Разработка мобильных приложений — одна из самых популярных и модных тем в ИТ. Буквально за последние несколько лет мобильные приложения прошли путь от простых программ до сложнейших систем в индустрии, которая приносит всем вовлеченным миллиарды долларов. И за каждым из приложений стоят разработчики. Именно они двигают вперед всю экономику мобильных приложений и их экосистемы, они являются основой успеха или падения платформ, сервисов и мобильных устройств. Это понимают такие производители, как Apple, Google, Microsoft, RIM, и все те, кто вкладывает средства в привлечение разработчиков к своим продуктам.Им абсолютно ясно, что привлечение разработчиков — самый быстрый путь к инновациям, привлечению инвестиций, расширению каналов достижения пользователей и, соответственно, продаж.

На западном рынке исследования мобильных разработчиков не редки — изучается их сегментация, движущие силы, используемые инструменты и т. п., однако в России, где рынок традиционно немного отстает, “мифический разработчик” по-прежнему остается белым пятном, к которому трудно обратиться и еще труднее его понять.

Почему важно понимать, кто занимается разработкой? Во-первых, это дает возможность обращаться напрямую к людям, стоящим за мобильными приложениями, — учитывая их потребности, предлагать именно то, что им нужно. Во-вторых, понимая, сколько стоит разработка и кто ею занимается, можно “с цифрами в руках” определять стоимость разработки и искать наиболее подходящих исполнителей для своего бренда или идеи. Наконец, понимая общий ландшафт экосистемы, мы можем прогнозировать его развитие и уже с этим пониманием играть на бурно развивающемся рынке.

Для того чтобы решить все эти вопросы, компания Apps4All и Аналитический Центр Видео Интернешнл (АЦ ВИ) в сентябре нынешнего года провели исследование российского рынка мобильной разработки — первое исследование подобного рода в стране. Всего в исследовании приняло участие более 100 компаний, и результаты, оказавшиеся довольно любопытными, были представлены на II Международном форуме разработчиков Apps4All 5 октября.

Компании

На самом деле примерно только для половины компаний или частных разработчиков создание мобильных приложений является главным направлением их деятельности. Для многих — это логичное расширение своей сферы деятельности: компании занимаются созданием сайтов, дизайном, SMM, приложениями для социальных сетей и попутно мобильными приложениями (рис. 1).

Собственные приложения создают 2/3 опрошенных, при этом половина делает это для сторонних компаний — также вполне логичный шаг (рис. 2). Заработок на собственных приложениях не всегда стабилен или возможен, а аутсорсное создание приложений, учитывая бум на рынке, довольно прибыльная область.

Рынок приложений — глобальный рынок, и для выхода на него нужны лишь один компьютер и желание. Это подтверждает и следующий факт: у ¾ компаний на рынке есть филиалы (рис. 3). Фактически в основных бизнес-кластерах можно держать головные офисы/продажи, а разработку вести в любом месте. За счет этого можно снизить затраты на разработку, так как, очевидно, разработчики вне центральных городов могут стоить в разы меньше. По статистике нашего собственного портала, где зарегистрировано более 400 разработчиков, лишь 45% — это Москва и Санкт-Петербург, а большая часть — самые разные города России и СНГ.

Российские компании-разработчики — это в основном маленькие компании (рис. 4). 57% компаний имеют численность менее 8 человек. Однако, судя по нашим данным, на рынке есть и крупные компании — каждая десятая имеет штат свыше 50 человек, что уже много для мобильной разработки.

Приложения

Дуополия на рынке обуславливает платформы, на которых работают разработчики. Это в первую очередь iOS (86%) и Android (76%), которые лидируют со значительным отрывом, за ними следует Windows Phone (29%). Среди категорий приложений также закономерно в первых рядах игры и развлечения (рис. 5), самые популярные и прибыльные приложения. С другой стороны, если посмотреть на количество приложений в каждой категории, то впереди с многократным отрывом идут электронные книги и мультимедиа-приложения — в силу простоты выпуска таких программ; в большинстве своем это простые тексты без всяких интерактивных элементов. Из исследования становится ясно, что в российском сегменте разработки есть области, практически не охваченные вниманием разработчиков, но тем не менее популярные у пользователей (например, “Здоровье” и “Спорт”), где довольно легко можно создать устойчивые позиции и играть в них с точки зрения профессиональной компании.

Разработка

Следующей нашей целью было выяснить, сколько же на самом деле стоит разработка приложений и как распределяются эти деньги внутри компаний. Мы выделили три категории работающих над типичным приложением: дизайнеры, программисты и менеджеры. Наши респонденты говорят, что дизайнеры стоят меньше всего, программисты на втором месте, а менеджеры дороже всех. Можно отметить тот факт, что минимальная цена у программистов выше, чем у остальных, т. е. найти программистов за дешево вряд ли можно, но потолок их зарплаты сравним с дизайнерским. Разительно отличается работа на аутсорсе — тут уже дешевых дизайнеров не бывает, их топовая зарплата больше, чем у программистов (хотя средняя точно соответствует им), а менеджеров на аутсорсе вообще не бывает (рис. 6). Что, наверное, обусловлено спецификой их работы.

Таким образом, идеальная с точки зрения финансов компания выглядит так: работающие “на полном дне” дизайнеры, программисты на фрилансе и объединяющий их в офисе менеджер.

Как и следовало ожидать, большая часть времени при создании приложения уходит именно на программирование — в разы больше, чем на дизайн, управление или продвижение (рис. 7). Причем разработка, длящаяся больше 20 человеко-недель, как видно из графика, не такая уж и редкая ситуация. Фактически больше полугода разрабатывается примерно треть приложений.

Теперь, понимая среднюю цену каждого работающего и его “вклад” в общее дело разработки, становится просто подсчитать, сколько же на самом деле стоит разработка приложения.

Мобильная разработка в России

Как показывают наши данные, рынок мобильной разработки в России еще не заполнен и бурно развивается. На нем есть место как для крупных компаний, так и для индивидуальных разработчиков или небольших компаний из двух-четырех программистов. Пока важно совмещать разработку приложений с другими сферами деятельности, с разработкой под заказ для компаний и брендов; выжить сейчас только на продаже собственных приложений, особенно ориентируясь лишь на рынок приложений, вряд ли можно, хотя и такие примеры уже есть.

Дисбаланс в стоимости рабочей силы можно и нужно легко компенсировать созданием филиалов вне “дорогих” столичных регионов. Успех обуславливается совокупной работой дизайнеров, программистов и менеджеров, причем большая часть работы ложится именно на программистов. Это уже понимают компании, и дефицит кадров в этой области будет лишь усиливаться.

Что касается самих приложений, то на рынке есть еще много неохваченных ниш и сфер для развития — как самих разработчиков, так и компаний, чьими клиентами являются разработчики.