Генеральный директор HP Мег Уитман накануне встречи с инвесторами поделилась с изданием New York Times своими планами по выводу компании из кризиса. Как известно, компания сейчас переживает далеко не лучшие времена и никак не может нащупать свою нишу в быстроменяющемся пост-ПК мире. Многое теперь для нее будет зависеть от того, какие меры в дальнейшем примет глава компании.
Вовремя осознав, что стагнирующий рынок компьютеров грозит корпорации лишением доходов, предыдущий руководитель HP Лео Апотекер предпочел вообще избавиться от бизнеса по производству ПК. Впоследствии этот шаг был признан инвесторами и рыночными аналитиками ошибочным, и первым стратегическим решением Уитман на посту гендиректора HP, который она заняла более года назад, стало объединение принтерного подразделения и бизнеса по производству ПК в единую организационную структуру.
Также неоднозначно рынком было воспринято решение HP, принятое вскоре после покупки в 2010 г. Palm (разработчика мобильных устройств на базе платформы webOS), о прекращении производства смартфонов и планшетов с этой ОС. Тогдашнее руководство компании в лице предшественника Уитман сочло продажи таких устройств на рынке не оправдавшими ожиданий. Лишь недавно HP возобновила свою активность в, пожалуй, самом быстрорастущем секторе ИТ-рынка — мобильном. Компания решила “реанимировать” webOS и выделила бизнес по разработке этой мобильной операционной системы в отдельный бренд GRAM, а также создала в своей структуре глобальное мобильное подразделение, которое первоначально займется выпуском планшетов для потребительского и корпоративного рынков.
Помимо значительных изменений в организационной структуре корпорации Уитман в ходе реорганизации HP приняла решение о сокращении штатной численности сотрудников. В мае Hewlett-Packard официально объявила о самом масштабном сокращении в своей истории: увольнения коснулись 27 тыс. человек, что составляет 8% от общего числа ее персонала. Такая отнюдь не популярная мера, как сокращение сотрудников, была предпринята Уитман с целью экономии финансовых ресурсов и уменьшения издержек этого производителя ПК-техники.
По итогам 2010/2011 финансового года прибыль HP сократилась на 19% — до 7,1 млрд. долл., выручка выросла лишь на 1% — до 127,2 млрд. долл. Динамика рыночной капитализации компании за этот период была отрицательной и выглядtла просто удручающе: за год HP подешевела на 40%. “Инвесторы начинают сдаваться, — отмечает аналитик Evercore Partners Роб Сихра. — Не просто потому, что HP отстает, а потому, что их проблемы усугубляются”.
Уитман в видеоинтервью с обозревателем NYT Квентином Харди поделилась своими планами в отношении развития корпорации на ближайшие годы: “Мы должны убедить инвесторов в том, что HP — это всё еще действующий бизнес, что у нас есть стратегия и в ближайшие четыре-пять лет мы собираемся делать ставку на увеличение выпуска нашей продукции и развитие сервисов”.
“Мег Уитман верит в будущее HP и считает, что эта компания имеет значение как для Кремниевой долины, так и для всего мира. С ее точки зрения, мобильные устройства, облачные вычисления и большие данные — это те три составляющие, которые смогут возродить HP”, — говорит Харди. При этом он иронизирует, что компания потеряла доверие Уолл-стрит, так как на протяжении последних десяти лет в прессе о ней по большей части говорилось в связи с ее участием во многих судебных процессах, а не в контексте каких-либо выдвигаемых корпорацией новаторских идей.
В ходе интервью NYT Мег Уитман отметила, что одной из проблем для HP была частая смена директоров, что неоднократно приводило компанию к резким изменениям курса. Особенно она отметила время, когда HP руководил её предшественник Лео Апотекер, решивший кардинально сменить позиционирование корпорации из аппаратного производителя в софтверного. Для этого HP за 10,2 млрд. долл. приобрела компанию Autonomy, известного английского разработчика платформы для обработки информации любого типа — будь то видео, аудио или социальный контент. Впоследствии глава Autonomy и практически весь ее топ-менеджмент покинули корпорацию, что поставило под сомнение целесообразность этого приобретения для HP.
“Смена руководителя Autonomy являет собой знак неразберихи, растерянности в ставке HP на облачные вычисления, — полагает Боб Вениро, главный управляющий компании Future Tech. — У партнеров и акционеров были большие вопросы касательно суммы, заплаченной HP за Autonomy, и обоснованности этой покупки”.
Уитман считает, что для HP сейчас важно придерживаться целенаправленной стратегии, но с прицелом на инновации, поэтому что касается бизнеса печатающих устройств, то в нем, например, HP помимо производства традиционных принтеров наладила выпуск новаторских моделей из серии Ink Advantage. Эти принтеры стоят дороже обычных, но зато стоимость картриджей для них дешевле, особенно для тех пользователей, которые будут приобретать их в США по подписке.
По ходу интервью была также затронута тема ПК. Глава HP сообщила, что это направление бизнеса по-прежнему имеет значение для компании, но “в последние год или два мы не настолько успешны на этом рынке, как нам бы того хотелось”.
Согласно данным Gartner, по итогам II квартала HP показала сокращение мировых поставок ПК на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, заняв при этом долю в 14,9%, в то время как основной “преследователь” американской корпорации компания Lenovo сумела вплотную приблизится к HP с долей в 14,7% и при этом продолжает наращивать свою активность на этом рынке. Gartner отмечает, что HP пока что не удается выйти на докризисный уровень, и, более того, компании приходится сталкиваться с агрессивной ценовой политикой таких компаний, как Lenovo, Asus и Samsung, на уже переполненном потребительском рынке ПК.
Специалисты HP, надо отдать им должное, не сидят сложа руки и не ждут, пока конкуренты выживут крупнейшего ПК-производителя с рынка. Наоборот, на выставке потребительской техники IFA 2012 компания продемонстрировала ряд новых продуктов, которые выйдут на рынок одновременно с запуском Windows 8. Единственное, HP придется столкнуться с ожесточенной конкуренцией, так как в этот период розница будет заполнена новинками на новой ОС Microsoft всех возможных форм-факторов, не говоря уже о том, что свои планшеты готовит та же Microsoft, поэтому сложно предвидеть, насколько востребованной будет продукция HP по сравнению с конкурентами.
Глава HP также отметила, что помимо укрепления в традиционных для нее сферах бизнеса — компьютерном и принтерном — компания планирует усилить свое присутствие и в сегменте корпоративных серверов, хранилищ и сетей. Не меньшее внимание HP, по словам г-жи Уитман, уделит и развитию своего софтверного бизнеса.
“Да, еще у нас есть бизнес сервисов и услуг. Послушайте, это большой бизнес и важная часть нашего продуктового портфеля. Так что в наших руках есть всё, чтобы вернуться”, — убеждена Уитман.
Возможно, она не случайно вспомнила о подразделении корпоративных сервисов в последнюю очередь, так как оно является настоящей головной болью для HP. Корпорация по итогам III квартала 2012 г. даже вынуждена была списать 8 млрд. долл. из-за этого убыточного актива.