Для частного пользователя работать с внешним сервисом для хранения своих данных или их резервных копий — обычное дело. Для корпоративного заказчика — реальная перспектива. Или перспективная реальность? Своим мнением на этот счет делится Дмитрий Шилов, и.о. руководителя дирекции аутсорсинга группы “Астерос”, анонсировавшей в сентябре комплекс внешних сервисов на базе технологий корпорации EMC.

Как вы оцениваете текущую потребность российского рынка в корпоративных сервисах хранения данных от внешних провайдеров? Есть ли на них реальный спрос?

Активная просветительская работа в сфере облачных технологий способствует росту спроса на услуги внешних провайдеров, в том числе и на сервис хранения данных. Поставщики услуг четко знают, в каких случаях аренда сервиса более эффективна, чем построение собственной инфраструктуры, и объясняют возможные выгоды заказчикам. Такой подход действительно работает.

Наиболее вероятными потребителями облачного хранения данных на сегодняшний день являются компании, оперирующие большим количеством мультимедийной информации, электронные библиотеки, стартапы, которые не готовы вкладываться в построение собственной инфраструктуры, а также компании, чья ИТ-инфраструктура уже устарела.

Сегодня и обычные пользователи нередко задумываются о том, стоит ли хранить свои данные на внешних ресурсах, а для компаний сомнения такого рода тем более оправданны. Вы так не считаете?

Большинство ограничений облачных СХД связано исключительно с российской ментальностью. Мы привыкли “владеть” ресурсами, а не арендовать их. Так спокойнее. Но на самом деле все риски внешнего хранения данных, включая вопрос надежности и безопасности, преувеличены. ИТ-компании проще построить эффективно работающую и защищенную инфраструктуру, чем, скажем, банку или библиотеке. Реализация “непрофильных” проектов сродни отказу от принципа разделения труда, который веками считался основным источником научно-технического прогресса.

Разумеется, в каких-то случаях создание собственной инфраструктуры — более верное решение, но это далеко не закон.

Мотивы для перехода на внешний сервис теоретически могут быть разными. Но в России главный из них — наверное, все же экономия средств. Это реально?

В случае потребления услуги, предоставляемой сервис-провайдером, экономия достигается за счет нескольких очевидных вещей. Во-первых, отсутствия капитальных затрат на создание ИТ-инфраструктуры. Во-вторых, возможности потреблять именно тот объем услуги, который необходим компании в данный момент, плавно изменяя его в соответствии с ростом (или сокращением) количества данных. При создании собственной инфраструктуры заказчик, скорее всего, закупит оборудование впрок — с 30-40-процентным запасом емкости, которая будет простаивать. В-третьих, для обслуживания собственной инфраструктуры необходимо нанимать квалифицированный персонал. В случае потребления внешнего сервиса стоимость человеческих ресурсов эффективно распределяется между несколькими заказчиками. И, наконец, создание собственной высоконадежной инфраструктуры — очень затратный проект, и заказчик зачастую сокращает расходы, “жертвуя” надежностью систем. Инфраструктура профессиональной сервисной компании основана на оборудовании более высокого класса. Таким образом, сокращаются риски сбоев и, как следствие, простоев сервиса.

С какими ограничениями приходится сегодня считаться заказчику, выбирающему внешний сервис хранения или резервирования данных?

Основное ограничение, с которым может столкнуться заказчик, — это более низкий уровень гибкости внешних услуг по сравнению с созданием собственной инфраструктуры. В отдельных случаях бывает сложно подобрать сервис именно под себя. Но, с другой стороны, эксклюзивность нужна далеко не каждой компании. Тут примерно та же ситуация, что и с костюмами: 95% населения покупают их в магазинах и только 5% шьют на заказ.

Существует еще одно псевдоограничение, о котором имеет смысл упомянуть, — зависимость компании от поставщика услуг. Мы работаем в условиях высококонкурентного рынка, и если компания недовольна уровнем сервиса одного поставщика, она может переключиться на другого. Но нужно помнить о том, что процесс перехода может потребовать определенных ресурсов, и здесь правильный выбор провайдера также может сыграть свою роль.

Число провайдеров, предлагающих сервисы хранения данных, очевидно, будет расти. С одной стороны, это расширит выбор для заказчика, а с другой — усложнит его. Как в этой ситуации заказчику подойти к выбору партнера и как оценить реальное качество его услуг?

Прежде чем определиться с поставщиком услуг, заказчику следует провести своего рода мини-исследование. Нужно внимательно изучить договоры, которые заключаются с поставщиком услуг, оценить предлагаемые параметры SLA. После этого важно убедиться, что поставщики заявленный уровень SLA способны обеспечить. Для этого необходимо встретиться с ними, изучить технические возможности инфраструктуры, посмотреть, каким образом у них организована служба технической поддержки, оценить работу службы качества, посмотреть, каким образом организованы вопросы взаимодействия с заказчиком. Кроме того, важно понять, какой опыт непосредственного оказания услуг есть у поставщиков, оценить масштаб и глубину кейсов. После этого можно делать выбор.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “АСТЕРОС”