Как обычно, компания Microsoft начала очередной финансовый год (он стартовал 1 июля) с проведения во вторую неделю месяца своего главного общекорпоративного мероприятия — ежегодной всемирной партнерской конференции (World Partner Conference, WPC), на которой руководство фактически отчитывается перед “делегатами с мест” (а это не только партнеры, но и представители региональной сети отделений компании) о проделанной работе и оглашает планы развития бизнеса на ближнюю и дальнюю перспективы. Нынешняя WPC 2012 даже по некоторым формальным признакам явно выделяется из серии аналогичных собраний: впервые она прошла за пределами США (правда, не очень далеко — в канадском Торонто) и, похоже, установила очередной рекорд по числу участников — более 16 тыс. человек. Это, кстати, интересный факт для размышлений — несмотря на развитие возможностей заочно-виртуального общения? тяга людей к встречам в традиционном стиле “глаза в глаза” не только не уменьшается, но и растет.
В данном случае причиной повышения интереса представителей корпоративной экосистемы к планам руководства Microsoft является то, что с каждым годом конкурентная ситуация на рынке ИТ обостряется и уверенность в будущем “флагманского корабля” сейчас выглядит не так стопроцентно, как это виделось еще несколько лет назад. В истории Microsoft (с 1975 г/) случались разные периоды, и как раз сейчас корпорация переживает довольно сложный этап, который характеризуется существенной коррекцией изначальной бизнес-модели в условиях радикального преобразования всего ИТ-рынка в связи с переходом от традиционного варианта опремис-потребления ИТ к облачными схемам. А бизнес-модель Microsoft и ее партнерская экосистема — “близнецы-братья…”.
Отметим еще один весьма тревожный для Microsoft момент: в последнее время появились признаки снижения ранее традиционно высокого уровня лояльности партнеров к своему суверену. Сколько-нибудь точных данных на этот счет нет, но все же на некотором интуитивном уровне видно, что все больше ИТ-компаний начинают рассматривать возможность перехода от моновендорной модели к мультивендорной, а то и вовсе подумывают о смене ориентации… В условиях такой ситуации брожения умов как никогда важна решительность высшего командования, которую руководство Microsoft и продемонстрировало в полной мере на прошедшей WPC 2012.
Эволюция Microsoft и всей ее огромной экосистемы — именно эта тема, впрочем как и все последние годы, была главной в традиционном и весьма экспрессивном выступлении CEO корпорации Стива Балмера на открытии конференции. “Начавшийся очередной финансовый год будет ознаменован самым большим в истории нашей компании числом объявлений о продуктах и услугах. И это создает новые огромные возможности для наших партнеров по развитию собственного бизнеса, — подчеркнул руководитель Microsoft. — Новые Windows 8, Windows Phone 8, Windows Server 2012, обновленные Windows Azure и Office 365 — это те продукты, которые делают нынешний момент лучшим для тех, кто решил стать партнером. С нашей помощью вы сможете привлечь еще больше пользователей, чем когда бы то ни было ранее”.
Далее (в который уже раз за последние годы) Стив Балмер отметил, что ИТ-мир сейчас стремительно меняется в условиях бурного технологического развития, что требует не просто коррекции ранее используемых бизнес-схем, но во многом их радикального пересмотра. Меняется стратегия вендора, его система отношений с конечными потребителями продукции и партнерами. Классическая схема доставки программных продуктов через партнерский канал, выстроенный по принципу последовательной цепочки, требует модернизации. Чтобы соответствовать объективным тенденциям рынка и постоянно возникающим новым вызовам, Microsoft должна в значительной степени меняться, играя при этом на опережение. Меняться должны все, в том числе компании-партнеры. Как подчеркнул генеральный директор Microsoft, в этой ситуации меняется и роль партнерской сети, но ее значимость для корпорации при этом только возрастает. Отметив наступление на ИТ-рынке новой эры, г-н Балмер выразил уверенность, что Microsoft никому не уступит своих лидирующих позиций и будет их только укреплять. Не называя конкретных имен (хотя все понимали, что речь идет об Apple), он напомнил, что его компания была одним из пионеров широкого использования сенсорных экранов и не собирается занимать здесь оборонительную позицию, подкрепив это заявление сообщением о приобретении компании Perceptive Pixel, специализирующейся в области мультисенсорных решений на базе крупноформатных дисплеев.
Выступивший следом за главой корпорации президент Microsoft Office Division Курт ДелБене сообщил, что офисное направление является самым доходным и прибыльным для компании. По его словам, сегодня более 1 млрд. человек в мире используют Microsoft Office в своей работе и их число, уверены в Microsoft, будет расти. Правда, в своей речи он явно обошел вопрос о том, что будет представлять собой следующая версия Office 15 и как будет выглядеть тактика ее продвижения на рынке планшетов (большинство наблюдателей считает, что Microsoft продолжит “офисное” сотрудничество с Apple на iPad),
Основные акценты в докладе г-на ДелБене были сделаны на облачной модели продвижения офисных приложений в виде Office 365. Было объявлено о расширении партнерской программы продвижения этого набора онлайновых сервисов. В первую очередь Microsoft решила начать использовать традиционную “продуктовую” схему продвижения сервиса в рамках дополнительной программы Office 365 Open. Напомним, что до этого партнер, подключивший заказчика к сервису, получал комиссионные фиксированного размера от самой Microsoft. Теперь же он сможет, как и раньше, перепродавать сервис, самостоятельно определяя свою дополнительную стоимость. Кроме того, еще одна программа — Office 365 Advisors Program updates — предоставляет возможность получения более высокой прибыли при продаже более 150 клиентских рабочих мест.
Главной же новостью первого дня WPC 2012 стало объявление о дате выхода на рынок Windows 8 — корпоративным клиентам эта новая клиентская ОС будет доступна уже в конце августа, а официальное объявление продукта и начало его широкой продажи состоится в середине осени .
Пленарная часть второго дня конференции была посвящена в основном облачно-серверным делам. В своем выступлении президент подразделения Server and Tools Сатья Наделла заявил о намерении корпорации усилить сотрудничество с сервис-провайдерами и оказать помощь заказчикам в переходе с виртуальной инфраструктуры VMware в облако Microsoft. Он представил предварительную версию (CTP) новых технологий, основанных на Windows Server 2012 и Microsoft System Center 2012, которые позволят хостинг-провайдерам расширить возможности своих дата-центров на базе Windows Server за счет интеграции с сервисами, работающими в среде Windows Azure. Было объявлено, что глобальный веб-хостер Go Daddy уже начал применять эти средства для предоставления облачных услуг. Кроме того, на конференции была объявлена программа Switch to Hyper-V, которая должна позволить партнерам расширить практику своей работы в области виртуализации, частных и гибридных облаков от Microsoft, а также помочь заказчикам повысить гибкость ИТ-инфраструктуры при одновременном снижении затрат.
Рабочая версия новой серверной ОС Windows Server 2012 будет готова в августе, а ее поставки в рамках программы корпоративного лицензирования начнутся в сентябре. Дата официального запуска системы на рынок не названа, но вполне вероятно, что это произойдет в конце октября, одновременно с выходом Windows 8. Напомним, что основные новшества серверной ОС Microsoft связаны с реализацией новых вариантов Hyper-V и Server Manager, с использованием пользовательского интерфейса Metro, а также с применением новой файловой системы Resilient File System (ReFS), которая позднее будет доступна и для клиентских ОС (кажется, именно ее Microsoft хотела сделать в Windows Server 2008 и Windows Vista, но отложила это дело на пять лет).