IBM в Перми. Во время выступления консультанта управления ИТ аппарата правительства Пермского края Артема Куксова, описывавшего проект по передаче обслуживания ИТ-инфраструктуры своего ведомства на аутсорсинг, его спросили об экономической эффективности, после чего он не нашелся, что ответить. Как бы спасая ситуацию, в дискуссию вмешался региональный представитель IBM в Пермском крае Андрей Пономарев и заявил, что для органов власти экономическая эффективность проектов не всегда стоит на первом месте. (Г-н Куксов возражать не стал.)
Двумя часами позже руководитель аппарата правительства Пермского края (с 22 июня 2012 г. — бывший) Макар Герман долго и убедительно данную мысль опровергал, резюмировав свою речь тезисом о том, что экономическая эффективность стоит на первом месте всегда. Точка.
В нынешнем году на очередном пермском форуме IBM мне довелось пообщаться с руководителем Агентства информационного развития Пермского края Денисом Мироновым. Незадолго до этого разговора в крае сменился губернатор, и уже было понятно, что в вопросах информатизации некоторые аспекты существовавшего ранее курса будут скорректированы. Однако, что касается взглядов на экономическую эффективность, то, как можно было понять по ответам г-на Миронова, официальная позиция чиновников здесь вряд ли изменится — экономическая эффективность важна. Всегда.
После такого ответа я уже было решил, что правила игры по данному вопросу все чиновники усвоили окончательно, но ошибся. В начале июня форум IBM (участие компании во всех описываемых проектах можно считать основой единой системы координат, что весьма показательно) прошел в Ростове-на-Дону, и мои представления о реальности в каком-то смысле пошатнулись.
Бизнес и госсектор
На специальной пресс-конференции в рамках ростовского форума за одним столом оказались заведующий сектором АИС администрации Ростова-на-Дону Юрий Емельянов и начальник отдела обработки информации компании “ВЭЛАН” Юрий Пасерба. Коротко об их проектах.
Г-н Емельянов сообщил о завершении первой стадии модернизации аппаратной платформы, объединяющей все информационные системы городской мэрии, в рамках развития электронного правительства. По официальной формулировке, до начала реализации проекта серверная инфраструктура была разрозненной и сложной в управлении, что приводило к задержкам при внедрении новых сервисов и обслуживании различных департаментов администрации. В результате было принято решение о виртуализации имеющейся аппаратной платформы и создании интегрированной инфраструктуры, оптимизированной с точки зрения рабочих нагрузок и операционных затрат. Платформой для новой виртуализированной ИТ-инфраструктуры стали решения IBM System x, а также система хранения данных IBM N6210-C20.
В рамках следующего этапа, запланированного к завершению в III квартале 2012 г., будет произведена миграция сайта администрации и портала госуслуг на серверы IBM Power 710. Бюджет всего проекта, по уверению г-на Емельянова, составляет 7,5 млн. руб.
Что касается компании “ВЭЛАН” (единственного на территории СНГ предприятия электротехнической промышленности, специализирующегося на производстве низковольтной электроаппаратуры во взрывозащищенном исполнении), то г-н Пасерба сообщил о завершении проекта по созданию ее новой корпоративной системы на базе “1С: Управление производственным предприятием 8.2” и СУБД IBM DB2.
В рамках проекта были автоматизированы процессы управления производственной деятельностью, учет движения материалов и готовой продукции, бухгалтерский учет. Внедряемое бизнес-приложение было развернуто на серверах IBM х3550 M3, работающих под управлением Linux, а сохранность данных обеспечивает СХД IBM DS3512. Функционирование информационной системы “1С: Предприятие” поддерживает СУБД IBM DB2 Workgroup Server Edition. На данный момент в системе зарегистрировано более 80 пользователей. Бюджет проекта (включающий расходы на дополнительное оборудование), по словам г-на Пасербы, находится в районе 1,1 млн. руб.
Вопрос об экономической эффективности их проектов был задан обоим участникам пресс-конференции. Г-н Емельянов высказался в том смысле, что его ведомство не является коммерческой компанией, бюджет муниципального образования закладывается на несколько лет вперед и пребывает в четком соответствии с информатизационными планами государства. То есть его слова можно было трактовать как признание того, что в ряде случаев вопрос, внедрять или не внедрять ту или иную систему, отнюдь не возникает — чиновники могут лишь грамотно сформулировать условия тендера и проконтролировать исполнение проекта. Задача возврата инвестиций не ставится в принципе.
А вот по словам г-на Пасербы экономическую эффективность проекта они, “к сожалению или к счастью”, не считали. С одной стороны, г-н Пасерба сравнивает созданную технологическую платформу для завода с нервной системой человека: она просто должна быть, она незаметна, она фоновая, но нужно, чтобы она работала, всегда. С другой стороны, он тут же признает, что платформа напрямую в выпуске продукции не участвует. Это не токарный станок, чью стоимость можно измерить количеством изготавливаемых на нем деталей. То есть, по мнению г-на Пасербы, можно сказать, что система окупилась мгновенно, потому что она уже обеспечивает бизнес-процессы. Но можно сказать, что она не окупится никогда, потому что и без нее предприятие как-то работать будет. А лучше или хуже — трудно сравнимые вещи.
После этих слов к дискуссии подключился вице-президент по региональному развитию IBM в России и странах СНГ Леонид Алтухов. По его словам, в обоих проектах пытаться рассчитать сроки окупаемости действительно нет смысла, потому что речь не идет об основных производственных мощностях. С другой стороны, в случае с администрацией дело касается рисков, связанных с неработоспособностью городской системы, чего, по сути, нужно избегать любой ценой (хотя и за разумные деньги). В случае же “ВЭЛАНа” дело касается непрерывности процессов, в том числе и производственных, потому что если встанет финансовая система, то рано или поздно застопорится и все остальное.
В общем, по мнению г-на Алтухова, так или иначе, но заказчики без своих систем никак обойтись не могли. (Но денег оба не считали — добавим мы.)
Мысли в слух
Итак, что мы имеем. В ИТ-среде принято считать, что информационные технологии — это ни в коем случае не красивая модная абстракция, которую используют по блажи руководства, а реальный бизнес-инструмент, позволяющий экономить или даже зарабатывать деньги. И, например, когда начался кризис 2008 г. (актуальная на сегодняшний день тема, не правда ли?), ИТ-шники всех мастей стали раздавать налево и направо бодрые интервью о том, что кризис для их компаний — это новые возможности (журналисты эту фразу выучили назубок). Дескать, даже те, кто раньше ИТ должного внимания не уделял, теперь это станет делать пренепременно, потому что именно информационные технологии позволят оптимизировать издержки организаций и предприятий.
Результат мы прекрасно помним. Наилучшим образом трудные времена пережили ИТ-компании, которым удалось получить госзаказы. И в контексте затронутой в основной части материала темы приходится задуматься о несколько зловещей природе опосредованно обозначенного еще раньше тезиса. Мы ведь во многих вопросах привыкли считать государство эдаким действующим по указке сверху горе-информатизатором, который очень часто расходует деньги абы как, дублирует системы, использует оборудование не по назначению и т. д. Мы все понимаем, что о прямой экономической эффективности государство не задумывается, но так как вслух об этом налогоплательщикам заявлять не стоит, то чиновники на пресс-конференциях говорят об обратном.
А вдруг наше государство тратит деньги на ИТ бездумно и наглазок не потому, что оно такое несуразное, а потому, что в изрядной степени иначе их на ИТ в таком количестве тратить и нельзя? Вдруг это отчасти применимо и к бизнесу (там, как мы видим, деньги тоже считают не всегда)? Вдруг реальная потребность экономики в ИТ совсем не такая, как нам всем приятно думать?