IBM объявила о результатах третьего ежегодного исследования, посвященного прогнозу развития технологий Tech Trends Report 2012. Согласно исследованию IBM, четыре сферы ИТ — мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальный бизнес — стремительно меняют то, как функционируют предприятия. К концу 2012 года мобильных устройств, как ожидается, будет больше, чем людей. Количество и объемы источников аналитической информации продолжают расти; ежедневно в мире создается 15 Пб новых данных.

Отчет 2012 Tech Trends Report основан на результатах опроса более 1200 специалистов, которые принимают технологические решения в своих организациях (22% из них являются руководителями ИТ-служб, 53% — специалистами в области ИТ, и 25% — специалистами в области бизнеса). В опросе приняли участие представители более 16 разных отраслей и 13 стран мира, включающих как развитые, так и растущие рынки. Для того чтобы лучше понять, каким образом тенденции развития технологий влияют на будущих ИТ-профессионалов, также были опрошены более 250 преподавателей и 450 студентов из этих же стран.

Почти две трети респондентов подчеркнули стратегическую важность перечисленных технологий для их предприятий, но их внедрению препятствует острая нехватка профессиональных навыков и опасения по поводу защиты информации. Тем не менее, на каждом рынке выделяется несколько лидеров, которые, в том числе с помощью этих четырех технологий, ориентируются на инновации и индивидуальный подход к клиентам, который помогает лучше их понять и повысить качество услуг.

Половина участников опроса уже внедрила бизнес-аналитику и мобильные технологии. В течение следующих двух лет почти 70% опрошенных организаций планируют увеличить инвестиции в мобильные технологии, а более половины респондентов повысят свои расходы на бизнес-аналитику. Облачные вычисления и социальный бизнес пока используются не так широко. Тем не менее, почти две трети респондентов сообщили, что они постепенно увеличивают инвестиции в облачные решения и запланировали в ближайшее время ускорить их развертывание.

Лишь одна из десяти опрошенных организаций обладала необходимыми навыками для применения данных четырех технологий. В отношении каждой из них приблизительно одна четверть респондентов заявила о полном отсутствии соответствующей компетенции, а не менее 60% сообщили о разной степени кадрового дефицита. Также в ходе опроса преподаватели и студенты оценивали способность их учебных заведений удовлетворить спрос на квалифицированных ИТ-специалистов. Как выяснилось, около половины ожидает увеличения нехватки кадров почти вдвое. Общая доля представителей академического сообщества, озабоченных этой проблемой, составляет не менее 73% опрошенных. Дефицит квалифицированных ИТ-кадров является более серьезной проблемой для развитых рынков: такие затруднения испытывают около двух третей респондентов из стран с развитой экономикой; на растущих рынках — примерно половина.

Проблемы безопасности традиционно являются самым серьезным препятствием широкому внедрению мобильных, облачных и социальных технологий. Даже в области бизнес-аналитики, где данные обычно остаются внутри корпоративного периметра безопасности, защита информации и контроль доступа к данным по-прежнему остается второй по распространенности проблемой, препятствующей широкому внедрению аналитических систем, после дефицита квалифицированных ИТ-кадров.

Наиболее результативным внедрение мобильных, аналитических, облачных и социальных технологий является для компаний, которые придерживаются стратегического подхода к их использованию. Организации-респонденты можно разделить на следующие три группы в зависимости от того, насколько важными для бизнеса они сочли новые технологии и от темпа их внедрения в сравнении с конкурентами:

  • лидеры (Pacesetters) — это организации, которые считают, что перспективные технологии имеют решающее значение для успеха в бизнесе, и активно используют эти технологии для реализации новых бизнес-моделей. Лидеры внедряют перспективные технологии раньше своих конкурентов;
  • последователи (Followers) — организации, которые признают, что эти технологии важны для создания новых продуктов и сервисов, но, как правило, не становятся первопроходцами;
  • дилетанты (Dabblers) — организации, которые обычно отстают или, в лучшем случае, находятся на одном уровне с конкурентами с точки зрения применения современных технологий. Они в меньшей степени придерживаются стратегического подхода к использованию передовых технологий.

Как показали результаты 2012 Tech Trends Report, доля лидеров выше на растущих рынках (35%) по сравнению с развитыми (15%). Амбициозные организации, определяющие тенденции развития в этих стремительно растущих экономиках, не только принимают и внедряют передовые технологии быстрее своих конкурентов, они также придают инновациям стратегическое значение.

Лидеры и дилетанты очень схоже реагируют на внутренние факторы, такие как внедрение мобильных технологий для повышения продуктивности персонала или развертывание бизнес-аналитики в целях снижения расходов. В то же время, их взгляды на внешние, обусловленные рынком факторы, кардинально различаются: лидеры стремятся глубже понять своих клиентов с помощью социальных и аналитических инструментов, и более эффективно взаимодействовать с клиентами с помощью мобильных приложений. Лидеры стремятся находить новые рынки с помощью аналитики, дифференцировать свои продукты и услуги с помощью мобильных технологий и быстрее выводить на рынок инновации, используя аналитическую информацию, социальные возможности и облачные вычисления.

Лидеры, в отличие от дилетантов, более активно используют моделирование данных. Более того, они значительно опережают своих конкурентов в оснащенности инструментами для исследования данных. Наиболее значителен отрыв лидеров (в сравнении с дилетантами — почти в четыре раза) в области социальной аналитики, что соответствует их ориентации на рынок. Главным препятствием внедрению аналитики является острая нехватка квалифицированных сотрудников. Тем не менее, лидеры демонстрируют успехи и в этом направлении — лишь 28% респондентов в данной категории рассматривают этот дефицит квалифицированных кадров как значительное препятствие, в сравнении с 41% дилетантов.

Лидеры в наибольшей степени задают тон в перспективных областях — так, большинство компаний этой группы в настоящее время используют социальные медиа для привлечения клиентов. Кроме того, лидеры начали активно использовать технологии социального взаимодействия внутри своих организаций, опережая дилетантов по применению корпоративных социальных сетей почти в четыре раза, а по использованию получившего название краудсорсинга — более чем в пять раз. Что касается облачных вычислений, и лидеры, и дилетанты достаточно активно внедряют частные облачные среды и модель поставки SaaS. Тем не менее, лидеры в 6-7 раз опережают дилетантов по применению новейших облачных концепций, таких как гибридные облачные среды и «облака сообществ» (community cloud).

Кроме того, лидеры начали готовить квалифицированные кадры заранее, для подстраховки. Они также в девять раз чаще экспериментируют с технологиями, которые еще не нашли конкретного применения в бизнесе, и в два раза активнее развивают навыки персонала для удовлетворения будущих потребностей. Тем не менее, лидеры не останавливаются на достигнутом — особенно в части информационной безопасности и конфиденциальности. Лидеры в значительно большей степени, чем дилетанты, придерживаются адекватной политике безопасности на своих предприятиях в отношении каждой из четырех наиболее актуальных технологий. Так, более 40% лидеров активно работают над улучшением безопасности своих существующих мобильных приложений — в сравнении с 10% дилетантов.

В сравнении с организациями в странах с развитой экономикой, организации, действующие на растущих рынках:

  • отстают по внедрению мобильных технологий, однако имеют необходимые для этого кадровые ресурсы. Организации-респонденты на растущих рынках отстают в масштабах внедрения мобильных технологий (35% против 55%), а компании из развитых стран сообщили о более остром дефиците квалифицированных кадров (15% против 29%);
  • лидируют по внедрению бизнес-аналитики и социальных технологий. 30% респонденты из стран с растущей экономикой сообщили о значительной степени внедрения бизнес-аналитики, и лишь 20% респондентов из стран с развитой экономикой смогли похвастаться сопоставимыми успехами на этом направлении. Что касается внедрения решений для социального бизнеса, то здесь процентное соотношение было следующим: 16% респондентов на растущих рынках против 9% респондентов на развитых;
  • больше инвестируют в бизнес-аналитику и социальный бизнес. В течение следующих двух лет организации-респонденты из стран с растущей экономикой планируют инвестировать в мобильные и облачные технологии в объеме, сопоставимом с компаниями из развитых экономик. В то же время, 34% опрошенных организаций на растущих рынках (в сравнении с 23% респондентов в развитых экономиках) наращивают свои инвестиции (на величину до 10% или выше) в бизнес-аналитику. В области социального бизнеса — схожая картина: почти вдвое больше респондентов из стран с растущей экономикой по сравнению со своими коллегами из стран с развитой экономикой (22% против 13%) планирует увеличение инвестиций в социальные технологии, выраженное двузначным процентным показателем.

Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и СНГ комментирует: «Исследование Tech Trends Report показало, что компании по всему миру испытывают недостаток высококвалифицированных сотрудников в IT-области. С другой стороны, это значит, что перспективы для отечественных IT специалистов очень хорошие. В ближайшем будущем на быстрорастущих рынках, к которым относится и Россия, особое внимание компании будут уделять таким сферам, как бизнес-аналитика и социальный бизнес. Таким образом, специалисты именно в этих областях станут самыми востребованными».