Вектор роста рынка геоинформатики очевидно следует тем же трендам, что и рост всего рынка информационных технологий. Подогрев массового интереса со стороны быстрорастущих секторов, таких как “навигация” и Location Based Services (сервисы на основе информации о местоположении пользователя, например геотаргетинговая реклама) спровоцировали волну интереса к актуальным и точным пространственным данным (картам, адресным базам, спутниковым снимкам и т. д.) и дали импульс разработке большого числа новых приложений и пользовательских сервисов на их основе. В качестве механизмов, обеспечивающих этот рост, работают такие факторы, как проникновение широкополосного интернет-доступа в регионы и внедрение разработчиками ПО индустриальных стандартов доступа к пространственным данным через http-протокол.
Кроме развивающих и благоприятствующих технологических факторов и эффекта от интеграционных процессов, в которых нуждается рынок, добавились и новые деструктивно воздействующие факторы, как тот, с которым сталкиваются все правообладатели контента, распространяемого в Интернете, — нарушение авторских прав.
Весьма контрастно эта проблема выглядит на российском рынке геоинформатики, где на фоне многочисленных ограничений, накладываемых на деятельность в отраслях, связанных с обработкой и распространением геоданных и архаичных законов о государственной тайне, которые не меняются десятилетиями, процветает полный пофигизм (читайте — бескультурье и правовая безграмотность) в отношении авторских прав и лицензионных условий использования.
Чтобы предупредить о правилах использования картографической и спутниковой информации разработчики картографических веб-сервисов публикуют лицензии конечного пользователя (пользовательские лицензии). Соблюдение лицензии (а значит, и авторских прав) является обязательным условием для работы с данными на законных основаниях.
Нарушение условий пользовательских лицензий — типичная ситуация: пользователи скачивают нелицензионный контент, устанавливают пиратский софт. Эта проблема никогда, если говорить объективно, не препятствовала росту развлекательных и хайтековских индустрий, притом что в какой-то мере способствовала развитию интернет-рынка. Но совсем другая картина складывается на предварительном этапе, на котором преимущественно участвуют корпоративные клиенты и производители продуктов с добавленной стоимостью, если сами его игроки игнорируют законы авторских прав.
Простой пример — картография. Производители продуктов с добавленной стоимостью, которыми являются карты по отношению к спутниковым снимкам, обнаруживают в Интернете массу доступных спутниковых снимков, “лежащих” на интернет-порталах (Google Maps, Яндекс.Карты, Kosmosnimki.ru и др.). Вслед за тем они принимаются их оцифровывать, создавая удивительно похожие друг на друга карты городов, в которых кварталы и дома “обрезаются” невидимой линией, соответствующей границе высокодетального снимка, размещенного в Интернете. “Если все нарушают, то нарушаю и я”, — это принцип российского рынка. Однако вскоре сами производители карт столкнулись с проблемами контрафакта уже на основе собственной продукции.
По мнению автора, нет ничего сверхстрашного в скачивании частными лицами, например туристами, снимков или карт с интернет-сайтов для личных нужд. Пока рынок пользовательских приложений, таких как бесплатные навигационные карты и т. д., развивался, для таких пользователей было очень дорого (да и муторно) покупать лицензионные карты и тем более данные съемки из космоса. Совсем другое дело, когда подобную практику стали перенимать компании и предлагать пользователям своих продуктов те же самые инструменты, что и бесплатные качалки, которыми туристы пользуются уже много лет. Один из опросов, предложенных на сайте ГИС-Ассоциации — организации, объединяющей специалистов, занятых в области разработки и применения геоинформационных технологий, — голосование “за стабильную работу на рынке геоинформатики”, куда каким-то образом наряду с хорошо известным в этих кругах коммерческим программным обеспечением (ПО) попала как раз такая бесплатная качалка, известная среди туристов и производителей карт. Автор статьи без колебаний проголосовал именно за этот продукт, потому что его разработчики последовательно и верно (и совершенно безвозмездно) создают хорошую программу для скачивания геоданных с интернет-сайтов и офлайновой работы с ними. Если посмотреть на оставшуюся часть списка голосования, представленную производителями коммерческого ПО, — все вынуждены приспосабливаться к изменчивым правилам игры, не содержащим даже намека на коллективную волю играть по правилам.
Юмор ситуации в том, что правообладатель геоданных или сервиса, чьи условия использования нарушаются, не может предъявить претензии производителю софта, потому что производитель всего лишь предоставляет средства — лицензия же нарушается конечным пользователем, который, строго говоря, нажимает кнопку.
Отношение к лицензиям сервисов со стороны игроков российского рынка ПО хорошо иллюстрирует регулярное нарушение ими условий использования данных OpenStreetMap — карты, создаваемой сообществом участников проекта, данные которой полностью открыты и бесплатны. Их использование возможно на условиях свободной лицензии. Большинство ПО ГИС позволяют подключать этот источник данных как сервис. Единственными требованиями свободной лицензии, под которой распространяется контент OpenStreetMap, является наследование принципов лицензии и заметная ссылка на источник, которую производители софта или разработчики порталов регулярно забывают добавить в свои дружественные интерфейсы.
Что же касается конечного пользователя, то ему просто ничего другого не остается, как закрыть глаза на условия сервисов геоданных, тем более раз уж в его любимом программном продукте ему ничего про них не сообщают. Но незнание лицензий, как известно, не освобождает от них.
Проблема в том, что кроме целей продвижения самих себя, лицензионная политика сервисов (Яндекс.Карты, Google Maps, Kosmosnimki.ru и др.) диктуется правообладателями исходных данных, которые, защищая свои интересы, ограничивают свободное распространение данных за пределами партнерских площадок. Производители и поставщики программных продуктов играют на другом рынке и им совершенно не досуг заботиться об интересах провайдеров данных, до той поры пока их собственные пользователи с закрытыми глазами “нажимают на кнопку”.
В результате складывается порочный круг — в него заключен тот самый конечный пользователь, который в итоге может оказаться крайним. Вдруг наша государственная машина заскрипит, стряхнет оцепенение сна и бремя безопасности и секретности и решит проверить, как соблюдаются на деле авторские права в области использования пространственных данных?
Кто виноват — уже понятно: все и никто. Остается вопрос — что же делать?
Выход из данной ситуации, способствующий дальнейшему саморазвитию рынка, видится в налаживании схемы вторичных продаж данных. Такая схема предполагает, что данные интернет-порталов, которые содержатся также в архивах поставщиков в исходном и обработанном виде, могут быть доступны конечным пользователям (в том числе корпоративным) на легальных основаниях в виде сервисов доступа или готовых продуктов. Как было обозначено в начале статьи, нынешний уровень развития технологий отвечает этим потребностям: открытые стандарты, такие как WMS/WFS , и оптимизированные способы доступа к большим архивам данных, которые внесли в геоиндустрию веб-технологии, в частности тайловый доступ , поддерживаются все более широким числом программных продуктов и приложений. Основанием для создания новой рыночной схемы продажи геоданных могут стать взаимовыгодные партнерские соглашения между участниками: поставщик программных продуктов должен быть коммерчески заинтересован в предложении легальных сервисов, правообладатели данных должны быть заинтересованы в продвижении на новые рынки через поставщиков сервисов, а значит — в выработке новых договоренностей, обеспечивающих развитие такого бизнеса.
Главное, что мы получим — рост рынка геоинформатики (такой рост происходит в сфере ПО и развлекательного контента). А кроме того, сможем начать играть по правилам.
Автор статьи — менеджер проектов ИТЦ “СКАНЭКС”.