Прошедший в середине ноября в Мадриде форум SAPPHIRE NOW + SAP TechEd объединил две традиционные конференции компании SAP — прикладную и технологическую, и, как оказалось, далеко не случайно. Несмотря на то, что бизнес-приложения по-прежнему остаются главным направлением деятельности SAP, их дальнейшее развитие невозможно рассматривать в отрыве от охвативших отрасль технологических инноваций. В своем выступлении на форуме исполнительный директор SAP Джим Хагманн Снабе выделил три основных технологических направления. Два из них — облака и мобильные решения — находятся на первых местах в списке приоритетов большинства ИТ-вендоров, а третье — in-memory СУБД SAP HANA — по очевидным причинам может развиваться только самой SAP. Как бы ни были замечательны технологии сами по себе, их применение должно преследовать какие-то прикладные цели. В качестве таковых руководство SAP рассматривает переход к управлению предприятием в “реальном времени”, доступ к прикладным функциям из любого места и с любого устройства, упрощение и одновременное повышение производительности ИТ-архитектуры.
В решении указанных задач особое значение придаётся системе SAP HANA, которая, судя по всему, претендует уже не только на роль высокопроизводительного сервера БД, но и готова стать программной платформой нового поколения, объединив в себе еще и функции, традиционно относящиеся к ПО промежуточного слоя. Об этом свидетельствует выпуск программного стека Hana Service Pack Stack 5 (SPS5), включающего, в частности, инструментарий Extended Application Services, который позволит непосредственно поверх HANA развертывать приложения, написанные на HTML5, JavaScript, SQLScript, XML/A, JSON и ODATA, не устанавливая каких-либо серверов приложений, обработчиков событий и бизнес-правил. При этом в качестве СУБД HANA способна вести OLAP- и OLTP-обработку, анализировать тексты (на 31 языке) и строить прогнозы (поддерживается язык PMML — Predictive Model Markup Language). Для аналитических задач данные в таблицах хранятся поколоночно, а для транзакционных — построчно.
Кроме того, планируется обеспечить потоковую обработку событий (сигналов датчиков, записей Web-логов, биржевых транзакций и т. д.), которые будут отслеживаться в реальном времени системой SAP Sybase Event Stream Processor. Информация, представляющая интерес, будет извлекаться из потока и загружаться в БД под управлением HANA, где ее можно оперативно анализировать. В то же время благодаря высокой производительности HANA эта СУБД в свою очередь может быть задействована SAP Sybase Event Stream Processor для обработки комплексных событий, включающих наряду с потоковой еще и информацию, собранную из разных источников и помещенную в БД HANA.
С помощью HANA SPS5 планируется обеспечить в корпоративных дата-центрах высокий уровень безопасности и готовность 24×7 за счет развертывания отказоустойчивых географически распределенных конфигураций, средств резервного копирования, шифрования данных, авторизации пользователей и аудита активности системы.
Выдвижение HANA на роль прикладной платформы с еще большей остротой ставит вопрос о наличии опирающихся на нее бизнес-приложений. И хотя вендор активно приглашает присоединиться к своей экосистеме независимых разработчиков, понятно, что пример должна показать сама SAP. На конференции анонсировано более тридцати приложений SAP, базирующихся на HANA. Среди них ПО для управления рисками Liquidity Risk Management, для планирования программ стимулирования продаж Accelerated Trade Promotion Planning, для управления торговым оборудованием POS Data Management, для предотвращения потерь в розничной торговле Loss Prevention Analytics for Retail и др.
Из модулей, входящих в состав SAP Business Suite, на платформу HANA перенесен пока только один — SAP CRM. Но Джим Хагманн Снабе пообещал, что в новом году за ним последуют и другие, включая SAP ERP. Ситуация здесь осложняется тем, что, как признал на пресс-конференции г-н Снабе, программный код приложения, базирующегося на традиционной реляционной СУБД и на HANA, существенно различается, а следовательно, если на предприятии эксплуатируется полный пакет SAP Business Suite, то на переходном этапе ему придется поддерживать две редакции приложений и две платформы БД.
Наряду с SAP CRM на платформе HANA будет функционировать и новый пакет SAP 360 Customer, призванный более точно и оперативно учитывать информацию о клиенте, о его предпочтениях и особенностях потребительского поведения, извлекаемую из самых разных источников: отделов обслуживания клиентов, вспомогательных подразделений, социальных сетей. В состав пакета входит продукт SAP CRM (вместе с Customer OnDemand), а также платформа для социальных сетей Jam и средства анализа содержащейся в них информации Social Media Analysis, инструментарий мониторинга истории покупок Account Intelligence и целевого сегментирования клиентской базы Audience Discover and Targeting, а также ряд приложений для мобильных устройств.
Более четкие очертания приобретает облачная стратегия SAP. По словам Джима Хагманна Снабе, уже сегодня в портфеле компании более двадцати прикладных систем, готовых к развертыванию в облаках. Они используются шестью тысячами заказчиков и за год приносят ей около 1 млрд. долл. Узкофункциональные приложения служат для управления персоналом (в основном ПО SuccessFactors), финансами, клиентами и поставщиками. Кроме того, есть два полных пакета корпоративного управления — Business ByDesign для средних предприятий (от 50 до 1000 сотрудников) и Business One OnDemand для малых фирм (штат от 10 до 100 человек). Обращает на себя внимание тот факт, что большинство из упомянутых выше приложений локализовано и доступно в ограниченном количестве стран. Так, кадровое решение Employee Central, перешедшее под контроль SAP после покупки ею фирмы SuccessFactors, доступно в десяти странах, среди которых есть Бразилия и Индия, но нет России. Похожая ситуация с Business ByDesign, Financials OnDemand и другими облачными сервисами.
А доберутся ли до облаков “тяжелые” приложения флагманского пакета SAP Business Suite? Если исходить из того, что рассказал вице-президент департамента SAP Cloud Business Unit Рой Эндж, они, как и прежде, будут развертываться только на площадке заказчика, при необходимости вступая во взаимодействие с теми или иными облачными сервисами. Обосновывая приверженность SAP такому гибридному подходу, Рой Эндж привел результаты исследования фирмы Saugatuck Technology, согласно которым к 2016 г. большинство корпоративных ИС будет либо чисто облачными (39%), либо гибридными (47%). При этом многие корпоративные заказчики не склонны размещать свои наиболее ответственные приложения и данные в публичных облаках.
В качестве единой технологической платформы для облачных сервисов предполагается использовать SAP HANA Cloud, поверх которой будут функционировать сервисы БД и исполнения приложений (оба на базе HANA). Готова ли СУБД HANA в полной мере для работы в облаке? Сообщается, что для разработки и безопасного тестирования приложений допускается запуск на одном сервере нескольких изолированных экземпляров HANA. Однако, как рассказал мне вице-президент и глава центра компетенции по SAP HANA Лотар Бюттнер, мультиарендность в этой СУБД пока что не поддерживается. Для решения задач интеграции на облачной стороне будет развернут слой SAP HANA Cloud Integration, а на “земной” — On-Premise Agent. На первых порах планируется обеспечить интеграцию только собственных прикладных систем SAP, а в конце следующего года очередь дойдет и до продуктов других вендоров.
В целом же, по словам Роя Энджа, облачная стратегия SAP стоит на четырех столпах: SaaS (упомянутые выше бизнес-приложения), PaaS (SAP HANA Cloud), IaaS (не названные средства управления жизненным циклом и модель гибкого развертывания прикладных систем) и, наконец, глобальная сеть бизнес-взаимодействия. На роль последней выдвигается B2B-сеть компании Ariba, купленной SAP в мае нынешнего года за 4,3 млрд. долл. Для покупок, продаж, выставления и оплаты счетов эту сеть используют сегодня более миллиона организаций.
Как заявил вице-президент Ariba Тим Минахан, применение облачных, мобильных и in-memory-технологий SAP, дополненных инструментами анализа контента социальных сетей, позволит участникам B2B-сообщества Ariba быстро находить нужные товарные позиции, сведения о поставщиках, историю транзакций и условия контрактов, а также анализировать всю указанную информацию в реальном времени. С этой целью планируется интегрировать базовые приложения SAP с сетью Ariba, а также реализовать широкий спектр аналитических функций Ariba Network на базе СУБД SAP HANA. Тим Минахан сообщил, что с помощью SAP NetWeaver Process Orchestration уже произведена интеграция каталогов продукции SAP Business Suite и Ariba Network и автоматизированы процессы обмена документами при подаче заявок и оплате покупок.
В итоге мы можем констатировать, что SAP приступила к практической реализации своей стратегии технологического рывка, во многом опираясь на продукт HANA. Ее планы, надо признать, весьма амбициозны, но при этом они сопряжены и с немалыми рисками. Оправдается ли столь серьезная ставка на in-memory-технологии HANA? Действительно ли будет широко востребована заказчиками парадигма “предприятия реального времени”, распространенная на все задачи, как аналитические, так и транзакционные? И самое главное, захотят ли компании платить за все эти чудеса?