Hewlett-Packard следует избавиться от бизнеса, связанного с ПК и принтерами, утверждается в аналитическом исследовании, автор которого вновь возвращается к спорному предложению, ставшему в прошлом году причиной увольнения генерального директора корпорации.
В опубликованном 8 августа исследовании Стивен Милунович, аналитик из UBS Investment Research, пишет, что в своем нынешнем состоянии HP не способна активно конкурировать ни на потребительском, ни на корпоративном рынке и превращается в заурядного середнячка. Этот крупнейший производитель техники должен отказаться от своего нынешнего курса, то есть избавиться от подразделений ПК и принтеров и сосредоточиться на таких сервисах, как облачные вычисления, считает Милунович.
Аналитик не согласен с нынешним генеральным директором Мег Уитмен, которая заявила, что корпорации “лучше целиком” со всеми видами ее бизнеса. Уитмен, занявшая нынешний пост в прошлом году после 11-месячного правления Лео Апотекера, сразу аннулировала его решение выделить ПК-бизнес в самостоятельный в надежде сконцентрироваться на сервисах и ПО.
Милунович, изучив конкурентную среду HP, считает это ошибкой. В своем исследовании он пишет: “Мы задаемся вопросом, действительно ли HP “лучше целиком” или, может быть, “разумнее по частям”, конкретно — избавившись от принтеров и ПК. В отличие от IBM и EMC эта компания не концентрируется исключительно на корпоративном секторе. Но без мощного бизнеса планшетов и телефонов, как у Apple и Samsung, у нее будут трудности и с конкуренцией на потребительском рынке. HP обложили со всех сторон”.
Будущее HP — и что корпорации следует делать, чтобы его обеспечить, — уже на протяжении нескольких лет является предметом споров и предположений. Цена ее акций все больше снижалась, а в компании происходили быстрые изменения в менеджменте и планах выпуска продуктов.
Историю вопроса можно проследить, вернувшись в то время, когда генеральным директором была Карли Фиорина, принявшая решение затратить 25 млрд. долл. на покупку конкурирующего производителя персональных компьютеров Compaq Computer. Данный шаг горячо обсуждался в отрасли и в самой корпорации, хотя он и позволил HP отобрать у Dell звание крупнейшего в мире производителя ПК, которое она продолжает носить по сей день. Правда, Lenovo грозит отобрать его. Тем не менее в 2002 г. некоторые пытались понять, зачем HP столько денег тратит на увеличение своей доли рынка потребительских продуктов. Сомнения в правильности этого решения усилились два года спустя, когда IBM вышла из ПК-бизнеса, продав соответствующее подразделение корпорации Lenovo.
Сейчас мировые продажи ПК стагнируют из-за возросшего спроса на планшеты и смартфоны. Данная тенденция повлияла на HP и Dell, которые пытаются стать не производителями компьютеров, а провайдерами ИТ-решений. Кроме того, у HP замедляются продажи в ее высокоприбыльном принтерном бизнесе. По данным корпорации, во II кв. доход подразделения Personal Systems Group (PSG) остался на прежнем уровне, тогда как продажи Imaging and Printer Group снизились на 10% по сравнению с тем же периодом 2011 г.
В прошлом году такого рода цифры побудили Апотекера принять решение о продаже или выделении ПК-бизнеса. Однако оно вызвало серьезное сопротивление и вместе с другими мерами, такими как затрата 11 млрд. долл. на покупку производителя ПО Autonomy, привело к его отставке.
После назначения новым генеральным директором HP — третьим менее чем за год — Уитмен решила сохранить ПК-бизнес, аргументировав это тем, что ПК тесно связаны с другими направлениями бизнеса HP, что они являются частью общего бренда корпорации и придают ей необходимый размер для переговоров с поставщиками компонентов. Уитмен отметила также тенденцию к консьюмеризации ИТ и что позиции на рынке ПК позволяют HP подстраиваться под эту тенденцию, хотя в корпорации продолжаются споры по поводу ее стратегии на рынке планшетов.
Кроме того, сохранение этого бизнеса в значительной мере устранило замешательство в отрасли, вызванное неожиданным решением Апотекера, сказала она. Аналитики в основном приветствовали данный шаг, хотя некоторые считали, что он лишь отодвигает неизбежное.
“Хотя мы считаем правильным сохранение PSG в рамках HPQ, учитывая нынешнее состояние корпорации, мы надеемся, что года через три или пять корпорация продаст эту группу, чтобы сосредоточиться на корпоративной инфраструктуре (подобно тому, как поступила IBM в конце 2004-го)”, — пишет в своем исследовании Брайан Маршалл, аналитик из ISI Group.
HP предпринимает некоторые шаги, чтобы вновь обрести прочную основу, включая слияние бизнеса ПК и принтеров и резкое сокращение расходов, в том числе посредством увольнения 27 тыс. сотрудников в течение следующих трех лет.
Однако Милунович из UBS считает, что Уитмен по-прежнему возглавляет очень уж громоздкую корпорацию.
“Способен ли какой бы то ни было генеральный директор руководить столь различными видами бизнеса, требующими различных технологий и разной дистрибуции? — спрашивает он. — Это слишком сложно”.
Милунович утверждает также, что департамент маркетинга HP по-прежнему не может сконцентрироваться на определенной рекламной теме, перескакивая с одной (“изобретать” во времена правления Фиорины) на другую (нынешняя — “придайте этому значение”).
“Что означает бренд HP с точки зрения маркетинга? Быть всем для всех значит быть ничем”, — пишет он.
Соображения Милуновича совпадают с мнением аналитика Питера О’Нила, аналитика из Forrester Research, который написал 7 августа в корпоративном блоге, что без мощного маркетинга впечатление о сбившейся с курса и плохо управляемой HP может стать реальностью. К сожалению, пишет О’Нил, который сам когда-то руководил маркетингом в HP, такой активности со стороны корпорации не заметно.
“Довольно скоро все будут считать HP плохо управляемой компанией, — считает он. — Реальность становится всё явственнее! Видит ли это кто-нибудь из службы маркетинга? В конце концов, она отвечает за восприятие или его коррекцию, если оно стало искаженным. Единственный вид маркетинга, который ведется, это маркетинг на уровне бизнеса: обычно это контент “изнутри вовне”, относящийся к продуктам и сервисам HP”.
Если HP будет разбрасываться, то не сможет конкурировать на корпоративном рынке с IBM и EMC, а в области потребительских технологий — с Apple и Samsung, считает аналитик из UBS Стивен Милунович.