Если на носу появление новой версии Windows, то и новый Office, безусловно, тоже находится где-то поблизости. По мере приближения выхода Windows 8 наступает время продемонстрировать функции и инструменты Office 2013. Мы наблюдали фрагменты новой версии Microsoft Office на пресс-конференциях и презентациях, и до нас доходили слухи о его возможностях, питаемые случайными утечками от участников конфиденциальной программы бета-тестирования. Но вот наконец предварительная работа завершена, и Microsoft представила первую публичную бета-версию нового варианта Microsoft Office.
Мы провели целую неделю за работой с превью-релизом версии Office 2013, получившей название Office 365 ProPlus, а также протестировали бета-версию нового сервиса Office 365. Обе эти версии ясно показывают, что Microsoft делает очередную глобальную ставку на облачные технологии, причём пользователи Office 365 получают гораздо больше преимуществ от новшеств Office 2013, чем покупатели коробочной версии. Microsoft сообщила, что Office 2013 будет поддерживать только Windows 7 и 8, поэтому переход на него невозможен для тех, кто до сих пор использует Windows XP и Windows Vista.
Office и облако
Microsoft предлагает четыре различных превью-релиза Office 2013 с тремя бизнес-подписками, полностью построенными вокруг Office 365 и сервисов SkyDrive. Все они используют новую версию технологии Microsoft Click-to-run для установки приложений из облака (и поддержания их постоянной актуальности). Office можно установить на пять компьютеров, причём поддерживается инсталляция на различные платформы, включая Mac OS. Кроме того, подписчикам доступно 20 Гб дополнительного пространства памяти на SkyDrive (кстати, на наших тестовых компьютерах появилась ссылка на SkyDrive Pro, хотя сам сервис, похоже, в настоящее время еще остается неактивным).
Основанный на технологии Click-to-run режим Office On Demand выполняет временную заливку на компьютер приложений Office, позволяя быстро установить основные функции и начать с ними работать, в то время как остальная часть Office продолжает устанавливаться в фоновом режиме. Например, можно залить копию PowerPoint и запустить презентацию, не дожидаясь окончания полной установки. Установленное ПО привязывается к учетным записям пользователя, благодаря чему вы можете отключить свой компьютер от портала Office 365 и временно установить Office на компьютер коллеги или друга, чтобы срочно выполнить некую задачу и двинуться дальше. Как только вы закрыли залитое приложение, оно полностью исчезает, и поскольку для его выполнения используется режим виртуальной песочницы (“application sandbox”), ни от приложения, ни от ваших файлов на компьютере не остается никаких следов.
Мы протестировали четыре превью-плана: Office 365 Home Premium Preview, Office 365 Small Business Premium Preview, Office 365 ProPlus Preview и Office 365 Enterprise Preview. Покупатели Home Premium получат доступ к базовым приложениям Office (Word, PowerPoint, Excel, Outlook, OneNote, Access и Publisher), а Small Business Premium добавляет доступ к облачным сервисам Office 365, включая Exchange и SharePoint Lync, максимум для десяти пользователей. Опция ProPlus расширяет число подписчиков до 25 человек и дает доступ к InfoPath и Lync. И наконец, план Enterprise в дополнение к сказанному поддерживает более сложные функции Microsoft Exchange, в том числе инструменты архивирования и обеспечения соответствия стандартам и нормативам.
Все эти планы обеспечивают доступ к новейшей версии набора инструментов Microsoft Office Web Apps, позволяя редактировать данные из любой точки мира. При сохранении файлы автоматически синхронизируются со SkyDrive, поддерживая резервное копирование информации с помощью облачных сервисов. Бизнес-подписки имеют связь с SharePoint Online, входящим в набор сервисов Office 365, используя его для резервного копирования данных вместо SkyDrive.
Office в стиле Metro
Office 2013 представляет собой традиционное Win32-приложение для персональных компьютеров, однако он дополнен выполненными уже под Windows 8 новыми версиями OneNote и Lync с интерфейсом в стиле Metro. Но и сам Office 2013 выдержан абсолютно в стиле Metro со своим неярким пользовательским интерфейсом, что справедливо даже при работе под Windows 7.
Лента с закладками (ribbon) по-прежнему является ключевым элементом интерфейса Office, хотя в новых названиях закладок теперь используются только заглавные буквы, а элементы отображаются прямоугольными пиктограммами, более соответствующими стилю Metro. Разработчики решили автоматически убирать ленту на некоторых экранах: на ноутбуке с разрешением 1200×900 лента включена по умолчанию, а на планшете с разрешением 1366×768 она не отображается. Бóльшая часть пользовательского интерфейса оптимизирована для экрана 16:9 и использует боковые панели там, где в предыдущих версиях Office были диалоговые окна (хотя в случае необходимости боковые панели можно убрать).
Некоторые пиктограммы в формате Metro для приложений Office используют общую метафору раскрытой файловой папки, помеченной первой буквой названия приложения. Представляется странным то обстоятельство, что хотя большинство пиктограмм раскрашено традиционными цветами, для иконки Outlook используются желто-синие (с желтой накладкой для входящей почты). Это необычный выбор, способный вызвать путаницу между пиктограммами Outlook и Word.
Сенсорный офис
В Office 2013 сенсорное управление получило наконец полноценные права. Новый Metro-интерфейс предлагает преимущества сенсорных функций, встроенных в Windows 8, и хотя большая часть Office все еще представляет собой традиционные настольные приложения, использовать его на планшетном компьютере так же легко, как и на ПК или ноутбуке. На деле Microsoft включила в Office 2013 два слегка различающихся интерфейса с возможностью переключения между ними одной кнопкой (к своему удивлению мы обнаружили, что эта кнопка не является по умолчанию частью Quick Access Toolbar, хотя добавить ее туда не составляет труда). Нажмите на кнопку сенсорного режима (Touch mode button), и элементы пользовательского интерфейса немного отодвинутся друг от друга, облегчая их выбор касанием. Кнопки станут больше, и появятся дополнительные подсказки, основанные на сенсорных функциях Windows 8.
Сенсорный режим предусматривает дополнительные сенсорные элементы управления также и в приложениях — например, в Outlook 2013 элементы управления сообщениями добавляются к левой стороне экрана, где ими можно манипулировать с помощью большого пальца левой руки. Таким образом Microsoft старается облегчить работу с традиционными приложениями для пользователей, привыкших к сенсорному управлению компьютерами. Новый режим — еще не полная победа, однако он намного удобнее для применения на сенсорных устройствах, чем в предыдущих версиях Office. Хотя скорее всего при работе в Office вы будете использовать обычную клавиатуру и мышку (или манипулятор trackpad). Тем не менее возможность дотронуться до экрана может представить для вас практичный способ взаимодействия с документом, дополняющий традиционные инструменты.
Word
Нелегко Microsoft изменять и улучшать свой популярный текстовый процессор, ведь не так уж много на свете новшеств, необходимых нам при создании и редактировании документов. Однако сейчас мы все больше работаем с документами в цифровом виде; вместо того, чтобы их распечатывать, пересылаем друг другу виртуальные распечатки — как правило, PDF-файлы, требующие для чтения отдельную программу и подверженные искажениям. С выпуском Word 2013 корпорация задумала преобразовать свой текстовый процессор в систему чтения документов.
Новый режим Word по чтению документов изначально спроектирован для того, чтобы хорошо работать на планшетных компьютерах, таких как ожидаемый в ближайшее время Microsoft Surface. Вместо пролистывания виртуальных стопок бумажных листов новый Word перекомпоновывает текст так, чтобы он мог поместиться на экране компьютера, позволяя читателю перелистывать страницы и в случае необходимости в увеличенном виде просматривать изображения и таблицы. При этом режим чтения Word отключает большинство функций редактирования, чтобы посторонние пункты меню не отвлекали от работы. Этот режим использует облачные сервисы для синхронизации различных устройств, позволяя быстро переключиться с ПК на планшет и продолжить чтение именно с того места, на котором вы остановились.
Продукт по-прежнему поддерживает инструменты совместного редактирования документов, появившиеся еще в версии Office 2010, однако в основном такое редактирование выполняется в асинхронном режиме. Microsoft упростила также совместный доступ и комментирование документов: появились возможности отвечать на комментарии, преобразовывать комментарии в задания для выполнения, помечать выполненные задания путем окраски их в серый цвет. Поддерживается также совместный доступ к документам с помощью сервиса онлайн-презентации, впервые появившегося в PowerPoint 2010. Достаточно выбрать опцию Present Online и переслать ссылку коллегам, после чего все ваши действия по просмотру документа на вашем ПК будут повторяться в их браузерах.
Но к самым полезным новшествам в редактировании, вероятно, следует отнести функцию воссоздания PDF-файлов. Имеющая целью облегчить копирование информации из PDF-файлов, новая функция Word 2013 интерпретирует PDF-файл и создает подобный ему документ Word, позволяя вам копировать и вставлять туда таблицы и другой форматированный контент. Это не двусторонний процесс — после открытия в Word редактируемый PDF-файл должен быть создан заново с помощью средств Adobe или Microsoft.
Следует отметить важное обстоятельство: Office 2013 использует новые форматы файлов, поэтому мы рекомендуем использовать режимы совместимости при работе с превью-версиями.
Excel
В течение долгого времени все предложения Microsoft в области бизнес-аналитики основывались на Excel, и Excel 2013 включает целый спектр новых инструментов для помощи в сортировке, представлении и анализе ваших данных. Многие из новых функций связаны с функциональностью SQL Server 2012 — особенно с инструментами для работы с новыми механизмами создания отчетов.
Одна из наиболее полезных функций новой версии — Flash Fill, выполняющая автоматическое форматирование вставляемых из буфера или вводимых вручную данных. Если вы добавляете данные в столбец и не указываете явно необходимый для них формат, Flash Fill автоматически интерпретирует введенные данные и применит тот формат, который является наиболее подходящим для них. Линза из функции Quick Analysis поможет вам найти новые способы отображения данных, а с помощью функции Recommended chart вы подберёте тип графика. Другие инструменты визуализации, такие как анимация графиков, помогают лучше понять природу и значение ваших данных.
Анализ данных может быть непростым делом, особенно если нужно подобрать наилучший вариант сводной таблицы Pivot Table для них. Как и при выборе графиков, можно просмотреть предварительные результаты применения различных типов таблиц. Версия Pro Plus включает также инструменты быстрого исследования больших объемов данных и быстрого выявления имеющихся тенденций. Туда же включена поддержка нового визуального генератора отчетов Power View.
PowerPoint
Общей чертой для многих продуктов семейства Office 2013 стал новый стартовый экран. Напоминающий стартовый экран Windows 8, он предлагает вам быстрый доступ к темам и шаблонам, что особенно полезно для таких инструментов, как PowerPoint; при работе с ними вам может потребоваться помощь в подборе подходящего стиля для презентации.
Стиль Metro целиком определяется дизайном, и не удивительно, что в PowerPoint 2013 появилась масса новых функций, предназначенных для помощи в разработке презентаций с дизайном высокого качества. В мастер-шаблоне можно установить значения параметров, которые позволят обеспечить единый вид для всех слайдов презентации. Специальный инструментарий “пипетка” позволяет “закачать” цвета, использованные в той или иной части картинки, и применять их как базовые для создания цветовой темы слайдов. Связав сервисы Facebook или Flickr с учетной записью Microsoft, вы получаете прямой доступ к своим онлайн-галереям из PowerPoint, что создает дополнительный источник изображений для использования в слайдах, причём без предварительного создания локальных копий этих изображений.
Разработка дизайна слайдов, конечно, представляет собой лишь часть новых функций. PowerPoint включает также новый режим просмотра с быстрой навигацией между слайдами (при этом аудитории весь набор слайдов смотреть не придётся) и возможность увеличения при просмотре диаграмм и графиков. Слайды презентации автоматически выгружаются в облачное хранилище, облегчая совместную работу с ними и демонстрацию — а также обеспечивая пользователю доступ к своей презентации из любой точки с интернет-соединением.
Outlook
Новая голубая пиктограмма Outlook требует некоторого привыкания. Но в то же время это знак того, что именно это приложение из всего Office претерпело самые значительные изменения. Речь идет не только о значительном обновлении пользовательского интерфейса Outlook, многие изменения коснулись самого продукта. В частности, добавлена поддержка новых механизмов пересылки почты (включая ActiveSync) и новых инструментов, призванных преобразовать Outlook из почтового клиента в коммуникационный центр. Outlook 2013 не только построен на основе предыдущей версии Outlook, но также объединяет возможности Metro-приложений для работы с контактами и почтой, встроенных в Windows Phone.
Некоторые изменения довольно просты — например, возможность отвечать на почту, не покидая исходное сообщение. Другие облегчают жизнь, как функция быстрого просмотра календаря, или список контактов, или новая текстовая навигационная панель внизу экрана. Контакт-менеджер в Outlook теперь будет связывать различные данные о контактах в единую карточку клиента, облегчая выбор правильного почтового адреса для отправки письма и добавляя социальную информацию для дополнительного контекста. Панель с информацией о погоде в представлении календаря может показаться довольно эксцентричной, однако она и в самом деле облегчает составление планов на день: вы в состоянии оценить, что именно может потребоваться в течение дня, или выбрать для своих мероприятий место действия в зависимости от погодных условий.
Почтовые ящики сайтов представляют собой интересное нововведение, связывающее Outlook, Exchange и SharePoint. Одна общая папка для почты может связать друг с другом всех участников проекта, предлагая им общее пространство для получения общих писем и хранения документов.
Microsoft оптимизировала функционирование офлайнового кэша Outlook, облегчив работу с почтовыми ящиками большого объема при использовании SSD-устройств. Теперь нет необходимости загружать весь почтовый ящик целиком, можно выбрать загрузку сообщений за несколько месяцев или за год. Механизм поиска будет работать как с онлайн-, так и с офлайн-контентом, подобно почтовому клиенту Windows Phone. Поддержка EAS означает, что вы сможете использовать Outlook с большим числом почтовых сервисов, включая, например, Gmail.
Если раньше вы использовали такие функции Outlook 2010, как Quick Steps, то можете встретить затруднения при работе с ними в новой версии, особенно при отсутствии на экране ленты с закладками. Функция Quick Steps, например, теперь переместилась на два уровня вниз в иерархическом меню, что затрудняет ее применение на устройствах с сенсорным экраном.
OneNote
Один из самых недооцененных компонентов Office, система работы с заметками OneNote 2013 может наконец привлечь внимание пользователей, которого она так заслуживает. Подобно другим известным системам работы с заметками OneNote предлагает инструменты для встраивания файлов и документов в ваши записные книжки. Вы можете использовать записную книжку OneNote для управления всеми документами, задействованными в вашем проекте, — и если они представляют собой файлы Excel или Visio, они будут автоматически обновляться, позволяя вам видеть все сделанные изменения. Заметки могут также привязываться к встречам с помощью Outlook или Lync, так что вы можете быстро вытянуть из календаря все заметки по встрече или встроенные аннотированные презентации.
Слабым местом OneNote была поддержка таблиц. Вы могли довольно легко создать таблицы с помощью клавиши Tab, но вот навигация по ним представляла проблему. Теперь можно добавлять заголовки и даже преобразовывать таблицы в электронные таблицы Excel, используя при этом функции визуализации данных и бизнес-анализа.
Кроме того, Microsoft запустила версию OneNote, выполненную в стиле Metro (OneNote на Windows 8) и использующую ту же базу заметок, что и оригинальная версия для настольного компьютера. На планшетных компьютерах, работающих под управлением Windows RT, можно использовать Metro OneNote либо для быстрой закачки данных в OneNote, либо как отдельное приложение для составления заметок, способное выгрузить данные в облако с целью последующей работы с ними на настольных компьютерах, а также на телефонах и других мобильных устройствах.
Прочее
Реконструкции подверглись и другие представители семейства Microsoft Office 2013. И хотя некоторые их них подобно Access и InfoPath выглядят уже не такими актуальными в условиях, когда средства разработки Metro-приложений встроены в Windows 8, их также коснулись обновления в стиле Metro. В инструментарий Access по разработке Web-приложений добавлены новые Metro-шаблоны, а Publisher получил улучшенные возможности создания персонализированных почтовых рассылок и документов по шаблону (mail-merge) и новую функцию конвертации создаваемого документа целиком в формат JPEG для упрощения его печати.
Новый Office для новой Microsoft
Microsoft делает сразу несколько больших ставок в 2012 г. Наиболее очевидная из них — выпуск интерфейса Metro, однако гораздо более значительным событием являются изменения, которые корпорация вносит в правила лицензирования своих программных продуктов. Вы все еще можете приобрести Office 2013 как самостоятельный продукт, однако он будет также доступен в виде загружаемой через Интернет и приобретаемой по подписке версии, существующей по соседству с новыми версиями облачного сервиса Office 365 для отдельных пользователей и малого бизнеса. Новый Office будет также по максимуму использовать преимущества облачного сервиса хранения и синхронизации данных SkyDrive, встроенного в Windows 8 и доступного для закачивания на телефоны, планшетники и другие мобильные устройства, работающие под управлением операционных систем для настольных компьютеров.
Новые условия лицензирования Office 365 через партнеров, объявленные на недавней Всемирной партнерской конференции Microsoft, стали более приемлемыми для канала продаж, обеспечив продавцам Office возможность постоянного дохода. Предложение программных продуктов по модели SaaS (Software as a Service) сделало подписку на ПО более привлекательной для заказчиков, и, объединив Office со своими облачными сервисами, Microsoft надеется, что бизнес лучше воспримет преимущества новых условий подписки на Office 2013. Восприятие этой модели частными пользователями — другой вопрос, и мы с интересом будем наблюдать за развитием событий в данной сфере.
Интеграция с облачными сервисами проникает в самую сердцевину Office, обеспечивая автоматическое сохранение файлов как на вашем компьютере, так и в облачных ресурсах (SkyDrive для частных лиц и SharePoint Online для корпоративных заказчиков). Есть какая-то удивительная свобода в том, что вы можете обратиться к своим данным отовсюду — и с помощью Office On Demand — даже с вашими обычными инструментами. Облачные технологии лежат в основе возможностей Office по организации совместной работы с документами, которые построены на инструментах, появившихся в Office 2010, как для совместного редактирования документов, так и для асинхронной работы с данными.
Поначалу мы испытывали определенный скептицизм по поводу неяркого стиля Metro, особенно в нашей тестовой системе с Windows 7. Однако убрав ленту с вкладками, мы получили гораздо больше экранного пространства для наших документов, особенно в полноэкранном режиме. Белая цветовая схема минимизирует влияние отвлекающих факторов, позволяя вам сконцентрироваться на контенте.
Недельная работа с Office 2013 показала хорошие результаты. Изменения, внесенные Microsoft для поддержки Windows 8 — особенно планшетных компьютеров под управлением этой ОС, — вполне логичны и прекрасно подходят и для более традиционных способов работы с Microsoft Office. Новый дизайн продукта помогает сфокусироваться на основной работе, не утонув в море отвлекающей информации. Office 2013 выглядит инструментом, повышающим эффективность работы пользователей без требований к изучению новых способов работы или новых видов устройств. Это явное преимущество с любой точки зрения.