Предлагаем вашему вниманию итоги опроса, проведенного нами в сентябре. Не скроем, в известной степени он был инициирован результатами исследования IC Insights, в котором оценивается динамика мирового рынка десктопов, ноутбуков, нетбуков и планшетных ПК в период 2009 — 2015 гг. Главный вывод из этих оценок можно сделать такой: рынок нетбуков хиреет, а сегмент планшетов — стремительно растет .
Интересно было сравнить общемировые тенденции с российскими. Поэтому мы обратились в ряд отечественных дистрибьюторских компаний с вопросами о том, как они оценивают ситуацию на наших рынках десктопов, ноутбуков, нетбуков и планшетных ПК. Нам отвечали коммерческий директор ELKO Russia Александр Будилов, директор департамента оптовых продаж OLDI Рамис Мамедов, заместитель коммерческого директора дистрибьюторской компании MICS Константин Осипов, руководитель направления мобильных решений OCS Distribution Сергей Синицын, управляющий партнер ГК “Фан” Анатолий Шлуглейт, а также эксперты из “Марвел-Дистрибуции”.
Оценки темпов роста
Александр Будилов считает: “Несомненно, рынок смартфонов и планшетов — один из самых перспективных и быстрорастущих. В обеих товарных группах можно ждать более чем 100%-ного роста в течение ближайших двух лет. Особенно интересно то, что в данных сегментах еще не закончен передел рынка, и мы ожидаем больших изменений в связи с выходом на рынок таких сильных игроков, как Intel и Google, и более активным участием Microsoft”.
C ним согласен Сергей Синицын: “Продажи смартфонов растут и будут расти в перспективе. Если в 2011 г. соотношение между продажами смартфонов и телефонов держалось на уровне 30:70, то сейчас можно ждать, что оно изменится на противоположное. Планшеты также демонстрируют рост, темпы которого составляют до 150% в год. И я уверен, что и дальше он будет не меньше. Ноутбуки (ультрабук мы считаем подвидом ноутбуков) в настоящий момент показывают такой же большой рост, как и раньше. Но постепенно рынок ноутбуков стабилизируется, и потому мы ждем некоторого снижения темпов его роста, он будет развиваться не такими большими шагами, как раньше”.
А вот что отмечают эксперты из “Марвела”: “До 2008-го наблюдался бурный рост (10—15% в год) рынка мобильных телефонов в России, однако в связи с кризисом произошёл перелом — рынок стал стагнировать. Начиная с 2010-го рост возобновился, и наиболее ярко он заметен именно в сегменте смартфонов. Главные причины — появление новых мобильных платформ и пристальное внимание к этому направлению гигантов рынка, как разработчиков ПО (Google, Microsoft), так и производителей терминалов (Samsung, HTC, Nokia). Отдельного упоминания, бесспорно, достойна Apple. Американская корпорация оказала сильнейшее влияние на структуру рынка. В сущности основная конкуренция сейчас проходит не среди производителей, а среди экосистем мобильных ОС. Все эти глобальные тенденции влияют и на российский рынок.
Есть и ещё один фактор роста продаж мобильных устройств. Эксперты из “Марвела” обращают внимание на следующее: “операторы связи активно развивают инфраструктуру сотовых сетей, и сейчас мы наблюдаем переход к стандартам связи четвёртого поколения. Широкое предложение самых разнообразных моделей смартфонов привело к падению их средней цены, которая теперь составляет менее 13 000 руб., хотя ещё совсем недавно превышала 15 000. Говоря о глобальных тенденциях, отметим, что планшеты и смартфоны становятся драйверами роста всего ИТ-рынка, несколько отодвигая на второй план ноутбуки, входящие в стадию зрелости своего жизненного цикла”.
Константин Осипов добавляет: “Нетбуки стремительно теряют свои позиции, так как многие вендоры вынуждены отказываться от них в силу возрастающей конкуренции со стороны планшетов. Несмотря на трудности в мировой экономике российский рынок продолжает расти, и перспективы у мобильных решений могут быть довольно радужными при соблюдении ряда условий”.
Главными такими условиями Константин Осипов считает три:
- успех ОС Windows 8 (которая разрабатывалась с акцентом на планшетные ПК) среди конечных пользователей и корпоративных заказчиков;
- последовательное исполнение обещаний со стороны корпорации Intel и производителей мобильных ПК по снижению рекомендованных розничных цен на ультрабуки;
- стабильность курса рубля, поскольку его падение приведет к росту цен на эту продукцию.
А вот мнение Рамиса Мамедова: “Снижение цены в ближайшем будущем полностью убьет рынок нетбуков. По нашим оценкам, это произойдет к весне 2013 г. Рынок же смартфонов растет стабильно, мы ожидаем увеличения его роста на 10—15% с выходом продуктов на базе ОС Windows 8. Ультрабуки пока растут медленнее, чем должно быть по нашему мнению, но с будущей весны они должны начать активную замену среднего сегмента ноутбуков”.
Стремление конечных пользователей к мобильности во всех её ипостасях отмечают и в интеграторских компаниях. Анатолий Шлуглейт говорит: “Анализ последних месяцев продаж отчетливо показывает, что в запросах наших клиентов все чаще присутствуют позиции аппаратного обеспечения рабочего места сотрудников с обязательной функциональной возможностью работать удаленно (“в поле”). Другими словами, на сегодняшний день “мобильность” устройств далеко не самая последняя характеристика при составлении спецификаций поставок. Но при этом мы наблюдаем заметное снижение количества запросов на поставку нетбуков и ультрабуков, а в качестве персональных мобильных устройств делается выбор в пользу полноценных ноутбуков и планшетов. Объяснения со стороны заказчиков просты — ультрабуки функциональны, но дороги, а нетбукам не хватает функционала и они не слишком удобны в работе”.
В то же время Анатолий Шлуглейт отмечает: “На наш взгляд, на этапе проникновения на рынок нетбуки, показывая “взрывной” рост продаж (такой же, какой сегодня показывают, например, планшеты), сыграли далеко не последнюю роль в общем понижении ценового уровня в сегменте “ноутбуки”. Их потенциал для роста уже исчерпан, и поэтому о развитии сегмента говорить не приходится. Тем не менее мы не думаем, что этот сегмент “схлопнется”, так как всегда будут определенные задачи, для выполнения которых наиболее удобен именно нетбук, и определенная группа пользователей, которых полностью устраивает соотношение возможности/цена”.
Одним словом, полная смерть нетбуков в обозримом будущем не просматривается.
Основные драйверы роста
Один из вопросов, с которыми мы обращались к нашим экспертам, звучал так: “Спрос на какие категории мобильных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков, нетбуков, ультрабуков) растет наиболее быстро?
Вот как расставил эти категории (в порядке убывания) Константин Осипов:
- планшеты;
- ультрабуки (рост обусловлен эффектом базы, с нуля расти легко в первые годы);
- ноутбуки.
На первое место ставит темпы роста продаж планшетов (в штуках) и Рамис Мамедов. С ним согласен Сергей Синицын: “В штучном выражении самой быстрорастущей категорией я считаю смартфоны и планшеты”.
А вот мнение экспертов из “Марвела”: “Планшеты и смартфоны становятся драйверами роста всего ИТ-рынка, несколько отодвигая на второй план ноутбуки, которые входят в стадию зрелости своего жизненного цикла. Впечатляющими темпами растут продажи планшетов — сейчас отмечается трёх-четырёхкратный рост относительно 2011 г. Планшеты — уже сегодня один из крупнейших сегментов российского ИТ-рынка. Смартфоны в России показывают темпы роста 60—65%, которые можно считать весьма серьезными, учитывая размеры рынка. Спрос на смартфоны будет, безусловно, расти, даже если весь рынок мобильных телефонов увеличиваться перестанет. Для ноутбуков грядущий рождественский сезон может стать своеобразным “моментом истины”. Сейчас есть определенные тревожные сигналы со стороны спроса конечных потребителей. В любом случае темпов роста, сравнимых с планшетами и смартфонами, здесь ждать не приходится. Что касается ультрабуков, то многое будет зависеть от количества доступных моделей. Опыт западных рынков показывает их высокую ценовую чувствительность. В случае хорошего ценового предложения — ниже 1000 долл. — этот сегмент станет ощутимым”.
Александр Будилов добавляет: “Рынок ноутбуков перешел в стабильную фазу развития и продолжает расти умеренными темпами в отличие от рынка нетбуков, вытесняемых планшетами, с одной стороны, и полноформатными ноутбуками — с другой. Ожидаемая в октябре новая операционная система Microsoft только ускорит этот процесс”.
Итак, общемировые тенденции, подмеченные IC Insights, характерны и для российского рынка.
Когда же планшеты перегонят нетбуки, ноутбуки и ультрабуки, вместе взятые?
Здесь практически все оценки наших респондентов были очень осторожными. “Не так скоро, как многим хотелось бы, — отмечает Константин Осипов. — Линейка мобильных устройств, которую мы привыкли видеть в последние два-три года, стремительно меняется. Производители в массе своей двигаются в сторону сверхлегких и сверхтонких решений. Взять, к примеру, планшет Surface, анонсированный Microsoft. С одной стороны это планшет, но с другой, ОС Windows 8 и клавиатура делают его очень близким по духу и функционалу к ультрабуку. И таких примеров масса еще до выхода новой ОС Microsoft, а потом этот поток лишь усилится. Так что я вопрос ставил бы следующим образом: когда планшеты, их производные в виде трансформеров и ультрабуки превзойдут продажи ноутбуков и нетбуков? Думаю, что в течение ближайших двух лет этот факт должен состояться”.
Примерно в том же духе высказываются и эксперты из “Марвела”: “Сейчас нет оснований считать, что это может произойти в среднесрочной перспективе. Ряд западных аналитиков считает, что в мире (в первую очередь в развитых странах) продажи планшетов превзойдут продажи ноутбуков не ранее 2016—2017 гг. Даже если предположить, что эти прогнозы сбудутся, в России соответствующего сценария стоит ждать с задержкой в несколько лет. А делать долгосрочные прогнозы для ИТ-рынка довольно сложно, ведь всегда могут появиться принципиально новые технологии и новые семейства устройств, прототипы которых мы видим уже сейчас. Кроме того, сегодня планшеты не рассматриваются как полнофункциональная альтернатива ноутбукам. Насколько успешно эти устройства смогут освоить новый функционал, покажет время. Так или иначе, можно уверенно говорить о том, что рынок планшетов уже является локомотивом роста ИТ-индустрии, и стоит ожидать, что в ближайшие два-три года он будет соразмерен рынку ноутбуков”.
Александр Будилов, основываясь на текущих темпах роста продаж, считает, что в нашей стране спрос на нетбуки, ноутбуки и ультрабуки, вместе взятые, может быть превзойдён планшетами разве что в 2015 г. Согласен с такой оценкой и Рамис Мамедов. А вот Сергей Синицын говорит: “Скептически смотрю на это — не думаю, что это вообще когда-нибудь случится. Ноутбук все же отличается от планшета принципом использования и частично замещает рынок персональных ПК, а планшет этого сделать пока не может…”. Одним словом, ноутбуки будут изготавливаться и продаваться ещё довольно долго.
А что же рынок десктопов?
Нельзя сказать, что этот рынок живее всех живых, но и о его смерти говорить преждевременно. “По нашим данным этот рынок стабилен”, — утверждает Сергей Синицын. “Этот рынок уменьшается”, — считает Рамис Мамедов. Менее категоричен Александр Будилов: “Продажи настольных ПК остаются на прежнем уровне, который поддерживается за счет корпоративного бизнеса и СМБ. В розничном канале они активно вытеснены ноутбуками и моноблоками”.
C ним практически согласны эксперты из “Марвела”. Они говорят: ”На данный момент благодаря корпоративному рынку продажи десктопов в России в целом остаются примерно на прежнем уровне. В рознице же настольные ПК продаются несколько хуже. Сейчас мы наблюдаем примерно 15%-ное падение в штуках. Любопытно, что при этом, во многом благодаря моноблокам, вендорам удалось минимизировать падение рынка в деньгах, составляющее не более 5%”.
А вот что отмечает Константин Осипов: “Рынок ПК в России, как и в остальном мире, уже давно считается сложившимся, продажи растут в абсолютном значении, но доля настольных ПК в общем объеме продаж компьютеров безусловно падает. Конечные пользователи и корпоративный сегмент все чаще выбирают мобильные решения. Однако до окончательного исчезновения настольных ПК все еще далеко, они остаются популярными среди любителей игр, требующих серьезных ресурсов системы, консервативных и бережливых пользователей, корпоративных заказчиков, которые не готовы переплачивать за мобильность и не приветствуют риски, связанные с вероятностью потери данных или несанкционированного доступа к ним за пределами рабочего места. Надо отметить, что в рамках этого сегмента хорошо себя чувствуют решения “всё-в-одном” (All-In-One), их с большим удовольствием выбирают конечные пользователи (для которых диагональ экрана имеет значение) в качестве замены традиционному сочетанию “ПК + монитор”. Решение “всё-в-одном” все же предполагает бóльшую мобильность и привлекательность с точки зрения дизайна, а также и функционала, если присутствует опция touchscreen”.