Процесс информатизации российских государственных учреждений и ведомств набирает обороты. Судя по выступлениям на июньской конференции “Информационные технологии в госсекторе”, проведенной компанией AHConferences, налицо позитивные сдвиги, которые позволяют надеяться, что нынешняя попытка информатизации госсектора может оказаться удачнее предыдущих. Однако итоги подводить еще рано, есть немало нерешенных проблем, которые упоминались во время сессии вопросов и ответов. Но решать их нужно срочно, потому что с 1 июля 2012 г. на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и муниципалитеты, а по плану, озвученному первыми лицами государства, к 2015 г. в электронном виде будут предоставляться все государственные услуги.
На пути к государственному документообороту
Сейчас для информатизации госструктур разрабатываются две системы — Межведомственного электронного документооборота (МЭДО), предназначенная для федеральных органов исполнительной власти, и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на базе электронного документооборота, уже существующего в ведомствах. “Хотя эти проекты разные и у них разные цели, но они — главные движущие силы электронного документооборота на уровне государства”, — сказал Алексей Осотов, директор по работе с регионами компании ЭОС.
МЭДО — это система электронной почты, которая позволяет федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) обмениваться документами друг с другом и с аппаратом правительства РФ. При этом обеспечивается автоматическая передача извещений о прохождении документа в другой организации.
Проект был запущен осенью 2009-го, оператором этой системы стала Федеральная служба охраны РФ (ФСО). С прошлого года происходит постепенное подключение регионов к МЭДО. “Первой была Калининградская область, уже подключился Ярославль, скоро начнет работать Псковская область, а всего в этом году системой должны быть охвачены 20 регионов, — объяснил Алексей Осотов. — Но пока в регионе подключается только одно рабочее место — либо главы, либо правительства региона, а этого недостаточно для выстраивания электронного правительства”. Для решения этой проблемы ЭОС предлагает систему на базе продуктов ДЕЛО-МЭДО и ДЕЛО-СЭВ, о котором Алексей Осотов рассказал на примере проекта “Электронная Якутия”.
Что касается СМЭВ, то система уже функционирует, ряд регионов уже работает с ней. Оператором является “Ростелеком”, который развивает единый портал и сервисы для электронного взаимодействия граждан с органами государственной власти и ведомств между собой, а также создает справочники и классификаторы.
“В ведомствах стоят разные системы, но они должны уметь обмениваться информацией со СМЭВ, для этого нужны адаптеры”, — объяснил Алексей Осотов и привел в качестве примера проект по созданию системы госуслуг в Республике Бурятия и ее интеграции со СМЭВ.
Хотя МЭДО запущена уже некоторое время назад, у пользователей уже есть к ней претензии. Так, представитель Минэнергетики сказал, что его министерство активно использует МЭДО, но когда документы передаются в другие организации, то зачастую они даже извещения о его принятии не высылают, а ведь такие извещения должны отправляться автоматически.
Другой вопрос связан с надежностью МЭДО. Оказывается, система даже не задублирована и неизвестно, как ФСО собирается решить эту проблему. Не всё гладко и с электронной подписью. Участница конференции рассказала, что для работы с разными госсистемами ей пришлось покупать ЭЦП в трех разных удостоверяющих центрах, и хотела узнать, когда эти УЦ будут обмениваться ЭЦП. Предполагается, что решить данный вопрос позволит единая система идентификации.
Видимо, у нас, как обычно, отладка систем проводится во время их эксплуатации. Это не отрицает и Алексей Осотов: “Чем больше будет взаимодействия всех участников, тем больше выявится проблем”.
Еще одна проблема связана с тем, что далеко не все региональные органы исполнительной власти (РОИВ) могут себе позволить внедрить систему электронного документооборота из-за ограниченных ИТ-бюджетов. По мнению Дмитрия Романова, директора по развитию технологий информационного менеджмента компании “Логика Бизнеса 2.0”, преодолеть это препятствие позволяет свободное ПО: “Благодаря СПО затраты снижаются. Мы предлагаем систему “БОСС-Референт” 4J, которая поставляется с исходными кодами, и ее применение позволяет снизить входной барьер для перехода на электронный документооборот”.
По его словам, эта система уже используется в центральном аппарате Минкомсвязи и в администрации Псковской области, а сейчас внедряется в Башкирии. Во всех проектах предусмотрена интеграция со СМЭВ и МЭДО.
Как отметил Дмитрий Романов, переход на электронные документы интересен не столько тем, что облегчает жизнь чиновникам, сколько появлением принципиально новых возможностей использования информации. В качестве примера он привел систему поиска экспертов, которая разработана в рамках совместного проекта с “Высшей школой экономики": “Это — технология, реализованная на базе СПО, позволяет быстро и без лишних затрат найти в организации людей, которые помогут решить какой-либо вопрос. При этом используется информация из СЭД, электронной почты и других систем”.
Электронная информация открывает и другие возможности. Так о ее использовании для бизнес-аналитики (BI) рассказал Владимир Некрасов, генеральный директор компании Contour Components, на примере применения BI-системы Contour BI для создания ситуационного центра, мониторинга цен, ситуации на дорогах и реализации госпрограммы “Энергоэффективность”, построения аналитического центра региона, финансового анализа предприятий города. По его словам, при продвижении продуктов компания ориентируется на госсектор и предлагает решения для управляющих городских/региональных организаций и для ФОИВ.
Еще один проект сейчас развивает Федеральное казначейство. Это — государственная информационная система государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП).
Как объяснил Андрей Горелов, и.о. начальника управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства РФ, предусмотрено три типа данных: начисление, платеж, квитанция, и три роли участников: администратор (администраторы доходов федерального бюджета, муниципальных бюджетов, ЦБ, автономные учреждения), организации по приему и переводу платежей (банки и другие кредитные организации, платежные агенты, отделения федеральной почтовой связи и др.) и порталы и многофункциональные центры предоставления государственных услуг.
Предполагается, что ГИС ГМП позволит упростить и ускорить взаимодействие всех этих участников. Так, банки получают возможность оперативно обмениваться информацией с органами государственной власти посредством СМЭВ.
Сейчас проходит тестирование системы. “Осталась основная задача — подключить всех бюджетников, а их более 600 тыс., порталы и кредитные организации, которых порядка 300—400 тыс.”, — сказал Андрей Горелов. А с 2013-го начнется переход к полнофункциональному использованию ГИС ГМП.
Касаясь взаимодействия с другими госсистемами, он сообщил, что предусмотрена интеграция с порталом госуслуг и со СМЭВ, рассматривается вопрос связи с системой “Универсальная электронная карта”.
ИТ-блага для граждан
Процесс перехода государства на электронные рельсы охватывает не только министерства и ведомства. Простые граждане тоже получат возможность приобщиться к передовым технологиям. Так, уже скоро все мы сможем получить, и главное, применить универсальную электронную карту (УЭК).
По словам Екатерины Середкиной, главного специалиста департамента инновационного развития Минэкономразвития, эту карту можно будет использовать в качестве удостоверения личности для доступа к государственным и муниципальным услугам, в качестве платежной банковской карты, для получения разнообразных сервисов — транспортных, коммерческих и т. п., и даже, возможно, вместо водительского удостоверения и полиса ОСАГО.
Запуск проекта начнется уже скоро: с января 2013-го все субъекты должны выдавать УЭК гражданам по их заявлению, а с января 2014-го все, независимо от заявления, смогут получить такие карты, хотя и не обязаны их использовать.
Как считает Екатерина Середкина, степень готовности проекта находится на высоком уровне: “Так создана федеральная уполномоченная организация, которая отвечает за реализацию проекта УЭК, выпущены правила и нормативные документы, подготовлены правила информационно-технологического взаимодействия системы УЭК с другими организациями, например с банками”.
Антон Седов, заместитель начальника управления по региональному развитию Федеральной уполномоченной организации “Универсальная электронная карта”, объяснил, что УЭК содержит данные, позволяющие выполнять операции, требующие идентификацию гражданина, и включает банковское приложение платежной системы ПРО100. К системе УЭК уже присоединились девять крупнейших банков РФ, еще около 100 проявили заинтересованность в этом проекту.
Минкомсвязи подписало соглашение о подключении системы УЭК к СМЭВ. Сейчас проводится широкомасштабное испытание инфраструктуры УЭК и уже в этом году в нескольких регионах будут эмитированы карты в пилотном режиме.
Однако еще остается ряд нерешенных вопросов, один из которых связан с финансовыми рисками. “Мы проработали систему доступа через специальный ридер, который формирует ключи не на компьютере, а на самом ридере, чтобы информацию нельзя было подменить. Когда этот ридер будет сертифицирован, то возможно, риски будет на себя брать уполномоченная организация”, — пояснил Антон Седов.
Важной проблемой остается и слабая информированность граждан об универсальной карте. Когда в конце 2011-го был проведен опрос, оказалось, что представление населения сводится к тому, что УЭК объединит в себе множество документов. Народ ничего не знает ни про функционал карты, ни про конкретные возможности ее использования. “Перед нами стоит задача организации информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на популяризацию УЭК среди населения для формирования доверия граждан”, — сказала Екатерина Середкина.
А между тем гражданам пора готовиться к появлению еще одной системы. Речь идет о едином портале “Электронная демократия”. “Сейчас в регионах и на муниципальном уровне создаются отдельные системы для взаимодействия власти с гражданами. Идея заключается в том, чтобы дать гражданам единую точку входа и предоставить им все необходимые сервисы, избавив их от необходимости разбираться с разными системами”, — сказал Алексей Буньков, советник директора департамента создания и развития информационного общества Минкомсвязи.
В качестве примера таких сервисов он привел возможность формирования законодательных инициатив, проведения опросов, обсуждений и голосований, коллективных и публичных обращений и предложений граждан, проведения независимой экспертной оценки, мониторинга и оценки гражданами работы любого чиновника или ведомства, составления публичных рейтингов работы органов власти. Важна также привязка информации к дому, району, городу, для этого будет предусмотрен картографический сервис.
Сейчас этот проект находится на втором этапе реализации. В прошлом году “Электронная демократия” была внедрена трех областях — Ульяновской, Московской и Ивановской. А сейчас идет опытная эксплуатация в 12 регионах, и еще около 50 выразили заинтересованность в использовании, причем они это сделали добровольно, так как принудительные меры не предусмотрены.
Что касается взаимодействия с другими госсистемами, то в настоящее время реализована интеграция с единой системой идентификацией, со СМЭВ и с единым порталом Миэкономразвития, а когда будет запущена карта УЭК, то с ее помощью можно будет авторизоваться и в “Электронной демократии”.
Таким образом, похоже, что в нашей стране будет хотя бы электронная демократия, а возможно, и некоторые другие ИТ-блага. Учитывая, сколько раз во время конференции докладчики цитировали главу нашего государства, можно сделать вывод, что заинтересованность высшего руководства в этих проектах продемонстрирована вполне наглядно. А как известно, у нас успех любого начиная напрямую зависит от того, насколько “наверху” заинтересованы в получении результата.