HTML5 считается очередным большим шагом вперед. Он означает начало такого этапа развития, когда веб-стандарт будет выступать в качестве жизнеспособной альтернативы специфическому коду под конкретную платформу. Но чтобы добиться подлинного успеха, ему нужно ещё утвердиться на смартфонах.
Не так давно сэр Тим Бернерс-Ли произнес вдохновенную речь в защиту HTML5. Правда, именно этого и следовало ожидать от основателя и руководителя консорциума W3C. Бернерс-Ли, как он уже делал прежде, критиковал нативные приложения для смартфонов за то, что они изымают информацию из общего оборота, обеспечиваемого веб-технологиями.
“Если это не веб-приложение, оно не использует URL-адрес. А значит, я не могу о нем говорить. Никто из нас не скажет, занимаетесь ли вы чем-то полезным или нет, — заявил он, выступая в Берлине перед участниками мероприятия Telefonica's Campus Party. — Приложения для смартфонов вырывают информацию из всемирной паутины. Хорошая новость состоит в том, что веб-приложения возвращают ее обратно”.
В настоящее время HTML5 стабилизируется, добавил изобретатель Интернета, и проводится большая работа по обеспечению безопасности и управлению доступом в рамках данного стандарта.
Это, конечно, верно, но не так всё просто.
Пока HTML5 проигрывает
Во всяком случае на мобильных устройствах HTML5 пока явно проигрывает. Разумеется, будущее у него есть. Для начала скажем, что HTML5 образует основу операционной системы Mozilla Firefox OS, а написанные на нем приложения работают на Android и iOS. Но в настоящее время нередко он просто уступает конкурентам, особенно когда приложение должно обеспечивать высокую скорость работы или знакомую пользователю среду.
Вот вам доказательство. В июне немецкая компания Wooga, разработчик социальных игр, прекратила работу с HTML5, сославшись на такие проблемы, как недостаточная производительность (традиционные приложения работают быстрее), необходимость поддержания доступа в Интернет (обычно приложения HTML5 требуют если не использования, то по крайней мере установления интернет-связи) и др. Этот шаг стал ударом для Facebook, которая делала ставку на HTML5 как способ частично отобрать у Apple контроль над мобильной платформой. Конечно, Facebook прекратила работу над интерфейсом HTML5 для собственного приложения, написанного под iOS. Каков результат? Приложение стало работать гораздо быстрее.
Далее, применительно к мультимедийному контенту есть проблема управления цифровыми правами (digital rights management, DRM). Хотя многие выступают против DRM, распространители контента не принадлежат к их числу, поскольку не хотят раздражать своих поставщиков.
HTML5 сам по себе не поддерживает DRM для видео. Возможно, этим объясняется, почему в конце августа BBC и другие распространители вынудили Adobe вернуть Flash Player, поддерживающий DRM, в ассортимент магазина Google Play в Великобритании.
Да, BBC использует HTML5 для доставки видео приложению iPlayer на iPad, но таким способом, который пока компания не может применить в случае с Android. (Невзломанные устройства с iOS обеспечивают защиту от конвертирования таких потоков собственными средствами).
Стандарты
Главная проблема HTML5 заключается в создании надлежащего стандарта, который разрабатывается многими заинтересованными сторонами.
Мне не нравится называть это проблемой, поскольку именно так готовятся и в большинстве случаев должны готовиться стандарты. Но при этом зарождающаяся технология оказывается в гораздо худшем положении по сравнению с платформами, которые управляются более непосредственно и которые проще развивать.
Этот феномен вызывает беспокойство. И Бернерс-Ли поступает правильно, расписывая достоинства HTML5. Широкая публика безотчетно движется в ловушку, где окажется заблокированной и изолированной.
Правда, многие пропустят его заявления мимо ушей. Большинство разработчиков, которые по вполне разумным причинам хотят зарабатывать деньги уже сейчас, будут создавать приложения в первую очередь для iOS, затем для Android, а потом уже, возможно, для Windows Phone.
Так с какой стати им сейчас задумываться об использовании HTML5? Наиболее веская причина заключается в его кросс-платформенности. Но пока приложения на HTML5, как правило, на любой платформе уступают по скорости приложениям, написанным специально для этой платформы.
Ситуацию могут изменить два фактора. Один из них — BlackBerry 10, хотя я весьма скептически оцениваю шансы компании RIM на выживание. Другой — Firefox OS. Судьба этой ОС непредсказуема. Она может получить распространение на развивающихся рынках, а может пасть жертвой дешевых устройств с Android.
Не хочу сказать, будто с HTML5 на смартфонах покончено. Я далек от такой мысли. Сейчас HTML5 работает, а со временем будет становиться только лучше. Но этот стандарт рискует оказаться на обочине.