“Всем понятно, что мы вошли в длительный кризис. Слухи о его завершении не подтвердились”, — со свойственным ему “оптимизмом” заявил на очередной конференции SAS Forum Russia 2012 известный экономист и глава компании экспертного консультирования НЕОКОН Михаил Хазин. И хотя бизнес SAS — одного из лидеров рынка средств углубленного анализа данных развивается очень динамично (за прошедший год он вырос на 12% и достиг оборота 2,7 млрд. долл.), прислушаться к тревожному прогнозу стоит, но об этом немного позже.
Дела у представительства SAS в СНГ, судя по словам его генерального директора Валерия Панкратова, идут даже успешнее, чем у компании в целом: за год продажи лицензий первого года выросли на 30%, численность офиса увеличилась на 80% и достигла 100 сотрудников. Завершен ряд крупных проектов, среди которых развертывание системы управления операционными рисками в РЖД и кредитными — в Сбербанке.
Тематика управления рисками, противодействия мошенничеству и сокращению неоправданных потерь стала ключевой на нынешнем SAS Forum. Интерес к этим вопросам в существенной степени определяется предстоящим переходом нашей банковской системы на стандарты Basel II. В свою очередь, страховые компании ищут пути противодействия мошенничеству, объем которого по некоторым страховым продуктам доходит до 25% от суммы всех выплат.
К теме управления рисками довольно неожиданно пришел в ходе своего выступления и Михаил Хазин. По его словам, нынешний мировой экономический кризис принципиально отличается от всех предыдущих тем, что он “не является циклическим”. Это проявляется, в частности, в том, что в отличие от всех предыдущих катаклизмов такого рода увеличение инфляции сопровождается не ростом экономики, а ее спадом. Если раньше удавалось искусственными мерами стимулировать потребительский спрос за счет социальных программ и наращивания госдолга, то теперь эти возможности исчерпаны. Докладчик убежден, что выход из нынешнего кризиса будет долгим и должен сопровождаться радикальным изменением структуры мировой экономики: значительным сокращением финансовой и банковской сферы в пользу реальных секторов. Такая трансформация приведет к снижению объемов кредитования, что в свою очередь будет сопровождаться увеличением всевозможных рисков. В силу уникальности ситуации готовых рецептов ни у кого нет, а следовательно, люди, отвечающие в компаниях за оценку рисков должны будут действовать очень аккуратно, привлекая самые современные аналитические и прогностические инструменты.
Отсюда, вроде бы, следует, что, даже в случае развития событий по такому мрачному сценарию, бизнесу SAS ничто не угрожает, поскольку спрос на ее решения только вырастет. Но если вспомнить, что на финансовый сектор, который, согласно Михаилу Хазину, заметно потеряет в весе, приходится около трети доходов SAS в нашей стране, оценка вероятного суммарного влияния на бизнес SAS может оказаться вовсе не радужной. Среди других перспективных вертикалей SAS уже не первый год называет топливно-энергетический и госсектор, однако реальных проектов там было очень мало. В прошлом году завершено развертывание системы раздельного учета доходов, затрат и активов на базе SAS Activity Based Management в крупнейшем казахском нефтедобывающем холдинге “КазМунайГаз”, о котором рассказал директор его департамента бюджетирования и экономического анализа Берик Турмаганбетов. Но о других проектах в ТЭКе местный офис SAS пока ничего не сообщает.
По-видимому, руководство российского представительства SAS решило, что сдвинуть дело с мертвой точки поможет создание в его оргструктуре двух выделенных департаментов, которые смогут активизировать деятельность компании в ТЭКе и госсекторе. По словам Валерия Панкратова, сегодня в каждом из этих департаментов по три специалиста, на помощь к которым в случае надобности приходят зарубежные сотрудники, имеющие опыт работы в указанных отраслях. Невосприимчивость к средствам углубленной аналитики SAS со стороны российских органов государственного управления можно объяснить разными причинами. Одна из них, на мой взгляд, вытекает уже из названия доклада старшего директора SAS Марка Мурмана: “Лучшая мировая практика противодействия растрате, злоупотреблениям и мошенничеству в государственном секторе. Как современные технологии помогают государственным учреждениям по всему миру предотвращать растрату и потери в различных программах”.