Каковы перспективы развития рынка клиентских устройств и что ждет ПК? Пока ответ на этот вопрос представляется довольно очевидным, и это в том числе хорошо видно из проведенного нами анализа ситуации с участием разных представителей рынка: новые мобильные средства не являются — по крайней мере сейчас и в видимой перспективе — прямыми конкурентами и заменой традиционных ПК. Их (мобильных устройств) число будет расти за счет освоения новых классов ИТ-задач и вовлечения в ИТ-мир новых пользователей. Но при этом, скорее всего, абсолютный рост использования (а значит, и продаж) ПК прекратится. Вполне вероятно, абсолютные показатели начнут хотя и не катастрофическими темпами, но снижаться… Как оно будет через три-четыре года, сегодня гарантированно вряд ли кто-то сможет спрогнозировать.
Но смартфоны-планшеты-ПК — это лишь один срез рынка клиентских устройств. Другой — в чем-то намного более важный — заключается в вопросе: как распределятся доли разных архитектур и технологий? Иными словами — как будет складываться конкурентная ситуация на рынке? Причем если в эпоху ПК вся конкуренция сводились к борьбе производителей в общем-то однотипных устройств, то теперь речь идет о соперничестве разных архитектур и моделей бизнеса.
Это принципиально меняет подход потребителя к планированию и выбору ИТ. Раньше для пользователя вопрос о том, кто будет лидером в области производства ПК (HP, IBM, Dell, Compaq и пр.), относился, скорее, в разряду светской хроники. Ведь ПК — он и от кого угодно есть ПК; главное, что там стоит одна и та же ОС. Вот тут мы и подошли к сути вопроса.
Главная особенность наступления эпохи “пост-ПК” заключается в том, что наконец-то, впервые за последние два десятилетия, вполне реально поставлен вопрос о завершении господства Microsoft на поле клиентских ИТ-устройств, точнее даже — не просто Microsoft, а ее WIndows. Недаром тогдашний глава VMware Пол Мариц, заявив одним из первых о начале эры “пост-ПК” (хотя это было всего год назад!), особо выделил тезис: “Через три года на долю ПК придется не более 20% от общего числа устройств, подключенных к Интернету, при этом остальные 80% в подавляющем большинстве будут работать не под Windows”. Вот он — ключевой аспект нынешнего историческом момента: “будут работать не под Windows”!
В недавнем обзоре перспектив планшетов была предложена такая этапность развития этого рынка. Версия 1.0 (2003 г.) — начало продвижения Tablet PC, 2.0 (27.01.2010) — выход на рынок компании Apple со своим iPad, 3.0 (25.10.2012) — официальное объявление Windows 8 (26.10.2012 — собственно ее выход на рынок).
Однако нужно внести поправку в предложенную тогда “этапность”. Речь сейчас идет о важной вехе в развитии не только планшетов, но и всего направления клиентских устройств как таковых — смартфонов-планшетов-ПК. Поскольку “полем боя” сегодня вляется направление планшетов, именно тут сходятся сегодня противоборствующие стороны.
В целом диспозиция перед начало решающих сражений выглядит так: со стороны мобильного рынка идет наступление платформ Apple и Google (которые при этом яростно сражаются друг с другом), Microsoft же держит уверенную оборону на рубежах ПК-ноутбуков, но с выходом Windows 8 должна перейти в наступление на планшетный рынок, одновременно пытаясь занять какие-то более достойные позиции в коммуникационной сфере со своим Windows Phone.
В какой степени этот стратегический план Microsoft увенчается успехом? В том, что Редмонд сможет серьезно усилить свое присутствие на планшетном рынке, никто в общем-то не сомневается. А вот насколько это серьезно и сможет ли компания удержать завоеванные позиции — на этот вопрос уверенно сегодня ответить никто не может. Да и, собственно, время прогнозов уже прошло — теперь нужно будет просто следить за развитием событий. Перефразируя известный афоризм, можно сказать: “Когда продукт выходит на рынок, пророчества уже не нужны”.
И тем не менее некоторые “прогнозные” соображения еще можно высказать. Год назад, впервые представляя тогда еще только прототип Windows 8, Стив Балмер заявил о намерении компании “переосмыслить свой бизнес”. В тот момент направления переосмысления были не очень понятны, хотя некоторые контуры (например, намерение выступать в роли облачного сервис-провайдера) были уже заметны. Сейчас руководитель Microsoft сформулировал в ежегодном письме акционерам видение будущего компании: “Мы позиционируем себя как поставщика устройств и сервисов”.
Что на самом деле имел в виду генеральный директор компании, пока остается все же загадкой. Да, конечно, мы хорошо видим расширенное продвижение облачных вариантов предложений Microsoft на корпоративном рынке (Azure, Office 365) и намерение начать поставки под собственной торговой маркой планшетов Surface. Но как это в реальности впишется в традиционную бизнес-модель компании и как далеко она пойдет в сервисно-аппаратном направлении — это, наверное, ее руководство и само пока не очень представляет. Наверняка, это будет зависеть от того, как будет складываться обстановка на рынке.
Ну а пока Microsoft готовится к борьбе за рынок клиентских устройств, передовая линия “фронта” будет сейчас проходит в сегменте планшетов. Принципиально новым моментом является то, что компания впервые планирует выйти туда с собственным устройством. Однако весь основной потенциал Microsoft в предстоящих рыночных сражениях видится не в этих новшествах, а в опоре как раз на ее собственную традиционную бизнес-модель, на существующий комплекс всего программного семейства корпорации и — что, наверное, еще важнее — на огромную партнерскую экосистему.
В этом плане весьма характерно, что первым российским мероприятием по теме “Windows 8” стала партнерская конференция Windows 8 Summit, проведенная в Москве за два дня до официального объявления новой ОС. Выступая там в пленарной части, директор департамента стратегических технологий Microsoft в России Александр Ложечкин и руководитель отдела по продвижению операционных систем Microsoft Мария Мелкова довольно четко сформулировали основные достоинства Windows 8, призвав партнеров принять активное участие в поставках новой ОС, сделав акцент на традиционный для компании тезис: “Делай деньги вместе с Microsoft”.
Основное достоинство Windows 8 — это, конечно, интеграция в одном продукте и на одном устройстве двух систем, до сих пор существовавших порознь, — планшетной и традиционной (клавиатурной). Это должно позволить решить нарастающую сегодня проблему для пользователей, которая выражается в том, что для “работы и жизни” ему нужно два устройства — планшет и ноутбук.
В то же время понятно, что сегодня Windows 8 нацелена почти исключительно на частно-потребительский сектор, в котором, собственно, и ведутся сейчас основные сражения между планшетными поставщиками. В этом плане очень показательным было то, что среди продемонстрированных новых приложений не было, кажется, ни одного, предназначенного для делового применения. Впрочем, конечно же понятно, что корпоративный рынок является для Microsoft очень важным, но в плане клиентских систем — это все же приоритет не сегодняшнего дня.
Александр Ложечкин обрисовал партнерам планируемые рубежи: к лету следующего года Microsoft намерена продать не менее 400 млн. копий Wiindows 8. Правда, при этом он подчеркнул: по оценкам компании, лишь 30% из них придется на “пальцевые” устройства, подавляющее большинство пользователей будет работать с ней в варианте традиционного клавиатурно-мышиного интерфейса.