Есть ли связь между увеличением размеров электронной таблицы по принципу “чем больше, тем лучше” и степенью уверенности руководителей в качестве результатов, полученных с ее помощью?
Несмотря на применение чудовищных по размерам, раскрашенных в разные цвета электронных таблиц с множеством закладок и сложной аналитической обработкой данных, процесс стратегического планирования во многом продолжает осложняться предвзятостью, пристрастными суждениями и личными мнениями. И это совершенно точно не научно.
Некоторые эксперты предполагают, что существует четкая корреляция между увеличением размеров электронной таблицы по принципу “чем больше, тем лучше” и степенью уверенности руководителей в качестве результатов, полученных при работе с такой таблицей.
Этот процесс, с моей точки зрения, хорошо проявляется при разработке облачной стратегии. Каким образом организации могут применить более научный подход к выработке стратегии облачных вычислений или, если уж на то пошло, какой-либо другой стратегии?
Организациям необходимо выйти за пределы простого выполнения анализа данных и стратегического планирования. Научный подход требует выдвижения уникальных гипотез, правильность которых будет тщательно проверяться. Эксперты предполагают, что, поговорив с менеджерами, занимающимися ежедневным управлением операциями в большинстве крупных и средних компаний, вы, скорее всего, обнаружите глубокое разочарование: испытаете чувство, что стратегическое планирование не приносит какого-либо нового результата. На практике они навечно сохраняют статус-кво. Один из менеджеров сформулировал это таким образом: “Есть причина, по которой мы держим эти [радикально новые, но неспособные транслироваться в стратегические решения, ведущие к продуктивным действиям] идеи на расстоянии”.
Как же мы можем перейти от отторжения и саботажа прорывных идей к встраиванию креативного подхода в научно проверенный процесс, позволяющий коллективам генерировать совершенно новые стратегии и выбирать из них ту, которая вероятнее других приведет к успеху?
Ниже мы предлагаем семь простых шагов к успешной стратегии облачных вычислений:
- Перейдите от проблем к вариантам. Часто это наиболее трудный шаг в процессе, поскольку если вы неправильно сформулировали проблему, которую стараетесь решить, то не имеет значения, насколько успешным будет реализация стратегии ее решения, — проблема останется. Здесь ловушка в том, что стратегическое планирование обычно строится на календарных сроках и фокусируется на таких показателях, как “сокращающаяся прибыль”. Ваш наилучший шаг в этой ситуации (чтобы быть уверенным в том, что вы не просто исследуете цифры) — сформулировать свою проблему в виде “двух взаимоисключающих вариантов”. Это позволит сфокусировать всю команду на том, что необходимо сделать далее.
- Генерируйте стратегические возможности. Как только вы осознали возможные варианты для выбора, вы можете перейти к доступным для рассмотрения способам их реализации. Удостоверьтесь, что ваш подход достаточно широк, чтобы охватить все возможные способы, включая и совершенно новые. Вариант сохранения статус-кво также должен быть исследован, так как всегда остается вероятность, что не будет принято никакой облачной стратегии вообще.
- Определите условия. Убедитесь, что каждый понимает, какие условия должны быть выполнены для каждого из предлагаемых решений, чтобы соответствующий вариант мог быть назван стратегическим выбором. Изменение чьей-либо позиции с “это никогда не будет работать” на “что с моей точки зрения должно быть достигнуто, чтобы я согласился с этой идеей” требует отдельных разговоров. Даже такое условие, как “провайдер должен быть в состоянии обеспечить готовый к работе сервер для производственной нагрузки не позднее чем через 5 минут” (что на самом деле нереально в большинстве компаний из-за ограничений существующих у них систем одобрения заявок), должно быть сформулировано на этой стадии.
- Определите “барьеры” . В группе всегда есть кто-то, кто убежден, что ни один из предложенных вариантов не достаточно хорош. Важно, чтобы вы независимо от этого определили условия, наименее вероятные для достижения. Причина в том, что исследования, которые должны установить возможность достижения тех или иных условий, могут оказаться весьма затратными, особенно для сложных случаев. Поэтому важно сосредоточиться только на тех условиях, которые имеют шанс быть выполненными.
- Разработайте тесты. Для каждого ключевого “барьера”, который вы определили, необходимо разработать тест, выполнение которого будет считаться “действительным и достаточным” подтверждением преодоления данного “барьера”. Такие тесты должны быть проведены до стадии выбора технологии, а их результаты должны быть включены в текст заявки на коммерческое предложение (Request for Proposal, RFP).
- Проведите тесты. При выполнении теста важно начать с наименее вероятного сценария, поскольку сам процесс тестирования требует больших усилий и затрат времени и быстрое отсеивание наименее подходящих вариантов оставит больше времени на проведение тестов, которые могут принести положительный результат.
- Сделайте свой выбор. Еще раз изучите ваши основные условия в свете результатов тестирования для принятия обоснованного решения. Старый подход предусматривал обсуждение вариантов несколькими высшими руководителями, каждый из которых уже имел к этому моменту свое сформировавшееся мнение. Такое обсуждение выливалось в настоящее сражение и позволяло скептикам сразу начинать борьбу против решения, принятого в итоге. Новый подход позволяет просто выбрать продукт с наименьшим числом “барьеров”.