В этом году Microsoft, говоря о цели, которую она ставит перед Windows 8, постоянно использует выражение “никаких компромиссов”. Опыт, который я приобрел, сидя в тесном кресле во время трансатлантического перелета, позволил мне понять, что на самом деле имеется в виду.
На прошлой неделе я получил возможность некоторое время изучать первое устройство с Windows RT, которое должно появиться в широком доступе. Мы уже видели срежессированные театрализованные демонстрации, но на этот раз имело место исключительно практическое освоение. (Вы могли уже видеть видеоролики здесь.)
Но давайте внесем ясность: если вам приходится держать планшет в одной руке, а указательным пальцем другой тыкать в сенсорный экран, стараясь при этом сделать так, чтобы руки не попали в поле зрения видеокамеры, то это нельзя назвать проверкой удобства работы с устройством или тестом на производительность труда. Это всего лишь попытка заглянуть под обложку, не более.
И чтобы все стало совсем понятно: тех примерно 20 минут, что мне довелось подержать в руках планшет Samsung ATIV, совершенно недостаточно, чтобы делать какие-то выводы. Точно так же, как в случае с Microsoft Surface, на изучение которого времени было еще меньше -- его хватило лишь на то, чтобы составить о планшете первое впечатление и поразмышлять о его будущем.
Но я провел достаточно времени за планшетами (точнее, лет десять) и традиционными ПК (три десятилетия) и знаю, что мне нужно. А эксперимент, который я провел по необходимости по пути из Европы домой, совершенно определенно показал следующее.
Я не хотел бы использовать планшет, будь то iPad, устройство с Android, Windows 8 или Windows RT, в качестве своего единственного компьютера. Эта отвратительная экранная клавиатура съедает ужас сколько рабочего пространства. Кроме того, она редко столь же точно реагирует на касания или столь же проста в использовании как физическая клавиатура с ее тактильной обратной связью и эргономичным дизайном. И адаптация функционала под сенсорный экран означает необходимость в его кардинальном упрощении – зачастую вплоть до лишения пользователя некоторых возможностей, которые он хотел бы иметь. Вот в чем заключаются компромиссы.
Тем не менее, бывают случаи, когда сенсорный экран становится полезной альтернативой физической клавиатуре и больше подходит для повседневного использования. Как сейчас, когда я лечу трансатлантическим рейсом в салоне, который можно назвать “эконом-класс с минусом”, сидя в кресле, спинка которого отклоняется только на несколько миллиметров.
Если я открываю свой 13-дюймовый ультрабук так, чтобы видеть экран, мне приходится придвигать его к себе столь близко, что сенсорная панель оказывается практически у живота, и я могут печатать только прижав к себе руки, которые в такой позе напоминают рудиментарные передние лапы тираннозавра. Кисти противоестественно согнуты, а локти упираются в спинку сиденья. Сомнительное удовольствие.
Так что я отложил ультрабук и пишу первый вариант этой заметки с помощью экранной клавиатуры планшета Samsung Series 7 под управлением Windows 8, а текст напрямую передается в Microsoft Word 2013 на настольном ПК с Windows 8.
Этот эпизод предоставил мне прекрасную возможность подумать о сильных и слабых сторонах планшетов и о будущем экосистемы ПК накануне выхода новой ОС Microsoft.
Год назад, когда корпорация впервые заговорила о Windows 8, она постоянно твердила: “никаких компромиссов”. И в течение последних 12 месяцев критики Microsoft сразу указывали на отдельные недостатки или ограничения в Windows 8 как доказательства, что обойтись “без компромиссов” — это либо несбыточная мечта, либо большая ложь.
Конечно, это несбыточная мечта. Проектирование любого оборудования или ПО требует реалистичных решений, предполагающих компромиссы. Законы физики или аппаратные ограничения определяют реализацию одних функций, экономические реалии или скудные ресурсы разработчиков — других, оптимизация продолжительности работы без подзарядки батареи — третьих. Безусловно, это можно сказать и об iPad, который сегодня считается единственным успешно продаваемым планшетом на рынке.
Хороший инжиниринг позволяет находить элегантные решения, благодаря которым компромиссы не доставляют больших неприятностей или неудобств. Но рано или поздно вы заметите, что чего-то не хватает.
Вот кстати. Я возвращаюсь из Берлина с выставки IFA 2012, где, как всегда, получил материалы для прессы на USB-флэшке. Если бы у меня был iPad, я не смог бы открыть эти файлы без помощи ПК, Mac или какого-то специального периферийного устройства. Ведь у iPad нет портов USB. Это довольно существенный компромисс.
Напротив, любая машина, сертифицированная для Windows 8 и Windows RT, должна иметь по крайней мере один порт USB. А значит, я могу воспользоваться этими файлами. Но порты USB увеличивают лицензионные отчисления, требуют поддержки микросхемы и драйверов, занимают место в устройстве. Вот вам еще компромиссы.
В данном случае на флэшке были картинки в форматах JPEG и PNG, документы Word, файлы PDF и несколько архивов Zip, разложенные в 27 папок.
И как мне просмотреть эти файлы на планшете? Даже если бы я нашел способ открыть их на iPad, там нет естественного способа просмотра файловой системы. Это компромисс во имя удобства работы. Точно так же в ориентированной на сенсорный экран Windows 8 нет эквивалента проводника File Explorer. Поиск файлов на стартовом экране не находит файлы на съемных носителях. Я могу выбирать файлы с фотографиями с помощью приложения Photos и просматривать файлы PDF с помощью приложения Reader. Но в Windows 8 нет приложения для просмотра документов Word или Excel. Компромисс.
Тем не менее, я могу просматривать, копировать, открывать файлы на флэшке и управлять ими, используя File Explorer на настольном ПК. Этот проводник плохо приспособлен к сенсорному экрану, однако я могу решить задачу с минимальными издержками. Стал бы я упорядочивать таким способом сотни или тысячи файлов? Конечно, нет. Но хорошо, что есть этот несовершенный вариант просмотра файлов и копирования нужных.
Как бы то ни было, я сумел набросать в Word 2013 черновик этой заметки объемом в 500 слов на планшете, не пользуясь ничем кроме экранной клавиатуры. Несколько минут потребовалось, чтобы привыкнуть к ее особенностям (точно так же, как это происходит при переходе к физической клавиатуре другого дизайна). Не могу сказать, что работать было неудобно. Напротив, чем больше я трудился, тем увереннее вводил, выделял, редактировал и форматировал текст.
По прибытии домой я установил планшет на док-станцию, к которой подключены клавиатура и мышка. Сейчас я используют это оборудование, чтобы отредактировать черновик, который набросал на высоте 11 км, расширить аргументацию и вставить ссылки на онлайновый контент. Через несколько минут я загружу это в систему управления контентом ZDNet и нажму кнопку “Опубликовать”.
Я сумел проделать все это с помощью одного устройства, которое в тесноте салона самолета выступало в роли планшета, а по возвращении в офис — в качестве полноценного ПК.
Такова основная идея всех новых гибридных ПК, которые я видел в Берлине на прошлой неделе. Если разобраться, именно это имеют в виду дизайнеры Windows 8, постоянно твердя “без компромиссов”.
Ранее в этом году Йенсен Харрис из Microsoft оставил в блоге Building Windows 8 запись длиною с целый рассказ, в которой разъяснял: “Мы проектировали Windows 8 с учетом желания, чтобы ПК работал так, как вы привыкли, будь то ноутбук с клавиатурой, планшет с подключаемой клавиатурой (проводной или беспроводной) или что-то среднее. Сенсорный экран работает на всех этих форм-факторах, и вы выбираете, когда какой метод ввода использовать. Вот что мы подразумеваем, когда говорим, что Windows 8 обеспечивает работу без компромиссов”.
И это вовсе не пересмотр истории. Сделанная в августе 2011 г. запись в блоге, в которой Windows 8 была представлена публике, содержала точно такое же положение: “Вам нет необходимости идти на компромисс! Вам достаточно одного устройства, которое делает все, что вы хотите и считаете необходимым. Вы можете подключать к нему любую периферию, которую захотите использовать. Вы можете использовать устройства, предназначенные для присоединения к дисплеям большого размера и к другой периферии. Вы можете использовать конвертируемые устройства, которыми могут быть как различные планшеты, так и многоцелевые ноутбуки”.
А теперь мы, наконец, видим, как аппаратура сторонних производителей и Windows объединяются, и почти в точности воплощается видение, изложенное год назад.
На выставке IFA 2012 я заметил по крайней мере с десяток гибридных устройств, призванных заполнить разрыв между устройствами с сенсорным экраном и обычными ноутбуками. Некоторые привлекли мое внимание. Но пока не представится возможность их опробовать, мы не можем сказать, какие из них являются действительно многообещающими, а какие представляют собой компромисс.