В середине сентября в Москве прошла очередная ежегодная конференция по программным решениям (и практике их применения) компании LANDesk Software — средствам управления ИТ-ресурсами (инфраструктуры, активы, сервисы) корпоративных систем. Хотя мероприятие имеет порядковый номер 9, тем не менее оно было юбилейным — как раз 10 лет назад состоялись переговоры между LANDesk и российской группой Arbyte, которая с тех пор представляла интересы американского поставщика в России, занимаясь продвижением ее продукции, включая поставки, внедрение, обучение и проведение разного рода мероприятий. Отметим сразу, что минувшим летом LANDesk открыла в Москве свое официальное представительство, заявив о намерении сформировать в нашей стране расширенную партнерскую сеть, но уточнив при этом, что Arbyte сохранит свою ключевую позицию в деятельности LANDesk в России, в частности в статусе дистрибьютора.
Важность нынешнего мероприятия, которое проходило под названием отражающим ключевую современную тенденцию ИТ — “Построение гибких и прозрачных ИТ-процессов в эпоху корпоративной мобильности” — подчеркивало присутствие на нем президента и CEO LANDesk Software Стива Дэйли, который выступил с содержательным докладом о тенденциях на мировом рынке управления ИТ и о стратегии его компании в современных условиях.
LANDesk является одним из старейших игроков на рынке средств управления ИТ-системами, в значительной степени одним из его основателей. Она появилась в 1985 г. (под названием LAN Systems), но в 1991 г. была поглощена корпорацией Intel и превратилась в подразделение Intel LANDesk. В 2002 г. LANDesk стала опять самостоятельной (это был период очередного мирового экономического кризиса, во время которого многие ИТ-гиганты занялись оптимизацией своего бизнеса, и Intel, в частности, решила освободиться от не очень профильных для нее направлений), а в 2006 г. приобретена компанией Avocent за 416 млн. долл., сохранив при этом полную самостоятельность на рынке.
Аналитики называют LANDesk пионером освоения в свое время нового для ИТ-рынка сегмента средств управления ПК (первые продукты — 1993 г.). По одной из легенд, еще в конце 1990-х Intel открыла программный код на эти средства (это направление было не главным для корпорации) и именно он стал основой тогда для появления подобных конкурирующих решений. Сама же LANDesk постоянно расширяла возможности своего ПО, в том числе за счет усиления функционала обеспечения безопасности, управления процессами и услугами, но что важно — все же ее интересы ограничиваются сферой клиентских устройств, вопросами управления серверной инфраструктурой она не занимается. В условиях постоянно возрастающей конкуренции на рынке компания уверенно сохраняет лидирующие позиции, например, вместе с Microsoft, Symantec и IBM входит в группу “Лидеры” магического квадранта Client Management Tools от Gartner, являясь единственной в этой команде частной компанией.
По мнению Стива Дэйли, сфера и проблематика средств управления клиентской инфраструктурой сейчас настолько быстро растет, что на этом поле для развития бизнеса его компании перспектив более чем достаточно. По прогнозам IDC, в ближайшие два года существенно поменяется ИТ-инфраструктура современного предприятия: количество мобильных устройств в сети в два раза превысит количество традиционных устройств, изменятся и сами способы коммуникации внутри сети. Наличие мобильной стратегии станет необходимым условием не только для каждого ИТ-вендора, но и для каждого CIO. Наступление эпохи повсеместного распространения мобильных компьютеров, слияния сфер домашнего и корпоративного использования компьютеров только усложнило выполнение этих задач. С одной стороны, использование мобильных систем позволяет получать удобный доступ к аналитике и корпоративным ресурсам, с другой — создает угрозы информационной безопасности.
На нынешней конференции были рассмотрены решения по управлению ИТ-процессами, включая управление мобильными устройствами, разработанными в LANDesk и недавно приобретенной ею компанией Wavelink (ее представители также участвовали в мероприятии), а также по управлению ИТ-активами, включая лицензиями на ПО.
Разумеется, руководитель LANDesk, сообщив об открытии представительства компании в Москве, сказал о важности и перспективности российского рынка. Развивая эту тему, директор департамента программных решений Arbyte Наталья Калиманова рассказала, что за 10 лет сотрудничества с LANDesk в нашей стране было завершено более 100 проектов на основе ее продуктов, общее количество устройств под управлением LANDesk в России превысило 200 тыс. Объем продаж лицензий и услуг по программному обеспечению LANDesk в России и СНГ за последний год (2011/2010) увеличился на 30% (на 5% больше, чем объем продаж в этом сегменте в целом по России).
Arbyte также занимается созданием собственных инструментов, расширяющих возможности средств LANDesk. Так, на конференции был анонсирован новый сервис Arbyte Active Control по удаленной поддержке и обслуживанию заказчиков, который поможет многим клиентам минимальными средствами повысить эффективность уже имеющихся у них инсталляций LANDesk.
На мероприятии был представлен ряд докладов заказчиков, которые поделились со слушателями своим опытом использования этих продуктов (правда, речь шла в основном об управлении традиционной настольной инфраструктурой). В частности, начальник службы поддержки пользователей “ТрансКредитБанка” Василий Вьюшин рассказал о внедрении еще в 2009 г. решения LANDesk Service Desk, с помощью которого был автоматизирован процесс управления инцидентами, выполнена интеграция с ранее внедренным LANDesk Management Suite и с Web-порталом банка, был организован начальный уровень SLM и портал самообслуживания пользователей. В 2010 г. в рамках дальнейшего развития системы был автоматизирован процесс управления знаниями, а 2011—2012 гг. осуществлено внедрение каталога услуг и процесса управления отказами банковских систем. По его мнению, система позволила существенно ускорить обработку заявок и решение инцидентов в 44 филиалах банка по всей стране. В перспективе банк планирует реализовать еще ряд процессов ITSM, направленных на оптимизацию работы ИТ-служб и повышение надежности ИТ-систем организации.
Инженер-программист ОАО “Ил” Павел Вещиков сообщил, что в его компании 1350 компьютеров, из них 900 ПК и серверов находятся под управлением LANDesk. Это позволяет иметь всегда актуальную инвентарную и статистическую информацию, решать многие задачи, на которые раньше требовались существенные трудовые и временные затраты. В качестве примера он привел такой случай: на устранение вируса Conficker (анализ ситуации, сбор и запуск задания) потребовалось около 3 ч, обновление прикладного ПО на 200 ПК занимает не более 30 мин, кроме того функционал Arbyte Device Control позволяет минимизировать вероятность утечки информации, что очень важно для высокотехнологичного предприятия.
Администратор службы ИТ-инфраструктуры компании “ЭР-Телеком Холдинг” Екатерина Марценюк поделилась опытом использования средств LANDesk для обеспечения единообразия и упорядоченности методов решения стандартных задач на уровне всего холдинга, добавив: “В ближайшее время мы планируем реализовать полноценное управление всеми мобильными устройствами в компании”.