Ключевое требование времени к предприятиям разного масштаба – быстрая адаптируемость к меняющимся экономическим условиям, определяемая не только гибкостью и оперативностью в принятии бизнес-решений, но и возможностью их быстрой реализации, во многом зависящей от состояния поддерживающей операционную деятельность предприятия ИТ-инфраструктуры. Сокращение сроков запуска новых приложений и сервисов, повышение эффективности использования имеющихся ИТ-ресурсов, возможность их перераспределения и масштабирования с минимальными затратами средств и времени в соответствии с запросами со стороны бизнеса – с этими задачами так или иначе сталкивается практически каждый CIO. Однако их решение “по старинке” становится все более проблематичным в связи с растущими сложностью и разнообразием современных информационных технологий и стандартов, а также необходимостью пересмотра подходов к построению ИТ-инфраструктуры в целом, обусловленной происходящим в настоящее время переходом от традиционной модели потребления ИТ к сервисной. В такой ситуации идея формирования собственной уникальной ИТ-инфраструктуры представляется бесперспективной и с точки зрения обеспечения ее стабильности, и с точки зрения финансовых затрат.

Все это позволяет аналитикам прогнозировать дальнейший рост спроса на конвергентные решения – предварительно сконфигурированные и протестированные, высоко интегрированные программно-аппаратные комплексы, ориентированные на определенные задачи и изначально сбалансированные по производительности отдельных компонентов и пропускной способности межсоединений, дабы избежать узких мест, заведомо ограничивающих общую производительность решения. Не следует забывать и о проблемах управления сложными комплексными ИТ-системами и высокой стоимости их сопровождения – эти вопросы также оказываются в центре внимания разработчиков конвергентных решений.

Хотя в ИТ-отрасли данное направление развивается уже сравнительно давно (достаточно вспомнить продвигавшиеся разными вендорами концепции конвергентных и динамических инфраструктур), сегодня актуальность подобных интегрированных решений особенно высока, поскольку отрасль стоит на пороге перехода к облачным инфраструктурам. Наиболее популярным на данном этапе, по признанию экспертов, является направление частных облаков, в построении которых конвергентные решения могут сыграть важную роль, одновременно выступив катализатором трансформации всей ИТ-инфраструктуры предприятия -- начав с построения частного облака на базе конвергентного решения, ИТ-служба предприятия затем может включить в единый контур мониторинга и управления и другие ресурсы своей ИТ-инфраструктуры и в конечном счете перейти от гетерогенной, слабоуправляемой среды к динамическому центру обработки данных.

Чтобы упростить решение этих задач, Microsoft инициировала программу Private Cloud Fast Track, которую поддержали другие крупнейшие вендоры.

Идеология Fast Track

Практика Fast Track, ранее апробированная Microsoft при решении отдельных важных типовых задач, таких как поддержка серверов электронной почты Exchange, объединенных коммуникаций Lync и СУБД SQL Server, предполагает тесную интеграцию программных продуктов Microsoft с аппаратными решениями сторонних вендоров с целью создания высокоэффективных конвергентных решений, внедрение которых занимает в разы меньше времени по сравнению с традиционным подходом, а сопровождение на этапе эксплуатации обходится дешевле. Запущенная в начале 2011 г. программа Private Cloud Fast Track в отличие аналогичных программ первого поколения ориентирована не на отдельные прикладные задачи, а на формирование частной облачной среды для универсального применения и поддержки самых разных нагрузок. Она призвана повысить эффективность использования ИТ-ресурсов, обеспечить быстрое формирование и развертывание стандартизированных ИТ-сервисов, обеспечить сквозное управление сервисами, а также гарантировать их доступность и надежность.

В первой спецификации Private Cloud Fast Track предполагалось, что создаваемые в ее рамках комплексные решения, объединяющие вычислительные и сетевые ресурсы, средства хранения данных, а также программный стек в платформу для предоставления облачных сервисов, будут использоваться в достаточно крупных организациях (несколько сотен виртуальных машин, десятки физических серверов). Во второй версии был учтен возросший интерес к частным облакам со стороны компаний СМБ. Текущая спецификация версии 2.0 основана на продуктах Microsoft для построения частного облака Windows Server 2008 R2 и System Center 2012, поддерживая таким образом полноценный функционал виртуализации ИТ-ресурсов и автоматизации управления сервисами. В следующем году планируется выпустить третью версию, базирующуюся на Windows Server 2012 и System Center 2012 SP1, где будут явным образом выделены конфигурации для предприятий разных масштабов: крупный бизнес, средние предприятия и филиалы.

Основой для создания таких конфигураций служит разработанная специалистами Microsoft на основе практического опыта реализации облачных проектов референсная архитектура (Microsoft Private Cloud Fast Track Reference Architecture Guide), детализирующая требования к конфигурации аппаратных средств (в частности к организации ввода-вывода данных в сетях хранения, пропускной способности отдельных компонентов решения и т. д.) и ПО, а также используемым протоколам для построения частного облака. Внедрение и эксплуатация разработанных решений упрощаются благодаря четким инструкциям, представленным в документах Deployment guide и Operations guide.

Экосистема Fast Track

Сформированные в соответствии со спецификациями Fast Track 2.0 сбалансированные решения на базе стандартных аппаратных компонентов к настоящему времени представлены восемью вендорами: Cisco, Dell, EMC, Fujitsu, HP, Hitachi, NEC и NetApp. Помимо программного стека Microsoft они комплектуются также дополнительными программными средствами от поставщика оборудования, необходимыми для полноценного мониторинга системы и управления всеми ее компонентами. Данные средства интегрируются в сценарии централизованного управления System Center 2012, “добавляя” знания об оборудовании в систему управления Microsoft. Суммарная стоимость комплекса, в которую включены услуги по пусконаладочным работам и настройке, у каждого поставщика своя. Это дает возможность заказчикам выбирать решение на конкурсной основе, принимая во внимание, в частности, и ценовые предложения каждого вендора.

Компания Cisco в данной программе выступает в альянсе с поставщиками систем хранения. Ее совместное решение с EMC, в котором интегрированы дисковый массив VNX 5300, блейд-серверы Cisco UCS B200 M2 и сетевые коммутаторы Cisco Nexus 5548UP, в минимальной конфигурации рассчитано на восемь узлов, но может быть масштабировано до шестнадцати. При этом выделяемый для приложений и VDI-решений объем хранения может составлять от 22 до 75 Тб. Средства управления Microsoft в данном решении дополнены инструментами Cisco UCS Management Pack, Cisco UCS Integragion Pack и Cisco UCS PowerTool.

В другом решении, получившем название FlexPod, продукты Cisco интегрированы с унифицированной системой хранения компании NetApp и дополнены ее инструментами клонирования виртуальных машин (FlexClone), а также резервного копирования и восстановления данных (SnapManager, SnapMirror).

Массив EMC VNX 5300, в свою очередь, используется также в совместном решении EMC, HP и Brocade, для которого HP поставляет серверы DL380 (решение может включать от 8 до 16 серверов), а Brocade – свои коммутаторы серии 8000 и конвергентные сетевые адаптеры (CAN) Brocade 1020.

Решения компании Dell для частных облаков представлены уже четырьмя конфигруациями vStart 50/100/200/1000, рассчитанными на организации разного масштаба. Все конфигурации предполагают использование собственного оборудования Dell. В частности, разработанная для небольших организаций конфигурация vStart 50, поддерживающая до 50 виртуальных машин, включает два сервера PowerEdge R620, один дисковый массив Dell EqualLogic PS6100, четыре 24-портовых 1-Гб коммутатора Dell PowerConnect 7024 для ЛВС и сети систем хранения SAN, а также один опциональный сервер PowerEdge 420 для управления комплексом. Поддерживаемая этим решением емкость хранения составляет от 7,2 до 14,4 Тб. Старшая конфигурация vStart 1000, предназначенная для поддержки критически важных бизнес-приложений в крупных компаниях, базируется на блейд-серверах PowerEdge M620 (от 8 до 32), СХД Compellent и коммутаторах Force 10 S4810. Интегрированное в решение ПО Dell Management Software позволяет контролировать все его компоненты и вкупе с ПО Microsoft реализовывать присущую частным облакам функциональность.

На собственную аппаратную базу опирается и компания Fujitsu, участвующая в программе Microsoft Private Cloud Fast Track с момента ее запуска. С июля нынешнего года компания продвигает усовершенствованное решение для частных облаков, построенное на базе блейд-серверов Primergy BX900 (от 8 до 16 серверов) и СХД Eternus DX. ПО Microsoft System Center 2012 в данном решении дополнено пакетом Fujitsu ServerView Suite, повышающим эффективность управления инфраструктурой частного облака. Функционал портала самообслуживания реализуется с помощью пакета SereverView Resource Orchestrator, а для управления ресурсами хранения используется ПО Eternus SF.

Собственные решения VirtualSystems 1/2/3, ориентированные на средние и крупные компании, предлагает и HP. Если младшая версия VS1 поддерживает от 2 до 8 хостов виртуальных машин на базе серверов DL380 и СХД LeftHand 4500, то старшая VS3 строится на блейд-серверах ProLiant BL460c, число которых может составлять от 16 до 32, и СХД 3Par F400 с максимальной емкостью хранения до 384 Тб. Сетевая компонента здесь реализована на базе коммутаторов HP A-Series. Упрощение управления инфраструктурой в данном случае достигается за счет тесной интеграции инструментов HP Insight Control с ПО Microsoft System Center 2012.

Японская Hitachi представлена в программе Private Cloud Fast Track двумя конфигурациями – с одним и двумя блейд-шасси Compute Blade 2000 и соответственно СХД Adaptable Modular Storage 2500 или Virtual Storage Platform. Каждое шасси поддерживает до восьми блейд-серверов, поэтому в максимальной конфигурации число хостов виртуальных машин достигает четырнадцати. Еще два блейд-сервера используются для целей управления. Компания позиционирует свои решения в качестве инфраструктуры для развертывания сервисов IaaS и поддержки критически важных бизнес-приложений. На те же задачи ориентировано и конвергентное решение NEC, построенное на серверах NEC Epress5800, дисковых массивах NEC M-Series и коммутаторах NEC 10-gigabit Intelligent L3 Switch.

Таким образом, уже сегодня выбор предварительно сконфигурированных и настроенных конвергентных решений для построения частного облака достаточно широк. Причем с рядом подобных решений можно ознакомиться в Технологическом Центре Microsoft в Москве, а кроме того, провести стендовые исследования производительности конкретных приложений. Между тем нередко российские заказчики идут по пути самостоятельного создания интегрированных решений на основе спецификаций, разработанных Microsoft и ее партнерами. Хотя в этом случае появляется возможность избежать привязки к конкретному вендору и снизить начальные затраты, нужно иметь в виду, что такой подход, как правило, требует значительно больших усилий со стороны заказчика и сопровождается более высокими рисками выхода проекта за рамки бюджета и отведенных сроков, а для решения любой проблемы заказчику придется обращаться за поддержкой к производителю того или иного компонента самостоятельно. Тем не менее это тоже реальный путь построения частных облаков, удовлетворяющих спецификации Fast Track, вследствие чего в России реально используется существенно больше таких комплексных решений, чем формально продано вендорами.

СПЕЦПРОЕКТ