Несколько лет планшетные компьютеры практически не принимались в расчёт в ИТ-стратегиях большинства организаций. Сегодня же они стали ключевым элементом корпоративных ИТ-активов, позволяющим сотрудникам получать доступ к информации, взаимодействовать друг с другом и проводить бизнес-транзакции практически из любого места. Быстрое распространение этих устройств обеспечивает персоналу предприятий дополнительную гибкость в работе, а самим предприятиям даёт возможность повышения уровня обслуживания своих заказчиков.
Масштаб использования планшетов на рабочих местах постоянно растет. Консалтинговая компания Aberdeen Group провела опрос среди 573 организаций, из которых, как выяснилось, 44% использовали планшетные устройства Apple iPad, 20% выбрали модели на платформе Android и 6% работали с планшетами под управлением Windows.
Планшетные компьютеры предлагают сотрудникам компаний и организаций дополнительную гибкость в работе, а организациям позволяют повысить уровень обслуживания своих заказчиков.
Участники этого исследования оценивают рост спроса на планшеты в ближайшие 12 месяцев в следующих цифрах: 23% на платформу Apple iPad, 22% на Android и 21% — на Windows. Эти оценки включают устройства для доступа к корпоративными ИТ-ресурсам (данным и информационным сетям), приобретаемые как организациями, так и их сотрудниками, указывает Эндрю Борг, директор по исследованиям в области корпоративных мобильных технологий и коммуникаций и мобильного центра качества компании Aberdeen.
Из факторов, стимулирующих применение планшетов в деловой практике, можно в первую очередь отметить больший размер экранов по сравнению со смартфонами, считает Борг. “Вы можете мгновенно получить доступ к большему объему данных в сравнении со смартфонами, и это обеспечивает лучшие возможности для работы с информацией, — говорит он. — Планшеты лучше подходят для совместного доступа и коллективной обработки данных, а значит, и для современных бизнес-процессов”.
Людям, находящимся в дороге, планшетные устройства предлагают более легкий и удобный способ быстрого обмена информацией и взаимодействия, нежели громоздкие тяжелые ноутбуки. “При этом существует множество разнообразных бизнес-приложений, позволяющих использовать их для решения самых разных задач”, — добавляет Борг.
Помимо гибкости этих устройств к преимуществам планшетных компьютеров, по его мнению, следует отнести возможность интеграции с корпоративными информационными системами: “Теперь у вас есть платформа, способная транслировать ключевые информационные активы компании за ее пределы”.
А согласно исследованию Adobe Systems, проанализировавшей веб-сайты 325 компаний в Северной Америке, Западной Европе и Азии, планшетные компьютеры будут генерировать больший по сравнению со смартфонами объем веб-трафика уже в начале 2013 г., а в 2014-м веб-трафик от планшетов составит 10% мирового объема.
В настоящее время пользователи считают, что по удобству доступа в Интернет планшеты как почти не уступают стандартным ПК. Опубликованный в мае 2012 г. корпоративный отчет Adobe Digital Index показывает, что в первые два года после выпуска планшетов на рынок доля веб-трафика с этой платформы росла примерно в 10 раз быстрее, чем доля веб-трафика со смартфонов. Если брать данные только за прошлый год, то доля веб-трафика с планшетных ПК выросла более чем на 300%.
“Хотя быстрый рост числа проданных устройств, безусловно, является одной из причин такого резкого изменения структуры пользовательских предпочтений, более важными факторами служат лучшая по сравнению с ПК ориентированность планшетных компьютеров на работу в Интернете в сочетании с портативностью и мобильностью этого форм-фактора, — утверждает Остин Бенкхед, директор Adobe Digital Index. — Предприниматели должны ожидать, что пользователи резко расширят масштаб применения планшетов для такой деятельности в Сети, как проведение исследований, поиск продуктов и услуг, совершение покупок или получение технической поддержки”.
Ускорение пропускной способности
Чикагское бюро по дизайну интерьеров Holly Hunt Enterprises уже использует устройства iPad в своем центре дистрибуции и в мастерской по изготовлению прототипов, а теперь рассматривает возможность выдачи планшетов своим мобильным коммерческим представителям, сообщил Нейл Гудрич, директор этой компании по бизнес-аналитике и технологиям.
“В центре дистрибуции благодаря планшетам мы снизили непроизводительные затраты времени на перемещения сотрудников, предоставим им доступ к ERP-системе и к системе управления складскими запасами непосредственно с рабочих мест”, — пояснил он.
Кроме того, встроенные в планшеты видеокамеры и возможность рассылки по электронной почте видеофайлов командам мерчандайзеров позволили ускорить проведение инспекции торговых залов.
Для помощи в управлении планшетами компания Holly Hunt развернула корпоративную платформу управления мобильными средствами, разработанную фирмой BoxTone. Платформа устанавливает политики для устройств, и при этом сотрудники могут регистрировать в сети свои собственные планшеты и получать с них доступ к корпоративным приложениям, таким как электронная почта.
“Планшеты сегодня воспринимаются людьми как потенциальное решение любой проблемы, — считает Гудрич. — Теперь уже не только ИТ-команда размышляет, как их использовать, но и сами сотрудники подходят к нам и предлагают, как ту или иную задачу можно решить с помощью планшета”.
В этих обстоятельствах компания позволяет отдельным бизнес-группам принимать самостоятельные решения по целесообразности инвестиций в работу с планшетами. Holly Hunt открыла специальный корпоративный магазин с приложениями, доступными для развертывания по запросам различных бизнес-групп, а сотрудники могут предлагать и новые.
Облегчение доступа к данным
Серьезных преимуществ от применения планшетов смогла добиться компания Schumacher, предлагающая больницам услуги по управлению работой приемных покоев. Сегодня здесь используется около 150 корпоративных планшетов iPad и еще с полсотни устройств, принадлежащих сотрудникам. Компания запускала пилотные проекты с первой версией iPad сразу после её появления на рынке, однако широкое применение эти компьютеры получили лишь после выпуска iPad 2.
“Сотрудники используют планшеты для работы с электронной почтой, доступа в Интернет и запуска необходимых приложений, — сказал ИТ-директор Schumacher Дуг Минифи. — Многие получают с планшетных ПК доступ к нашим внутренним веб-приложениям, в первую очередь к Salesforce.com”.
Одним из преимуществ стал более легкий доступ к данным. “Мы видим намного больше информации в реальном времени, когда проводим совещания с нашими сотрудниками, — говорит Минифи. — Многие приходят на встречи со своими устройствами и получают доступ к данным, необходимым им для принятия решений”.
Благодаря планшетным ПК в компании повысился уровень использования корпоративной CRM-системы. “А те сотрудники, которым часто приходится путешествовать, теперь приносят на встречи легкое, небольшое по размерам устройство, оставляя в гостиницах тяжелые ноутбуки”, — сообщил Минифи.
Планшеты в образовании
Преимущества от применения планшетов увидел и университет Крейтона. Департамент университета по приему в бакалавриат начал внедрение iPad два года назад, и сейчас примерно половина работающих здесь консультантов использует эти устройства.
Консультанты из приемной комиссии много времени проводят в поездках по стране, посещая колледжи и школы с целью набора новых студентов, говорит помощник директора по приему абитуриентов Дью Хеффельфингер. Планшеты обеспечивают им мгновенный доступ к студенческим работам, презентациям и другим материалам, размещенным в Сети. С другой стороны, и сами учащиеся могут получать на свои устройства нужную им информацию.
Недавно студенты университета Крейтона при поддержке веб-мастера разработали специальное веб-приложение по электронному сбору и обработке запросов на получение информации от потенциальных абитуриентов, включая прямой импорт данных из запроса в БД приемной комиссии. Разработанный механизм позволил отказаться от ручного ввода данных из присылаемых абитуриентами заявок на бумаге.
“Электронный сбор запросов повышает качество собираемых данных и ускоряет процесс ответа на учащимся”, — говорит Хеффельфингер.
Консультанты из приёмной комиссии выполняют также функции менеджеров по территориям, такие как мониторинг целей и результатов, контроль за привлечением абитуриентов и другие задачи, используя приложение Tableau Server компании Tableau Software.
“Приложение Tableau, установленное на планшетах iPad, позволяет консультантам выполнять ситуационный анализ, чтобы принять решение о звонках, визитах и других маркетинговых действиях, — поясняет Хеффельфингер. — Детальные данные о потенциальных кандидатах также доступны для выгрузки из приложения для дальнейших звонков и других контактов”.
Помимо этого университет запустил несколько пилотных проектов с планшетами iPad в других областях, и несколько входящих в его состав колледжей уже раздают планшеты преподавателям.
Среди проблем, с которыми сталкиваются компании при внедрении планшетных ПК, не последнее место занимают вопросы обеспечения безопасности данных, обрабатываемых при помощи планшетов. Как показывают результаты исследования Aberdeen, выполненного в апреле 2012 г., по уровню защиты информации и соответствию требованиям стандартов и нормативов планшеты пока еще отстают от смартфонов, говорит Борг. Если для смартфонов 64% организаций используют специальные меры по защите данных в случае их утери, например дистанционное уничтожение информации или блокировку доступа, то для планшетов такую технологию применяют только 38% опрошенных.
“Почти 60% компаний не имеют и этого базового уровня безопасности, а между тем вероятность хранения конфиденциальных данных на планшете выше, чем на BYOD-смартфонах, — указывает Борг. — ИТ-службы должны принять меры и исправить ситуацию. Учитывая скорость распространения таких устройств, необходимо сделать планшеты безопасными и привести их в полное соответствие стандартам”.
Несмотря на риски в области безопасности данных, многие компании рассматривают планшеты как важную составляющую корпоративной ИТ-стратегии.