6 сентября учебный центр “Сетевая академия ЛАНИТ” традиционно подвел итоги минувшего учебного года. По словам его директора Дмитрия Изместьева, в некотором смысле это событие произошло с опозданием, потому что все его отечественные коллеги-конкуренты подобную процедуру уже проделали. Однако именно благодаря этому у УЦ появилась возможность сопоставить данные и прийти к некоторым небезынтересным выводам.
Как отмечает г-н Изместьев, все ИТ-компании заявляют о довольно высоких темпах роста бизнеса своих УЦ — более 20%. У “Сетевой академии ЛАНИТ” этот показатель за 2011 календарный год (совпадающий с финансовым) составляет 29,7%, а если рассматривать динамику 2012 г., то на сегодняшний день он и вовсе находится на уровне 34%, отметил он. Компания практически вышла на докризисный уровень и надеется в текущем году его превысить. Восстановление наблюдается и в сегменте авторских курсов, и в сегменте авторизованных (лидеры здесь прежние: Microsoft, Cisco и с большим отставанием Linux и Oracle). При этом если запросить соответствующую информацию у ИТ-вендоров, то станет очевидным, что рынок в целом растет гораздо медленнее, полагает г-н Изместьев. Возникает вопрос, откуда же столь серьезный рост бизнеса в крупных УЦ?
Дело в том, что ИТ-обучение в последнее время выходит за рамки подготовки специалистов узкого профиля для информационно-технологических подразделений компаний и приобретает социально значимые масштабы. По словам г-на Изместьева, на рынке дополнительного образования за последние несколько лет сформировался дефицит компаний, профессионально занимающихся обучением взрослых. Одними из образовательных учреждений, которые смогли удовлетворить возникший спрос, стали центры, специализирующиеся на обучении информационным технологиям. То есть те компетенции, которые были отработаны на рынке ИТ, теперь эффективно применяются в других областях, в которых рассматриваемые учебные центры традиционно никогда не работали.
Почему именно методики преподавания ИТ оказались наиболее востребованными, г-н Изместьев объясняет следующим образом. Современные ИТ — весьма молодая отрасль, в которой еще лет двадцать назад были заняты единицы специалистов, а сегодня трудятся миллионы. Это означает, что за столь короткий срок компании были вынуждены создать предельно эффективные образовательные системы (обкатать их, внедрить и т. д.), чтобы суметь подготовить такое количество людей.
Созданные так называемые авторизованные системы основаны на очень четкой методологии (чтобы обучение не зависело от конкретных людей). Их главная сила, как считает г-н Изместьев, в учебных материалах, чья эволюция выглядит следующим образом: методички — авторизованные курсы — собственные учебники — дистанционные курсы — видеоматериалы. Из выступления г-на Изместьева можно было заключить, что большая часть образовательных программ в России исчерпывается первыми двумя ступенями этой лестницы, в то время как для качественного обучения необходимо задействовать все пять, причем грамотно их сочетать и с оглядкой на передовые исследования постоянно совершенствовать принципы подачи материала и проверки усвоенных знаний. Именно это ИТ-компаниям и удается лучше, чем другим.
Вышеупомянутый тезис о том, что расширение сферы охвата авторизованных методик приобретает социально значимые масштабы, в случае “Сетевой академии ЛАНИТ” наглядно подтверждается на примере проекта по подготовке общественных наблюдателей к участию в проведении ЕГЭ 2012 по заказу Общественной палаты РФ.
Не секрет, что сам Единый госэкзамен в обществе воспринимается очень неоднозначно. Однако, по убеждению г-на Изместьева, с технической точки зрения это очень хороший экзамен, другое дело, что с таким уровнем коррупции, как в нашей стране, его крайне сложно провести честно. При этом директор “Сетевой академии ЛАНИТ” весьма высоко оценивает профессионализм команды специалистов, которая ЕГЭ курирует. По его уверению, это единственная группа в России, которая успешно применяет крайне сложную методику проверки своих тестов на адекватность — без использования данных обширных статистических исследований. (Масштабно опробовать тесты ЕГЭ до проведения самого экзамена и сделать стандартную статистическую проверку не представляется возможным, потому что вопросы тут же окажутся в Интернете.)
По словам ответственного секретаря Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Юрий Съедина, проект мониторинга проведения ЕГЭ Общественная палата проводит уже четвертый год. И этим летом совместно с “Сетевой академии ЛАНИТ” была создана универсальная интерактивная интернет-площадка, на которой любой желающий (а таковых оказалось порядка 400 — учителя, родители и пр.) мог зарегистрироваться, пройти специальный дистанционный курс и стать наблюдателем на экзамене.
Общественная значимость данного проекта у г-на Съедина не вызывает никаких сомнений. По его оценкам, общественность сейчас крайне заинтересована в прозрачности проведения ЕГЭ, являющегося без всяких оговорок путевкой в жизнь для вчерашних школьников.
Среди других недавних проектов из этого же разряда “Сетевая академии ЛАНИТ” упоминает обучение сотрудников 35 департаментов, 10 префектур и 125 управ Москвы разработке и внедрению энергосервисных контрактов по заказу Департамента топливно-энергетического хозяйства столицы. Также учебным центром было реализовано несколько проектов с созданием эксклюзивных курсов по требованиям заказчика, в том числе обучение работе с iPad и мобильными приложениями для управления бизнес-процессами в фармацевтической компании “Ново Нордиск”.
Совместно с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании был реализован проект по разработке интерактивных учебных курсов (с применением веб-технологий и видео) для практического использования образовательного контента учителями России. Кроме того, за прошедший учебный год был создан электронный обучающий курс для персонала компании Treolan и разработан комплексный подход к оценке знаний и обучению нового персонала для компании “Онланта”. Служащие Совета Федерации РФ прошли персональное обучение офисным продуктам Microsoft. Также учебным центром был реализован крупный проект обучения сотрудников Федерального казначейства РФ по теме “Информационная безопасность при использовании современных информационных технологий”.
Данное направление “Сетевой академии ЛАНИТ” стало для нее столь актуальным, что, по словам г-на Изместьева, половина бизнеса компании сейчас связана именно с подобными контрактами (вторая половина — классическое ИТ-обучение).
Точные объемы своего оборота в учебном центре традиционно не называют. Некоторая финансовая конкретика была озвучена г-ном Изместьевым только о стоимости создания видеокурсов. По его словам, здесь многое зависит от готовности материала у его “носителя”. Бывает, что у человека уже написана структурированная книжка, и тогда все легко и быстро. Но бывает и так, что человек просто держит материал в голове, тогда необходима большая дополнительная работа по его структурированию. Минимальная стоимость — 60 тыс. руб. за 8 ч съемки со всей последующей обработкой и монтажом. (Г-н Изместьев уверен, что это очень мало, но его компания может себе позволить такие расценки, потому что грамотно выстроила процесс быстрого и эффективного производства.) Что же касается самых емких и сложных образовательных проектов, то их создание может обходиться в 20 млн. руб. (такие контракты уже заключались). Предела совершенству, как известно, нет.