Ничто не ново под луной. Очередной раз это подтверждается круговоротом событий в связи с неудачным первичным размещением акций (IPO) Facebook, в которых некоторые эксперты усматривают признаки начала второго краха доткомов (от англ. dot com, или .com). Первый случился на рубеже веков и привел 10 марта 2000 г. к падению индекса NASDAQ, до того на протяжении нескольких лет росшего скачкообразными темпами и достигшего отметки более 5000 пунктов. Тогда жертвами кризиса пало множество компаний, включая уличенную в ежегодных нелегальных банковских операциях для увеличения прибылей WorldCom (третье по величине банкротство в истории США), NorthPoint Communications, Global Crossing, JDS Uniphase, XO Communications и др. У многих доткомов закончились средства, и они были куплены или ликвидированы; доменные имена выкуплены по остаточным ценам конкурентами или инвесторами. Некоторые компании и их правления были обвинены в мошенничестве за неправильное использование средств вкладчиков, а Комиссия по ценным бумагам и биржам США оштрафовала крупнейшие инвесторские компании (например, Citigroup и Merrill Lynch) на миллионы долларов за введение в заблуждение инвесторов. В результате кризиса было зафиксировано падение рыночной стоимости зарегистрированных на фондовой бирже NASDAQ компаний на 5 трлн. долл.
Возможность начала второй волны краха доткомов сейчас неразрывно связывают с крупнейшей в мире социальной сетью Facebook. Первый с момента выхода на биржу финансовый отчет компании (за II кв. 2012 г.), совершившей самое дорогое IPO в истории американского технологического сектора, стал полным разочарованием. Facebook сообщила об убытках и расписалась в неспособности монетизировать бурный рост числа пользователей, выходящих в сеть с мобильных устройств. Перспективы Facebook остаются неясными — компания не сделала никакого прогноза на будущее, отмечают аналитики.
“Увидим ли мы в какой-то момент новый скачок их бизнеса? Проблема в том, что они [Facebook] не дают ориентира, поэтому приходится ждать, чтобы узнать, что происходит”, -- выразил Reuters свои опасения аналитик Oppenheimer & Co Джейсон Хелфстайн.
“Facebook определенно должна разъяснить то, каким образом собирается зарабатывать деньги на мобильных приложениях. Те инициативы, которые существуют на сегодняшний день, создают трудности для Facebook с получением доходов от мобильных приложений”, — полагает аналитик Saxo Bank Сверрир Сверрисон.
Более умеренной точки зрения в своем отчете придерживаются аналитики Renessance Capital. Они считают, что пока о стратегии компании в сфере мобильной рекламы судить рано: “Facebook все еще на ранней стадии монетизации услуг для мобильных пользователей, и в компании, представляя финансовые результаты, отметили, что формат “спонсированных историй” для мобильных устройств начал активно применяться только в июле”.
В минувшую пятницу акции Facebook рухнули на 12%, продемонстрировав самое значительное в своей короткой биржевой истории падение. С момента майского IPO рыночная капитализация социальной сети сократилась на 38% — до 56,3 млрд. долл., свидетельствуют данные Bloomberg. Еще ни одна крупная компания, прошедшая процедуру IPO, не теряла свою стоимость так быстро.
Хотя выручка Facebook во II квартале нынешнего года выросла на 32% — до 1,18 млрд., темпы роста оказались самыми низкими за период с I квартала 2011 г. (107%), когда компания только начала раскрывать информацию о динамике выручки. До размещения акций на бирже Facebook на протяжении восьми лет показывала заоблачные темпы роста. Однако после IPO акции компании стали снижаться. Возможно, инвесторов смутило превышение более чем в 50 раз стоимости акций относительно их прибыльности. Кроме того, рынок засомневался в способности соцсети удержать высокие темпы роста в долгосрочной перспективе на фоне перехода многих пользователей к использованию мобильных устройств.
“Инвесторы всегда платили за потенциал Facebook. Очевидно, что сегодня они не готовы выкладывать за него столько же, так как до его реализации может пройти еще несколько лет”, — цитирует Bloomberg аналитика Raymond James & Associates Аарона Кесслера.
Кроме Facebook, неудачи сопутствовали и ряду других акционировавшихся компаний, в частности скидочному сервису Groupon и разработчику социальных игр Zynga, вышедших на биржу в ноябре и декабре 2011 г. соответственно. Акции обеих компаний с тех пор потеряли по две трети своей начальной стоимости. А сервис онлайн-радио Pandora, разместивший акции на бирже в июне прошлого года, потерял в стоимости более 40%.
“Это дежавю”, — сравнил нынешнее положение дел со временами краха доткомов в интервью телеканалу CNBC юрист Джейкоб Заманский, представляющий интересы инвесторов Facebook в иске к биржевому оператору NASDAQ.
Аналитики и инвесторы пытаются понять, почему крупнейшее технологическое IPO обернулось катастрофой. Издание The Financial Times связывает обвал котировок с техническими сбоями в первый день торгов. Из-за ошибок в работе ПО биржи NASDAQ торги акциями социальной сети начались с задержкой на полчаса, еще на протяжении двух часов данные о сделках с акциями компании отображались некорректно. В результате брокерские компании не знали, сколько именно акций Facebook и по какой цене они приобрели. Когда перебор бумаг обнаружился, они начали продавать их, что и способствовало падению котировок социальной сети, поясняет британская газета.
По другой версии обвал котировок был целенаправленным, и причастны к нему были как раз соорганизаторы IPO Facebook — инвестбанки Goldman Sachs и JP Morgan, пишет The Wall Street Journal. Юридической фирмой Glancy Binkow & Goldberg LLP в суд штата Калифорния был подан иск к Марку Цукербергу, Facebook и организаторам ее IPO. В иске указывалось, что Facebook, будучи в сговоре с организаторами ее IPO, скрыли от рынка информацию, в которой понизили свои прогнозы финансовых показателей. Утверждается, что эту информацию получили только крупные клиенты банков.
Впрочем, история неудачного IPO Facebook не стала показательной. К примеру, с момента выхода на биржу в мае 2011 г. акции профессиональной соцсети LinkedIn прибавили в стоимости 124%, а бумаги социального сервиса обзоров Yelp, проведшего IPO в марте этого года, — 31%.