На начальном этапе развития технологического аутсорсинга побуждающим мотивом для его использования являлось снижение собственных затрат, при этом дошло до того, что многие американские компании открыли офисы в Индии. Однако с развитием индийского среднего класса коммерческая эффективность предложений в этой сфере значительно снизилась.
В настоящее время критики аутсорсинга говорят, что компании снижают затраты, заменяя штатных сотрудников на полной ставке менее дорогими работниками по контракту. В долгосрочной перспективе такая стратегия вряд ли является жизнеспособной.
Организации, предполагающие использовать аутсорсинг, должны понимать, в какой мере аутсорсинговый бизнес-проект отвечает их специфическим потребностям.
В компаниях, где мне пришлось поработать, аутсорсинг считался не только способом снижения издержек, но и способом придания большей гибкости технологическим командам. Привлечение на некоторое время узкоспециализированной экспертизы аутсорсинговых компаний способствовало внедрению инноваций, тогда как собственная ИТ-служба могла сосредоточиться на ключевых проблемах бизнеса.
Сегодня от фирм, занятых в области ИТ-сервиса, требуется стратегическое партнерство с клиентами и инвестирование в их успех, а не только в конкретные проекты.
Тем не менее сколько существует аргументов в пользу аутсорсинга, столько же имеется и причин отказа от него. В этой связи привожу краткое изложение из недавно опубликованного обзора.
Ниже приводятся основные побуждающие мотивы в пользу аутсорсинга.
1. Уменьшение издержек
Заключенная компанией CEMEX аутсорсинговая сделка с IBM, о которой недавно сообщалось, показывает возможный уровень снижения издержек.
Вот выдержка из пресс-релиза: “Предполагается, что данное соглашение позволит CEMEX сэкономить приблизительно 1 млрд. долл. в течение срока действия контракта. Кроме того, оно позволит компании повысить качество своих услуг, улучшить гибкость и масштабируемость бизнеса, добиться максимальной производительности и улучшить обслуживание клиентов”.
Аутсорсинговая сделка является всесторонней, так как она предполагает передачу IBM ряда функций, связанных с финансами, бухгалтерским учетом, персоналом. Прямая выгода для компании CEMEX от аутсорсинговой сделки заключается в возможности для компании сконцентрироваться на основном бизнесе и в то же время значительно снизить издержки.
2. Дополнительная гибкость
Если поговорить с техническими специалистами, они скажут, что теперь от них требуется делать больше при меньших ресурсах, что ставит их на грань истощения. Персонал полностью занят повседневной текущей работой по поддержки бизнеса и не задумывается о новых проектах, которыми, как этого ждут, он будет заниматься.
Вернемся к сделке CEMEX и IBM.
“Данное соглашение позволит CEMEX принять новый вызов на рынке строительных материалов. Передовые инфраструктура, бизнес-процессы и технологии IBM помогут компании CEMEX добиться своей цели — стать более конкурентоспособной. Мы рассматриваем наше стратегическое партнерство с CEMEX как хороший пример перехода к построению разумной планеты”, — сказал старший вице-президент IBM по продажам Бруно Ди Лео.
3. Доступ к специализированной экспертизе
Дефицитный опыт по определению трудно привлечь через аутсорсинг. Это обстоятельство может удерживать некоторые организации от реализации инициатив, выходящих за рамки их собственной экспертизы. Передача на аутсорсинг части проекта и или всего проекта позволит им внедрить технологии, которые иначе остались бы для них недоступными.
Выдержка из пресс-релиза: “IBM и CEMEX вместе обеспечат внедрение бизнес-процессов, осуществят их на практике и применят информационные системы, разработанные IBM. Кроме того, CEMEX воспользуется известной во всем мире экспертизой IBM, чтобы ускорить внедрение в своих бизнес-подразделениях инновационных практик c целью улучшения обслуживания клиентов, повышения качества процессов и постоянного совершенствования структуры затрат”.
Масштаб IBM позволит обеим компаниям предоставлять услуги во всем мире благодаря наличию сети из более 70 центров предоставления услуг и свыше 400 центров обработки данных, размещенных в 170 странах, где говорят более чем на 40 языках.
В качестве отступления. Я буду продолжать удивляться организациям, которые просто перекидывают работу “за забор”. Неужели до сих пор мы ничему не научились? Вы не можете вот так просто передать работу сторонней фирме и полагать, что она будет сделана. Ваша ответственность не ограничивается выбором фирмы-подрядчика. Чтобы добиться успеха, нужно выделять свои ресурсы на проект и держать под контролем весь процесс.
Аргументы в пользу аутсорсинга | Аргументы против аутсорсинга |
---|---|
Разгрузка персонала с тем, чтобы он мог сфокусироваться на стратегических проектах | Услуги аутсорсеров не являются в достаточной степени новаторскими |
Возможность осуществлять проекты при отсутствии необходимых навыков у собственного персонала | Недоверие к занятым в области ИТ-сервиса компаниям как стратегическим партнерам |
Доступ к специфической промышленной экспертизе | Аутсорсеры не понимают отраслевые особенности |
Снижение издержек | Издержки слишком высоки |
Аутсорсеры производят продукты лучшего качества | Качество работ оставляет желать лучшего |
Более спокойный ход выполнения проекта | Неуверенность в результатах проекта |
Возможность более быстрого выполнения проекта и с лучшим результатом | Неуверенность в результатах проекта |
Проще обеспечить поддержку собственной ИТ-службой потребностей бизнеса | Слишком сложно управлять отношениями |
Переход в области ИТ-обеспечения от капитальных затрат к операционным |