В последнее время Microsoft, Google и Apple разрабатывают так называемые носимые компьютеры, которые выводят цифровое изображение прямо на линзы очков. Идея таких очков заключается в том, чтобы позволить людям видеть данные и образы на специальных линзах и при этом смотреть на окружающий мир сквозь очки.
Технология, используемая и запатентованная каждой из трех корпораций, еще не достигла той степени зрелости, которая позволила бы запустить ее в производство. Но скоро может достичь. Если это произойдет, компьютеризированные очки станут новым крупным открытием в области персонального компьютинга при условии, что люди сочтут их полезными и эффективными.
Microsoft последней занялась этой темой. В ноябре сообщалось, что Бюро патентов и торговых марок США зарегистрировало патент на устройство, которое, как писала Los Angeles Times, “предоставляет информацию о текущих событиях человеку, носящему на голове дисплей”. На иллюстрации человек смотрит бейсбольный матч, а на дисплее указываются имена игроков в доме, на возвышении для питчера и на базе.
Google продемонстрировала результаты исследований по проекту Glass на июньской конференции Google I/O в Сан-Франциско, во время которой группа парашютистов спланировала на крышу конгресс-центра Moscone West. Их встречал генеральный директор Сергей Брин, носивший очки Google. Как сообщала Los Angeles Times, во время конференции можно было приобрести за 1500 долл. первые версии этих очков, но в широкой продаже они появятся в 2014 г.
Apple получила в июле патент на носимый дисплей, но, как обычно, не разглашает свои производственные планы.
Все продукты базируются на концепции “расширенной реальности” (augmented reality, AR), согласно которой видение реальности пользователем дополняется (или расширяется) за счет информации, предоставляемой закрепленным на голове дисплеем. Эта концепция знакома летчикам-истребителям, которые видят скорость, высоту и положение своих подразделений на стекле гермошлема, и кинозрителям, которые видели мир глазами Арнольда Шварценеггера в роли терминатора.
В октябре 2011 г. различные AR-приложения демонстрировались на форуме в Стэнфордском университете. Некоторые из них, предназначенные для потребительского рынка, использовались коллективно — изображение выводилось не на очки, а на смартфоны. Одно такое приложение предназначалось для видеоигр, другое — для покупателей, которым показывало, как они будут выглядеть в темных очках различных стилей.
Учитывая широту сферы потенциального применения AR, этот рынок должен принести в 2013 г. доход в размере 300 млн. долл., считает британская компания Juniper Research. Однако потребители все еще плохо знакомы с возможностями этой технологии и ее потенциальной ценностью. Ее использование ограничивается играми и маркетингом.
Динамика зарождающегося рынок AR-очков, как его видят Google, Microsoft или Apple, несколько отличается от созданной в Juniper картины.
В этом году объем рынка небольших очков и других носимых устройств достигнет 800 млн. долл., а в 2014 г. — 1,5 млрд. долл., прогнозирует Juniper. Однако к “носимым устройствам” Juniper причисляет не только очки, но и такие приборы как FitBit Tracker (закрепляется на поясе и записывает на смартфон жизненные показатели во время занятий спортом) и Nike+ (носится на запястье и при занятиях фитнесом записывает данные на смартфон для последующего анализа).
Тем не менее, выход таких крупных игроков как Microsoft, Google и Apple на рынок носимых компьютеров в виде очков может привести к его значительному расширению, сообщил редакции eWeek по электронной почте Нитин Бхас, старший аналитик Juniper. Начало разработки “носимых устройств” он относит к концу 1960-х гг.
“В дальнейшем такие корпорации как Apple, Microsoft и Google будут играть важную роль”, — писал Бхас. Будучи разработчиками смартфонов, они могут обучать пользователей и использовать свое знание маркетинга для создания спроса.
“Они не только обеспечат ускоренный рост рынка носимых устройств, но также могут повторить успех, которого добились в экосистеме смартфонов”, — написал Бхас.