Второй квартал 2012 финансового года компании SAP AG (он совпадает с календарным) стал, как утверждает ее руководство, рекордным. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от продажи лицензий выросла на 26% и составила 1,059 млрд. евро, а доходы от предоставления услуг достигли 3,14 млрд. евро (рост 21%). Причем двузначные (в процентах) темпы роста были зафиксированы во всех регионах мира. В определенной степени столь высокие темпы объясняются выгодными для SAP изменениями курса евро к доллару, произошедшими за прошедший год. В частности, без учета курсового фактора выручка от продажи лицензий увеличилась бы не на 26, а на 19%. Тем не менее, динамичный рост бизнеса SAP — факт объективный. Важно понять, чем он обусловлен.
Мы уже привыкли называть SAP лидером мирового рынка ERP, однако за последние годы в ее портфеле появились продукты, которые не относятся к категории ERP и в лучшем случае дополняют функциональность флагманского пакета SAP. Так, в результате покупки фирмы Business Objects существенную часть своих доходов SAP стала получать от продаж инструментов бизнес-аналитики. Приобретение компании Sybase вывело SAP на рынок СУБД и прикладных платформ для мобильных устройств. И наконец, последняя крупная покупка одного из известных поставщиков облачных сервисов по управлению персоналом — фирмы SuccessFactors — сделало SAP реальным игроком на облачном SaaS-рынке.
Вклад упомянутых выше новых направлений в копилку SAP уже достаточно заметен: так продажи программно-аппаратных комплексов по управлению БД SAP HANA принесли компании во II квартале около 8% всей выручки от продажи лицензий (85 млн. евро), еще 54 млн. евро обеспечили мобильные платформы и 69 млн. евро — облачные решения. Последнее из упомянутых направлений выросло за год на 1200%, а из этого следует, что до покупки SuccessFactors клиентов, приобретающих услуги доступа к облачным приложениям, у SAP практически не было. Судя по словам CEO SAP Билла Мак-Дермота, приведенным в еженедельнике InformationWeek, у новых направлений потенциал развития далеко не исчерпан. Он, в частности, заявил, что на входе в воронку продаж (контракты, по которым переговоры еще не завершены) находятся сделки общим объемом 1,5 млрд. евро по комплексам HANA и еще 800 млн. евро обещают продажи мобильных приложений и платформ.
Для представительства SAP в СНГ II квартал был тоже весьма успешным: по словам его генерального директора Игоря Богачева, суммарный доход за этот период увеличился на 32%. Наиболее высокими темпами росли продажи мобильных решений (на 513%) и систем для банковского сектора (260%). Около 180% составил прирост в сегменте BI. В странах СНГ Игорь Богачев отметил проекты, выполненные для почты Казахстана, а также Украинской и Белорусской железных дорог.
Крупный проект по развертыванию мобильных приложений стартовал в Сбербанке. Предполагается, что в его рамках 10 тыс. разъездных сотрудников кредитного учреждения, занимающиеся регулярными проверками более 20 тыс. локальных офисов, будут оснащены мобильными устройствами, на которые они будут получать очередные задания и посредством которых они смогут моментально передавать результаты проверок в центральный офис банка. Для развертывания приложений и управления их жизненным циклом используются продукты SAP — Sybase Unwired Platform и Afaria. Завершение данного проекта запланировано на конец нынешнего года, после чего предполагается развертывание аналогичной системы для сотрудников службы технической поддержки. В более отдаленной перспективе планируется реализовать целый ряд приложений (получение справок, отчеты о командировках, учет рабочего времени) на мобильных устройствах, принадлежащих сотрудникам “Сбербанка”.
В России у SAP появились первые клиенты, использующие аналитические комплексы SAP HANA, однако относительно объемов их продаж и темпов роста местный офис ничего не сообщил. Еще один продукт, на который SAP делает ставку в своей стратегии завоевания рынка СУБД, — это хорошо известная реляционная СУБД Sybase Adaptive Server Enterprise (ASE), сертифицированная недавно в качестве платформы для ERP-системы SAP. Как сообщил ИТ-директор розничной сети Enter, входящей в состав группы “Связной”, Антон Заруев, в стартовавшем недавно проекте по внедрению отраслевого решения SAP for Retail, в роли платформы СУБД будет выступать именно Sybase ASE.