В 2007 г. компания “Караван” начала проект по созданию коммерческого ЦОДа надежностью не ниже категории Tier III. Сегодня этот коммерческий инструмент (так его называет заместитель генерального директора компании Андрей Касьяненко) вместе с охватывающей территорию Москвы собственной оптической сетью позволяет “Каравану” предоставлять корпоративным пользователям телекоммуникационные услуги, такие как физический хостинг ИТ-ресурсов, подключение к Интернету, телефония, передача данных, организация VPN, защита бизнес-приложений и виртуальный хостинг.
Электрическая мощность, подводимая от двух независимых подстанций для электропитания ЦОДа, составляет 2 МВт. В настоящее время он потребляет половину. Промышленные энергетические системы объекта (автоматы ввода резерва и главный распределительный щит) построены с использованием комплектующих Schneider Electric.
Инженерная инфраструктура Telehouse Caravan создана на основе комплексного решения APC InfraStruxure. В его состав входят стойки, блоки распределения питания, система мониторинга электропитания StruxureWare и подсистема кондиционирования, построенная по принципу контейнеризации горячего воздуха с использованием внутрирядных кондиционеров APC InRow мощностью до 60 кВт каждый.
APC InfraStruxure позволяет устанавливать высоконагруженные серверные стойки в любой точке ЦОДа, оптимально расходуя ресурсы на питание и охлаждение. Комплекс кондиционирования работает по принципу забора воздуха из “горячего” коридора (патент АРС by Schneider Electric). Контур водяного охлаждения обслуживают два моноблочных чиллера мощностью 750 кВт каждый. В холодное время года охлаждение водяного контура обеспечивает система фрикулинга.
Как подчеркнул г-н Касьяненко, Telehouse Caravan сочетает в себе решения вендоров инфраструктурного оборудования с собственными инженерными компетенциями “Каравана”, в результате чего компания может реализовывать гибкое распределение электрической и тепловой энергии как в отдельной стойке, так и в ЦОДе в целом.
“В этом проекте мы взяли на себя роль генерального проектировщика и интегратора, перепоручив специализированным организациям только проектирование отдельных узлов, поскольку ни один из системных интеграторов не смог предложить нам решение, удовлетворяющее нашему техническому заданию. Вместе с тем отмечу, что именно APC InfraStruxure позволяет нам взять под контроль воздушные потоки, что является большой проблемой в современных ЦОДах”, — пояснил г-н Касьяненко.
По его оценкам, реализованное “Караваном” решение по энергетической плотности конкурентоспособно до сих пор и может оставаться таковым еще около десяти лет, несмотря на то что развернуто оно было в 2008-м и на рынке уже появились другие эффективные инфраструктурные компоненты.
В 2008 г. средняя нагрузка на стойку Telehouse Caravan была 7 кВт, сегодня она составляет 11 кВт. ЦОД спроектирован так, что позволяет управлять подачей электроэнергии и охлаждением вплоть до 30 кВт на стойку без дополнительных затрат, а модульный принцип построения дает возможность не вкладывать средства в его пустующие инженерные пространства.
Как подчеркивает г-н Касьяненко, бизнес оператора связи “Караван” всегда был динамичным, и компания никогда не уповала на то, что будучи успешной сегодня, останется таковой и завтра. По мнению руководства “Каравана”, чтобы выигрывать в конкуренции, нужно вкладывать средства не только в инфраструктуру, но и в компетенции компании.
Проект Telehouse Caravan развивается в соответствии с изменениями в бизнесе компании, продиктованными требованиями рынка. Как сообщил г-н Касьяненко, никаких непредсказуемых изменений ни в самом ЦОДе (главном инструменте проекта), ни в проекте в целом не происходит. Изначальный выбор модульной конфигурации ЦОДа позволяет вовремя реагировать на постоянное увеличение нагрузки на инфраструктуру ЦОДа, запуская новые гермозоны, организованные в соответствии с корпоративными стандартами “Каравана”. Причем до выхода на максимальную мощность объекта еще далеко.
В соответствии с накапливаемым компанией эксплуатационным опытом корректируются внутренние регламенты по отработке и предупреждению нештатных ситуаций в ЦОДе. Именно так, например, был изменен регламент отработки сбоев в системе хладоснабжения. После этой коррекции подобные сбои отрабатываются быстрее и менее затратно, что в результате повысило общую надежность ЦОДа.
“Наша ИТ-инфраструктура состоит из множества элементов, и в каждый момент времени какой-либо из них перестает отвечать требованиям к качеству и ассортименту услуг, пропускной способности сети и т. п. Такие элементы приходится постоянно модернизировать. В результате ИТ-инфраструктура, как живой организм, постоянно обновляется в соответствии с задачей иметь динамично развивающийся бизнес”, — говорит г-н Касьяненко.
Модернизация инфраструктуры планируется по результатам анализа состояния рынка, его динамики. При этом в компании понимают, что не все доступные современные ИТ-возможности можно использовать для повышения эффективности бизнеса, поскольку в компании действуют определенные корпоративные стандарты, следовать которым необходимо ввиду экономической целесообразности.
“Проект Telehouse Caravan выстроен по нашим корпоративным стандартам, и развиваем мы его в соответствии с ними же. Перейти на другой стандарт, конечно, можно, но это очень затратно, а потому, прежде чем осуществить такой переход, нужно посмотреть, окупится ли он в разумные сроки”, — поясняет г-н Касьяненко.
Важным направлением изменений, производимых в инфраструктуре ЦОДа, является борьба за повышение его энергоэффективности. Со времени запуска ЦОДа в 2008 г. цена на электроэнергию в Москве выросла почти в два раза. Между тем стоимость услуг Telehouse Caravan, как подчеркнул г-н Касьяненко, за этот период не увеличилась. По мнению руководства “Каравана”, единственным способом покрытия связанных с ростом тарифов на электроэнергию издержек в условиях растущей конкуренции в сегменте услуг ЦОДа остается оптимизация действующих систем и повышение общей эффективности проекта Telehouse Caravan.
Двигаясь в этом направлении, компания, например, планирует изменить систему поддержки влажности в технологических помещениях. Сегодня эта система использует встроенные в кондиционеры парогенераторы, которые вырабатывают пар простым кипячением воды, что энергозатратно, а потому неэффективно. Предполагается внедрить новую систему пароувлажнения — без кипячения, что позволит получить экономический эффект за счет экономии электроэнергии. По мнению г-на Касьяненко, именно из таких небольших шагов строится ежедневная работа над повышением общей эффективности ЦОДа. Существующая система охлаждения также демонстрирует свою энергоэффективность. Изоляция “горячего” коридора обеспечивает максимальную эффективность работы кондиционеров благодаря большой разнице температур на входе и выходе; расположение кондиционеров вплотную к стойкам максимально сокращает путь прохождения воздуха, охлаждающего ИТ-оборудование, а вентиляторы с переменной скоростью вращения оптимизируют энергопотребление при изменении нагрузки.
Как сообщил г-н Касьяненко, в настоящее время компания планирует изменить позиционирование своих сервисов, разделяя при этом сервисы ЦОДа и облачные сервисы, имея в виду, что последние могут предоставляться провайдерами, не располагающими собственными ЦОДами. В ближайшее время “Караван” собирается предоставлять и облачные сервисы, рассматривая их как перспективное направление развития.
“Не обязательно рассматривать наш ЦОД и облачные сервисы как связанные бизнесы, — говорит г-н Касьяненко. — Стоит отметить, что важную роль для облачного провайдера играет цена обслуживания облака, поэтому вполне возможно, что для предоставления облачных сервисов мы решим воспользоваться ресурсами другого оператора ЦОДа, при условии, что они будут не хуже наших и при этом такой проект будет экономически оправдан”.
В Telehouse Caravan происходит переход от непосредственно ресурсного подхода в предоставлении услуг ЦОДа к сервисной модели функционирования — к услугам, предполагающим более тесное взаимодействие с клиентами, более полное и глубокое обслуживание их ИТ-инфраструктуры. Клиентам предлагается, например, мониторинг до 200 параметров оборудования, возможность настройки собственных триггеров, при срабатывании которых клиент получает SMS и уведомление на e-mail. По словам г-на Касьяненко, в планах компании намечено дальнейшее развитие сервисов по направлению managed services.