Информационные технологии стремительно развиваются, все шире проникая в нашу жизнь. Но для их эффективного использования необходимы знания, получить которые можно в учебных центрах (УЦ), специализирующихся на ИТ. Такой учебный бизнес появился на заре компьютерной эры и с тех пор претерпел значительные изменения. О последних тенденциях в области ИТ-обучения рассказывают представители учебных центров.
Лед тронулся?
В кризис спрос на корпоративное обучение снизился, но в прошлом году вернулся на докризисный уровень и продолжает расти. По оценке компании “Малакут”, в 2011-м объем этого рынка составил 60 млрд. руб., а в 2012-м, по прогнозу, достигнет 70 млрд. руб. Примерно такими темпами растет и бизнес учебных центров. Так, по словам Дмитрия Гудзенко, директора УЦ “Специалист” при МГТУ им. Н. Э. Баумана, в центре “Специалист” спрос на ИТ-обучение в 2011/2012 учебном году вырос более чем на 17% по сравнению с 2010/2011-м, и он полагает, что данная тенденция сохранится и в следующем году. Такое предположение подкрепляется исследованием Training Index, проводимым компанией “Малакут”, согласно которому в 2012-м большинство компаний увеличило бюджеты на обучение и не планируют их сокращать в 2013 г.
Но заказчиками учебных услуг являются не только коммерческие компании. В последнее время наше государство стало уделять значительное внимание информатизации, появились крупные ИТ-проекты. “В связи с развитием информационного общества и формированием электронного правительства значительно возрастает спрос на обучение в области компьютерной грамотности, которое финансируется в рамках целевых программ развития субъектов РФ”, — пояснил Игорь Морозов, ректор “Академии АйТи”.
Еще одну тенденцию отметил Александр Соколов, директор школы ИT-менеджмента РАНХиГС: “За прошедший год существенно возрос спрос на программы связанные с информационной безопасностью. Новые реалии требуют новых подходов к организации информационной безопасности и хорошо подготовленных кадров. Мы ожидаем рост спроса на таких специалистов в ближайшие несколько лет и открыли в прошлом году первую в России программу MBA для директоров по ИБ”.
Меняется и характер спроса на обучение. По словам Владимира Година, декана Высшей школы бизнеса ГУУ, сейчас потенциальные слушатели ИТ-программ очень серьёзно и прагматично подходят к вопросу инвестирования в собственные знания: они предпочитают те курсы и дисциплины, острую необходимость в которых уже чётко осознали. Поэтому в первую очередь они выбирают короткие программы, дающие конкретный узконаправленный набор навыков, а также по возможности ориентированные на получение международного сертификата от мирового бренда.
Если же говорить об универсальных и комплексных учебных программах для ИТ-персонала, которые не только развивают отраслевые навыки, но и расширяют кругозор до уровня понимания глобальных задач бизнеса, то, по мнению экспертов, на такие курсы идут обычно специалисты с большим опытом работы и широким кругозором в области ИТ, а таких людей немного.
Значительные перемены произошли и в области бизнес-образования. “Раньше, когда в моде было получение степени МВА, спрос был достаточно высок, в частности за счёт заинтересованности работодателей в повышении уровня образования своих сотрудников, — сообщил Владимир Годин. — Сейчас слушатели программы МВА рассматривают своё двухлетнее обучение, как достаточно рискованный инвестиционный проект в саморазвитие и повышение персональной эффективности. Поэтому спрос на программы долгосрочные и дорогие падает, а на короткие, узконаправленные и менее дорогие — растет”.
Изменения характера спроса
Рынок услуг ИТ-образования включает три сегмента: корпоративный, государственный и индивидуальный. В кризис спрос на обучение со стороны предприятий упал, поскольку компании в первую очередь сократили расходы на обучение, а со стороны индивидуальных слушателей, наоборот, вырос. Но в последнее время крупные компании увеличили бюджеты на обучение и развитие сотрудников. По данным Training Index, их доля в общем фонде оплаты труда выросла с 1,15% в 2010-м до 2% в 2011 г.
Это связано с улучшением экономической ситуации в стране. “Обычно чем лучше обстоят дела в экономике и чем увереннее чувствуют себя компании, тем охотнее они вкладывают деньги в обучение своих сотрудников, — пояснил Дмитрий Гудзенко. — В прошлом учебном году более половины слушателей УЦ “Специалист” были представителями корпоративных клиентов. Но индивидуальные слушатели тоже стремятся пройти обучение, чтобы повысить квалификацию или сменить профессию. Сейчас, когда кризисная ситуация в экономике несколько выправилась, компании направляют на обучение все больше своих сотрудников”.
Однако они еще очень осторожно инвестируют деньги в образование персонала, обычно ограничиваясь короткими программами, считает Владимир Годин: “Чаще всего корпорации предпочитают либо нанять уже готового сотрудника с нужными знаниями, образованием и опытом, либо предложить имеющемуся сотруднику самому инвестировать в своё обучение ради продвижения по службе”. Что касается государственных организаций, то, по его словам, заказы на образование в сфере ИТ чаще всего относятся к начальному уровню образования и предполагают непродолжительное обучение.
Тем не менее по масштабу учебных проектов государство намного превосходит любую коммерческую организацию. Достаточно вспомнить проект НП-12, связанный с внедрением свободного ПО в российских школах, в ходе которого было обучено 77 тыс. человек, или проект “ЭОР-11”, который предусматривает подготовку более 60 тыс. российских учителей к использованию электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности. Хотя такие проекты отличаются высокой сложностью, они приносят некоторым УЦ существенный доход. Так, в “Академии АйТи” государственный сектор лишь немного отстает от корпоративного.
Если рассматривать распределение спроса между корпоративными и индивидуальными слушателями, то здесь многое зависит от учебных программ. Например, в центре “Специалист” опережающими темпами растут объемы обучения по направлениям “Управление проектами” и “Курсы для руководителей”, а это практически полностью корпоративные клиенты. В школе ИT-менеджмента РАНХиГС подавляющее большинство слушателей долгосрочных программ дополнительного образования (MBA или профпереподготовки) оплачивают обучение сами. “К сожалению, не более 20% учатся за счет своих компаний. Думаю, что ситуация с нашими программами, кардинально отличается от краткосрочных курсов вендоров или сертификационных программ. Ведь слушатели напрямую связывают такое обучение с ростом по карьерной лестнице, и не все компании готовы удовлетворить их амбиции”, — сказал Александр Соколов. В “Академии АйТи” доля индивидуальных заказчиков остается невысокой, потому что такие клиенты, как правило, приобретают сравнительно недорогие услуги тестирования или проходят единичные курсы.
Стимулы к обучению
Хотя экономическая ситуация оказывает огромное влияние на рынок ИТ-обучения, не менее важным фактором является стремительное развитие самих ИТ. По мнению Дмитрия Гудзенко, сильнее всего спрос на ИТ-обучение стимулируют две причины: ситуация на кадровом рынке и появление новых технологий.
Сейчас на рынке труда наблюдается почти трехкратное превышение спроса на ИТ-специалистов над предложением. К тому же общая образовательная политика в стране, приводящая к уменьшению числа выпускников школ, стремящихся получить ИТ-образование, вызывает некоторое ухудшение качества подготовки выпускников вузов. В результате растет дефицит ИТ-кадров. Так, исследование компании Real-IT, проведенное по заказу ассоциации АП КИТ, показало, что в 2012 г. разрыв между необходимым количеством новых ИТ-специалистов и их фактическим поступлением вырастет до 15 тыс. человек, в 2013-м экономика недополучит более 30 тыс. ИТ-профессионалов, а в 2015-м ― уже более 50 тыс. “Сейчас наблюдается тенденция постоянной смены места работы ИТ-специалистов каждые год-полтора с увеличением заработной платы, но без каких-то улучшений в области навыков и умений. Дефицит кадров заставляет работодателей самих провоцировать этот процесс. И кардинальных изменений пока не заметно”, — посетовал Владимир Годин.
Что касается новых технологий, то, по словам Игоря Морозова, 2011/2012 учебный год был богат на программные новинки компании Microsoft (Windows Server 2012, SQL Server 2012). Также высокой популярностью пользовались курсы по виртуализации, традиционно востребованы специалисты по классическим программным продуктам Microsoft (Windows Server, SQL Server и т. д.), Oracle, Cisco. Продолжая тенденцию последних лет, увеличивается спрос на специалистов в области веб-разработки и создания мобильных платформ.
А Дмитрий Гудзенко указал на то, что в прошедшем учебном году рост спроса на ИТ-обучение стимулировало развитие облачных технологий, дальнейшее распространение Linux/FreeBSD, стремление компаний повысить информационную безопасность, взрывной рост интереса к мобильным технологиям. А к концу учебного года на рынок ИТ-обучения стало оказывать влияние ожидание новых программных продуктов Microsoft — Windows 8, Windows Server 2012, Microsoft Office 2013 и др. Спрос на специалистов по этим технологиям уже появился и будет расти в течение нынешнего учебного года.
Кроме того, на рынке труда востребованы разработчики мобильных приложений, профессионалы в области облачных технологий и информационной безопасности, а также программисты по всем направлениям, специалисты по интернет-технологиям, владеющие PHP, Java, Python, SEO, верстальщики, системные администраторы по Linux/FreeBSD, разработчики со знанием Visual Studio. Он считает, что эти тенденции будут сохраняться в ближайшее время.
Владимир Годин также отметил, что в последние годы повышенный интерес проявляется к концепции ITIL и программам подготовки специалистов по системам BPM и ERP. Он связывает это с интеграцией российских менеджеров в мировую практику ведения бизнеса и управления им и обостряющейся конкуренцией в условиях экономической нестабильности. Все это способствует повышению спроса на ИТ-специалистов, способных обеспечить поддержку новых технологий ведения бизнеса.
Государственные программы также формируют спрос на самые разные направления ИТ-обучения, например курсы по информационной безопасности, компьютерной грамотности населения, использованию различных программных продуктов работниками сферы образования и т. д.
Перемены у вендоров
В связи с развитием информационных технологий ИТ-поставщики периодически вносят изменения в свои партнерские программы в области ИТ-обучения. “В последнее время наметилась тенденция некоторого ужесточения требований крупных западных вендоров к учебным центрам, претендующим на получение или продление авторизации”, — сообщил Дмитрий Гудзенко. В некоторых случаях такие изменения даже играют на руку учебным центрам. Например, в прошедшем учебном году УЦ “Специалист” подтвердил соответствие новым требованиям Adobe и стал единственным авторизованным учебным центром этой компании в нашей стране.
По словам Игоря Морозова, основные изменения в этом году произошли в области сертификации специалистов. Так, Microsoft предложила новую систему сертификации, включающую обновление сертификационных статусов и требования к регулярной ресертификации, по которым для поддержания статусов требуется повторная сдача экзамена раз в два или три года. Новая система обеспечивает более простую подготовку к тестированию за счет четкого соответствия между сертификационными статусами и курсами, которые необходимо пройти для сдачи экзаменов.
Кроме того, впервые программу сертификации специалистов на российском рынке запустила компания Autodesk. Теперь в авторизованных учебных центрах можно сдать экзамены и получить официальный вендорский сертификат по ряду программных продуктов.
Все эти перемены влияют на деятельность УЦ, предлагающих авторизованные курсы. Но Дмитрий Гудзенко отметил и обратную связь: “Наша деятельность также отражается на политике вендоров. Мы — независимый учебный центр, работаем с самыми разными поставщиками и можем дать им объективную картину спроса на обучение по их продукции. А они могут соответственно в какой-то мере корректировать свою маркетинговую политику”.
Обучение без отрыва от монитора
Кризис внес значительные коррективы в деятельность УЦ. Чтобы выжить в трудных условиях, им пришлось перестраивать работу, вводить новые формы обучения, менять учебные программы. “Все больше растет популярность вебинаров, что и понятно. Ведь такой формат позволяет людям в регионах получать качественное обучение у московских преподавателей без денежных затрат и потери времени на проезд. Да и в самой Москве увеличивается популярность вебинаров в связи с ростом мобильности современного человека”, — констатировал Дмитрий Гудзенко.
В последнее время УЦ стали все шире применять смешанную очно-заочную форму обучения, когда слушатель просматривает лекцию на видео или через Интернет, а с вопросами обращается к преподавателю, который управляет ходом занятий, проводит контрольные работы, дает советы, разъясняет сложные темы. УЦ “Специалист” называет такую форму открытым обучением, “Микроинформ” — очно-дистанционным обучением, а “Сетевая академия Ланит” — персональным обучением. Дмитрий Гудзенко считает такой подход оптимальным вариантом для повышения квалификации ИТ-специалистов.
Игорь Морозов также отметил рост популярности вебинаров и смещение спроса в сторону смешанных форматов, сочетающих очную форму обучения с дистанционной: “С развитием облачных технологий слушателям вебинаров стали доступны для прохождения в дистанционном формате многие лабораторные работы, которые раньше могли быть реализованы только при очной форме обучения”.
Это мнение разделяет и Владимир Годин: “Если десять лет назад дистанционные формы обучения воспринимались как диковинка, то сейчас они становятся нормой. Причем это не просто книжка в электронном формате, а целые информационные системы, специально для этого разработанные, включающие в себя широкий спектр возможностей для получения знаний”. Он объясняет эту тенденцию распространением широкополосного доступа в регионах и увеличением цен на транспортные услуги. Такое сочетание стимулирует спрос на дистанционное обучение в отдалённых от академических центров районах нашей страны. В результате бизнес-школы все больше превращаются в Web-бизнес-школы.
Перспективы роста
Несмотря на высокую потребность в квалифицированных кадрах, рынок ИТ-обучения в нашей стране все еще невелик. “Развитие ИТ-обучения тормозится из-за неготовности многих компаний и частных лиц вкладываться в обучение, а также слабая распространённость сотрудничества между бизнесом и образованием”, — считает Владимир Годин.
Игорь Морозов выделил две основные причины медленного развития рынка: “В России отсутствует традиция получения платного образования, люди не привыкли инвестировать в обучение и карьерное развитие, вместо этого делая ставку на опыт работы или ожидая направления на обучение от своих работодателей. Последние же все еще испытывают недостаток бюджетов по сравнению с докризисным временем”.
Это мнение разделяет Дмитрий Гудзенко: “У большинства российских ИТ-специалистов нет привычки и потребности систематически повышать квалификацию. К сожалению, подавляющее большинство из них — это самоучки, которые учатся, если это можно так назвать, в процессе работы методом “научного тыка”, а в лучшем случае пользуются советами таких же самоучек или книгами и статьями, порой весьма сомнительного происхождения. Эти люди составляют огромный резерв ИТ-обучения, но резерв, к сожалению, пока еще не активный”.
Тормозом также является недостаточная распространенность в России сертификации ИТ-специалистов. “Чем чаще при приеме на работу у ИТ-специалистов будут требовать документальное подтверждение их квалификации, тем больше будет слушателей у учебных центров”, — уверен Дмитрий Гудзенко.
Стимулом для развития рынка ИТ-обучения может стать как рост финансирования ИТ-проектов, так и появление новых технологий. “По сути это две взаимосвязанные вещи”, — подчеркнул Игорь Морозов и добавил, что важную роль будут играть государственные программы, направленные на информатизацию российского общества.
А Дмитрий Гудзенко считает, что спрос на обучение уже сейчас подстегивается ситуацией на рынке труда: “Не все вакантные места заполняются самоучками — многие наши слушатели учатся именно для того, чтобы получить такую работу. Стимулом также является необходимость регулярного обновления знаний, вызванная быстрыми изменениями компьютерных технологий и выходом новых версий ПО”.