На протяжении последних нескольких лет мобильные технологии прошли путь от некой абстрактной концепции к ключевому инструменту работы с корпоративными данными, определяющему общие результаты деятельности компании. Сегодня трудно назвать бизнес, который бы не был затронут нарастающей волной устройств, приложений и технологий, все более активно используемых покупателями, партнерами и сотрудниками. “Распространение мобильных технологий происходит со скоростью света”, — заявил Джим Гуинн, управляющий директор PricewaterhouseCoopers (PwC).
Применение мобильных технологий в корпоративных информационных системах более не является возможной опцией. Ныне это абсолютная необходимость, и организациям необходимо иметь хорошо продуманную стратегию в этой области.
Доказательства повсюду. Бизнес все больше общается с покупателями и партнерами с помощью мобильных устройств. Технология изменяет методы, которыми организации управляют маркетингом, продажами и технической поддержкой; социальные медиа и результаты геолокации приобретают характер критически важных элементов в больших данных и инициативах аналитиков; сотрудники полагаются на смартфоны и планшеты, чтобы перенести выполнение огромного объема функций за пределы офиса.
В своем отчете “Используя момент мобильности”, выпущенном в сентябре 2012 года, компания PwC отмечает, что развитие потребительской электроники и быстрое распространение мобильных технологий размыли границу корпоративного бизнеса. Применение мобильных технологий в корпоративных информационных системах более не является возможной опцией. Ныне это абсолютная необходимость, и организациям необходимо иметь в наличии хорошо продуманную стратегию в этой области, предупреждает PwC.
ПО данным исследовательской службы Tata Consultancy Services, американские компании тратят в среднем ежегодно 1,43 млн. долл. на взаимодействие с мобильным покупателем. Эта цифра должна возрасти к 2015 г. до 1,98 млн.
Сегодня уже невозможно не принимать во внимание повсеместное распространение и все более широкое использование мобильных технологий. Как организация может создать эффективную стратегию? Как могут бизнес и ИТ объединить усилия по созданию систем и приложений, работающих в современной реальности? Что требуется для поддержания на должном уровне компетенции в быстро изменяющейся области мобильных технологий?
“Мобильность сейчас становится ключевым показателям деятельности предприятия, — сказал Гуинн. — Она влияет практически на каждый аспект бизнеса”.
Появление мобильных руководств по игре в футбол
Хотя мобильные технологии используются в бизнесе уже почти четверть века, появление в последние нескольких лет смартфонов и планшетов значительно изменило правила игры. Такие рассчитанные на массового потребителя устройства, как Apple iPhone и Apple iPad, реформировали сложившееся к этому времени представление о способах взаимодействия компаний со своими клиентами. Более того, пользователи сейчас ожидают, возможно правильнее сказать “требуют”, ориентированной на массового потребителя реакции при посещении ими корпоративных сайтов и приложений.
Нет никаких сомнений, такие тренды, как все большее распространение потребительской электроники и использование сотрудниками на работе собственных мобильных цифровых устройств (bring your own device, BYOD), находятся в самом центре современных бизнес-процессов. Важность технологии, подчеркнул Гуинн, заключается в том, что она “позволяет людям ускорять принятие решений и выполнять работу быстрее. Она создает потенциал для более эффективной бизнес-модели”.
Эндрю Борг, старший аналитик по беспроводным и мобильным технологиям консалтинговой компании Aberdeen Group, считает: “Ожидания пользователей лежат в основе любой успешной стратегии в области мобильных вычислений. Больше нельзя использовать подход “давайте предложим им вот это и посмотрим на реакцию»”.
Одной из организаций, принявших новую парадигму работы, стал профессиональный футбольный клуб Cleveland Browns, выступающий в Национальной футбольной лиге (NFL). Быстро изменяющиеся ожидания бизнеса, а также необходимость ускорения и улучшения работы заставили клуб обратить внимание на мобильные технологии. В результате сотрудники отдела продаж перешли на работу с системой защищенного мобильного доступа к данным mobilEcho, разработанной компанией GroupLogic, позволившей им вынести продажу рекламы и билетов за пределы офиса. Теперь они могут проверять наличие свободных блоков для радио- и ТВ-рекламы, а также доступных билетов в реальном масштабе времени, используя iPad или любое другое цифровое устройство, подключенное через безопасный VPN-канал.
Брендон Каверт, ИТ-директор клуба Browns, считает, что применение планшетов iPad и мобильных сервисов в реальном масштабе времени изменило принципы работы компании. “Продавцы больше не таскают с собой кипы бумаг и не страдают от невозможности угнаться за происходящими изменениями. Исчезли какие-либо задержки с ведением дел. Вся информация постоянно находится прямо перед ними, и они могут оперативнее взаимодействовать с клиентами”.
Более того, система предлагает возможность практически мгновенного получения отчетов для руководства. “Мы можем запускать статистический отчет каждое утро и видеть, сколько билетов или рекламных объявлений было продано накануне”, — отметил Каверт. Следующим шагом должна быть система диаграмм, работающих в реальном масштабе времени и отображающих актуальные на этот момент результаты продаж.
Каверт рассказал, что клуб первоначально рассматривал сервисы обмена файлами, такие как Dropbox и SugarSync, однако отверг их, поскольку чувствовал необходимость в более автоматизированном и безопасном решении, обеспечивающем сотрудникам лучшие возможности совместной работы. Выбранная система mobilEcho позволяет синхронизировать информацию с планшетов iPad с каталогами на сервере SharePoint за несколько секунд с помощью технологии SSL поверх Wi-Fi или путем подключения мобильного телефона. Система также предлагает возможности работы в режиме офлайн с автоматической синхронизацией данных при восстановлении соединения с сетью.
В настоящий момент клуб рассматривает возможность замены планшетами iPad бумажных руководств “playbook” (папки объемом примерно 800 стр. с инструкциями игрокам, планами на игру, материалами по тактике и диаграммами, раздаваемые каждому игроку и тренеру в командах NFL), а также создания других приложений и сервисов. “Мобильные технологии позволяют нам повысить производительность работы и создать имидж более инновационной компании для наших поклонников и клиентов”, — пояснил Каверт.
Оставаясь на связи
Другим примером массового внедрения мобильных технологий может служить совет The Boy Scouts of America Northern Star Council. Он ведет свою деятельность на территории 25 графств в штатах Миннесота и Висконсин и насчитывает более 72 000 детей-участников и 22 000 волонтеров. Поддерживать их взаимосвязь и совместный доступ к данным всегда было непростой задачей для организации, однако задача стала еще больше усложняться по мере роста популярности мобильных устройств.
“Людям нужен доступ к информации о контактах, планах встреч, календарях и другим документам, включая сведения о членстве в организации”, — сказал Клинт Андера, директор по информационным системам.
Northern Star Council использует технологию компании iSimplyConnect для обеспечения постоянного VPN-соединения с данными для примерно 120 своих сотрудников, использующих планшеты iPad и другие мобильные устройства. Работники организации, с помощью приложений на платформе iOS, могут получать данные с сервера и работать с нужными им документами в любой момент времени.
“Возможность синхронизации данных внутри большой и разнообразной по составу группы пользователей открыла новый способ взаимодействия и совместной работы людей”, — отметил Андера. Более того, система обеспечивает быстрое предоставление и отключение прав доступа с минимальным привлечением ИТ-специалистов и службы поддержки. “Если кто-то теряет свое устройство, мы можем заблокировать его учетную запись практически немедленно. Эта система вывела работу и мобильное взаимодействие на уровень 21 века”, — считает Андера.
Организация выбрала используемую сейчас мобильную систему после изучения нескольких продуктов и технологий. На протяжении четырех месяцев руководители бизнеса и ИТ изучали существующие в организации потребности, методы взаимодействия сотрудников и необходимые им функции. В настоящей момент рассматривается внедрение облачной системы хранения данных как возможности более глубокого раскрытия потенциала мобильных вычислений.
“С учетом того, что большинство сотрудников работает в сельской местности в офисах, расположенных на большом расстоянии друг от друга, мы получили совершенно другие возможности для работы”, — пояснил Андера.
Больше, чем устройства
Создание мобильных систем для работы в реальном мире требует большего, чем просто объединение хорошей технологии и технически грамотного ИТ-департамента. Гуинн сказал, что готовность перехода на новую платформу на макроуровне полностью зависит от поведения и понимания направления развития бизнеса: “С точки зрения бизнеса вы не можете поддерживать все, поэтому вы должны поддерживать только наиболее важные вещи”. Поэтому для руководителей надо выработать общее мнение по поводу того, какие именно внутренние процессы являются самыми необходимыми, какие технологии нужны более всего, какие системы и инструменты могут обеспечить наибольший прирост производительности.
Ключ к успеху, считает Гуинн, состоит в правильном определении долгосрочных и краткосрочных целей организации и выработке такого подхода к бизнесу, который бы включал в себя существующие и новые способы работы и взаимодействия. Этот процесс должен находиться над постоянно растущим потоком новых устройств, приложений и мобильных систем, которые все время появляются на рынке.
“Невозможно разработать мобильную стратегию вокруг технологии, — сказал Гуинн. — Она должна фокусироваться на целях бизнеса”. Это, в свою очередь, стимулирует потребность в ясной модели управления. Такая модель становится связующим звеном, удерживающим вместе линии развития бизнеса и ИТ.
Преобразуя рабочие процессы
В компании Liquid Analytics, специализирующейся на разработке мобильных интерфейсов, связанных с аналитическими системами, использование мобильных технологий для автоматизации внутренних процессов и совместной работы с документами трансформировалось в большое число функций, рассказал президент компании Виш Канаран. Например, в компании с помощью мобильных приложений SAP Store и SAP Travel Receipt Capture организовано взаимодействие между ИТ и бизнес-подразделениями. Это позволяет командированным сотрудникам использовать их iPhone, iPad или Android-устройства для записи, хранения, пересылки и контроля данных о расходах во время командировки.
Сейчас компания рассматривает возможность расширения спектра применяемыз мобильных приложений для бизнес-аналитики, помощи в продажах и решения других задач. Разворачивая внутренний каталог приложений, Liquid Analytics будет в состоянии обеспечить нужный уровень безопасности и управления для своей инфраструктуры мобильной работы, утверждает Канаран. Он и несколько его коллег из числа руководителей бизнеса и ИТ проводят ежеквартальные встречи для обсуждения общей стратегии и новых возможностей, предоставляемых мобильными устройствами, а также решают, поддержку каких устройств следует добавить в политику компании. Вопросы управления находятся в самом центре корпоративной стратегии мобильных вычислений и влияют на все решения, касающиеся бизнеса и ИТ, добавил он.
PwC отмечает растущую роль программных средств в превращении мобильных устройств в телефон, бумажник, камеру, книгу или журнал, компьютер, игровую приставку или платформу бизнес-приложения. В каком порядке и объеме будут собраны части головоломки — зависит только от организации. Более того, критически важно прозорливо подойти к теме мобильных вычислений и выбрать из постоянно увеличивающегося количества те приложения, которые в совокупности помогут обеспечить общий уровень эффективности, необходимый для работы современной организации. Конечной целью является создание экосистемы совместной деятельности, функционирующей по принципу “в любое время, в любом месте” и предлагающей функциональность в реальном времени как в масштабе предприятия, так и за его пределами.
В этом бравом новом мире мобильных технологий бизнес и ИТ должны тесно взаимодействовать. Коммуникации между этими двумя группами должны осуществляться на уровне, к которому большинство руководителей еще не успело привыкнуть. Гуинн считает: “Когда достигается консенсус в понимании того, что собой представляет бизнес и как он функционирует, появляется возможность определить мобильные технологии, инструменты и приложения, способные обеспечить достижение наилучших результатов”.