В ИТ недавно появилось выражение “actionable insight” (понимание, переходящее в действие), и если его применить к теме организованной в конце сентября в Сан-Франциско компанией Salesforce.com конференции Dreamforce, вывод будет следующим: надо серьезнее осваивать идею так называемого “социального предприятия”, потому что возможности социальных сервисов скоро проникнут во все сферы деятельности организаций.
“Социальность является неотъемлемой чертой людей. Мы социальные существа”, — заметил ИТ-директор Facebook Тим Кампос во время состоявшегося 19 сентября пленарного доклада главы Salesforce.com Марка Беньофа.Мир бизнеса переживает “социальную революцию”, и если компания найдет в ней свой путь, то новым бизнес-стандартом станет социальное предприятие, утверждает глава Salesforce.com Марк Беньоф.
Бизнес-процессы более социальны, чем техническая деятельность. Именно эта идея лежит в основе явления, которое Беньоф склонен называть “социальной революцией”. С ней же связан и тот факт, что все крупные анонсы, сделанные Salesforce.com на Dreamforce, — от средства хранения информации в стиле Dropbox для социальной платформы Chatter до приложения, управляющего производительностью и обладающего социальными возможностями, — вращались вокруг создания социального предприятия.
В представлении Беньофа сейчас уже недостаточно иметь событие (скажем, заказ на продукт), автоматически инициирующее обновления в зависимых приложениях. В процесс должны быть вовлечены люди — работники предприятия, партнеры или заказчики, которым надо взаимодействовать в реальном времени, оказывая поддержку, отвечая на вопросы или просто сообщая о своих действиях. Беньоф считает, что внедряя у себя социальные инструменты, корпорации могут трансформировать идею социализации в ценный актив бизнеса.
“Дело не только в том, как и зачем мы вступаем в контакты, — сказал он в своем докладе. — На самом деле вопрос этот глубже и касается изменений в бизнесе”.
Эти смелые заявления подкреплены фактами. Так, из проведенного в нынешнем году IBM исследования, в ходе которого было опрошено 1700 CEO, выяснилось, что 16% представленных организаций уже используют социальные бизнес-платформы, а 57% собираются обзавестись ими в ближайшее трёх-пятилетие.
Идеи формирования социального предприятия сейчас на подъеме, и не удивительно, что эту тенденцию подхватили крупные заказчики Salesforce.com. Некоторые из них сами представили сообщения о своих успехах на пути к социальному предприятию. Facebook и Twitter для этих компаний — давно пройденный этап, и теперь их занимает вопрос, как социальные средства могут помогать бизнесу.
Одной из наиболее увлеченных поборниц идеи социального предприятия является Анджела Арендтс, дальновидный CEO британской компании Burberry, выпускающей элитную одежду. Выступив сразу после основного доклада Беньофа, она кратко и убедительно обрисовала инициативу своего предприятия по связи с покупателями через социальные сервисы и мобильные устройства. Наглядной демонстрацией этой инициативы стал новый торговой центр Burberry, открывшийся в сентябре в Лондоне.
По словам Арендтс, новый магазин служит первым примером того, как компания стирает грани между физическим и цифровым миром. При входе в магазин постоянный покупатель получает на своё мобильное устройство приветствие, и дальше он погружается в среду торгового центра. К каждому товару прикреплен RFID-чип, и если покупатель, допустим, примеряет плащ, то расположенные рядом экраны могут создать атмосферу дождя, а зеркала будут показывать не только отражение, но и производственные данные о предмете одежды и даже видео о том, как его изготовили.
“Покупателю должна быть доступна вся физическая информация, всё, чем мы занимаемся, — говорит Арендтс. — Это наше видение и наша цель”.
Такое видение, похоже, разделяют и другие клиенты Salesforce.com.
Coca-Cola продемонстрировала новые торговые автоматы, интегрированные с социальными сервисами и позволяющие людям придумывать — а при желании и делиться с другими по социальным сетям — собственные разновидности напитков.
Бруно Серкли, CEO французской фабрики лыж Rossignol, описал работу своей компании по созданию социальных профилей покупателей и налаживанию с ними связей по таким вопросам, как конструкция лыж и режимы тренировки лыжников. По его словам, это поможет будущим успехам бизнеса.
Беньоф рассказал о сотрудничестве Salesforce.com с General Electric по созданию “социальной сети вокруг турбины”. Связка продуктов с социальными возможностями позволит техническим специалистам следить за информационными лентами, например, по разрабатываемому реактивному двигателю.
В видеоленте, показанной в ходе доклада Беньофа, CEO компании Virgin America Девид Каш рассказал о том, как авиаперевозчик становится “социальным предприятием на высоте 10 000 метров”. Компания использует дисплеи на спинках сидений и Chatter — платформу социальных сервисов Salesforce.com для бизнеса —для социальных контактов между пассажирами, а также для персонализированных коммуникаций с каждым из них. Эти возможности, говорит Каш, меняют обстановку полета, и это уже не четыре-шесть часов потерянного времени: “Наша цель в том, чтобы полет превратился в четыре-шесть часов активной жизни”.
А начальник Каша, председатель Virgin Group Ричард Бренсон, между делом посулил самые печальные перспективы тем компаниям, которые проявляют нежелание внедрять у себя социальные сервисы. “В бизнесе, — заметил он во время непринужденной беседы с Беньофом, почти не касавшейся технологий, — очень важно уметь защититься от побочных эффектов”.
Сегодня так много компаний заинтересовалось потенциалом социальных инструментов бизнеса, что откладывание этих дел в долгий ящик может запросто привести к неприятным последствиям.