Тема облачной платформы Azure была одной из центральных на прошедшей в конце ноября конференции TechEd '2012 Russia , ее в той или иной мере затрагивали многие докладчики, в том числе из числа большой группы экспертов штаб-квартиры Microsoft, приехавших в Москву из-за океана. Однако не будет большой ошибкой сказать, что особый интерес слушатели проявили к выступлению члена технического совета Microsoft Марка Руссиновича, который в последние годы работает в рамках группы Windows Azure над облачной операционной системой корпорации. Возможно, кто-то из российских ИТ-специалистов запомнил его неординарный доклад о вопросах создания и развития современных ОС, сделанный в жанре философско-футуристических рассуждений, перемежаемых обсуждением конкретных технических вопросов, на конференции “Платформа 2009” ровно четыре года назад. Хотя, наверное, в последние годы многие ИТ-профессионалы лучше знакомы с ним по его активным публикациям в корпоративном блоге Microsoft на тему теории и практики решения проблем в области архитектур и безопасности ОС. О текущей ситуации с развитием операционной программной платформы Microsoft c Марком Руссиновичем в кулуарах московской TechEd беседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Программа вашего участия в нынешней конференции затрагивает довольно большой спектр вопросов облачной платформы Microsoft. И все же — что из этого спектра можно было бы выделить в качестве главных пунктов?
Марк Руссинович: Да, в этом году мой личный график работы на конференции довольно напряженный: за день у меня должно состояться четыре доклада — два по Azure и два по серверной Windows. Последние два с половиной года я работаю в группе Windows Azure и очень доволен, что тружусь в этом направлении, так как уверен, что именно тут сейчас происходят самые интересные вещи в мире ИТ. Причем речь конечно же идет не только о Microsoft, а об ИТ-рынке в целом. Как раз сейчас ИТ-отрасль переживает переход в третью фазу своего исторического развития, которое началось немногим более шестидесяти лет назад. Первые две — это длительная эпоха мэйнфреймов, потом наступил период клиент-серверной архитектуры, и вот теперь — начало облачной стадии, включающей и мобильность ИТ.
Если говорить о первостепенной цели моего участия в конференции — то это необходимость донести до аудитории понимание того, что мы находимся на пороге глобальных изменений в ИТ. При этом нужно сознавать, что это очень непростое время для всех участников рынка: как разработчиков, так и простых пользователей. Переход к “новой главе” в истории информационных технологий должен идти эволюционно, но то же время он будет сопряжен с серьезным пересмотром многих наших представлений о высоких технологиях. Процесс этот довольно сложный, поскольку при всем желании мы не можем все просчитать наперед, порой приходится двигаться методом проб и ошибок, и при этом конечно же ключевую роль играет постоянная обратная связь разработчиков и пользователей. Созданием ИТ нового поколения занимаются многие ведущие ИТ-компании мира, но я смею утверждать, что Microsoft является одним из безусловных лидеров этого движения “облачных пионеров”. Очень приятно сознавать личное участие в этом деле.
PC Week: Известный принцип корпоративного ИТ-рынка гласит, что реальное промышленное применение нового продукта может начинаться только в версии 3.0. Windows Azure как доступный — в той или иной мере — сервис имеет уже трехлетнюю историю. Как вы могли бы охарактеризовать степень его зрелости, готовности для реального рыночного применения? В какой стадии его освоения находятся потребители — тестового изучения, пилотных проектов или уже “боевого” использования?
М. Р.: Могу сказать, что сейчас счет серверов, работающих в среде Azure, идет уже на сотни тысяч, а число активных заказчиков именно в продуктивном варианте их применения этой осенью превысило 40 тыс. Рост пользователей идет очень быстро, превосходя все наши ожидания. Сейчас под Azure у нас в США задействованы два огромных дата-центра и идут работы по вводу в действие новых мощностей. Я знаю примеры компаний, в том числе достаточно крупных, у которых существенная часть “боевых” систем уже размещена в Azure. Кроме того, многие организации используют наш сервис для резервирования своих систем и хранения данных. Хотя, конечно, большая часть наших пользователей находится еще на стадии изучения и освоения возможностей Azure, в том числе в рамках пилотных проектов.
Я знаю, что на рынке есть некоторые сомнения в отношении уровня зрелости нашей платформы, но отношу это к тому, что общественное мнение в ИТ всегда в среднем отстает от фактического состояния дел, такая задержка на корпоративном рынке обычно составляет около двух лет (в потребительском все происходит намного быстрее). Так что мы должны, продолжая развитие и улучшение системы, больше и нагляднее показывать, что мы на самом деле имеем уже сейчас.
PC Week: Будет ли доступна платформа Azure в качестве распространяемого программного продукта для его развертывания на площадках заказчиков или независимых сервис-провайдеров? Microsoft явно не спешит переходить к такой модели распространения Azure (хотя о ее поддержке Стив Балмер говорил еще боле двух лет назад), и по одной из версий проблемой тут является недостаточная готовность ПО к такому “отчуждаемому” применению.
М. Р.: Я уверен, что в техническом плане Azure вполне готова в реализации схемы лицензирования и передачи ПО. Думаю, что вопрос использования такой модели связан с сугубо рыночной ситуацией, в том числе с наличием спроса на нее со стороны потребителей. Пока мы видим, что вариант поставки Azure в формате нашего собственного сервиса является наиболее оптимальным. Но при этом должен сказать, что уже сейчас у нас есть некоторое число заказчиков и партнеров, развернувших Azure на своих вычислительных мощностях. Недавно был подписан договор о лицензировании системы для крупнейшего китайского сервис-провайдера. Если такой вариант будет востребован рынком, мы дальше будем делать шаги в этом направлении.
PC Week: Прошедшим летом в составе платформы Azure появилась поддержка механизма виртуальных машин, реализующих модель использования ИТ-инфраструктуры в варианте IaaS. Опять же в ИТ-сообществе есть разные точки зрения на этот счет: это говорит об изменении стратегии Microsoft и признании корпорацией важности данного варианта для ее бизнеса, или речь идет лишь о тактическом ходе компании для привлечения клиентов?
М. Р.: Постановка вопроса в целом вполне правомерна, учитывая, что Azure изначально была задумана как реализация модели PaaS, которую мы видели — и продолжаем видеть — в качестве главной перспективы развития ИТ-рынка. Но при этом всем понятно (и нам тем более — все же Microsoft не новичок в ИТ), что процесс должен идти эволюционно, обеспечивая непрерывность бизнеса, а значит, обеспечивая поддержку унаследованных систем и возможность их миграции в новые среды. Было бы наивно думать, что Microsoft или кто бы то ни было ещё могли заставить пользователей делать то, что им не нужно, чего они не хотят.
Знаете, скорее всего акцент именно на новую модель PaaS был сделан нами потому, что мы недооценили темпов роста спроса клиентов на облачные модели. Сначала казалось, что заказчики пойдут в облака, только имея в виду создание качественно новых облачных решений. Но быстро выяснилось, что предприятия заинтересованы в облаках также для поддержки и развития унаследованных приложений и архитектур. Так что, отвечая на ваш вопрос, я должен сказать, что речь идет именно о коррекции нашей стратегии. Мы поняли важность IaaS для развития ИТ-рынка в плане его движения в сторону облаков и занялись этой проблемой самым серьезным образом. Смею вас уверить, что реализация IaaS в нашей системе — это не “заплатка на один сезон”, а продуманная стратегическая линия.
PC Week: Я знаю, что последние годы вы занимаетесь в основном серверными технологиями, но ведь еще совсем недавно занимались и вопросами настольных ОС. Во время вашего визита в Москву четыре года назад вы много говорили о будущей (на том момент) Windows 7 и о перспективах ее развития. Вопрос понимания ИТ-сообществом развития настольных систем Microsoft и сегодня стоит довольно остро. Что вы можете сказать сейчас по этому поводу?
M. P.: Да, ключевым моментом в развитии семейства Windows последних лет является то, что в дополнение к ядру “классического” Win API в Windows 8 появилась еще и система Win RT API. В десктопном варианте новой ОС поддерживаются оба набора, в Windows RT — только второй. Сейчас трудно сказать точно, как пойдёт развитие этих двух направлений, в конечном итоге это зависит от объективных требований рынка. Но пока мы ориентируемся на то, что классический набор Win API будет совершенствоваться в рамках серверного направления, а Win RT API — настольно-планшетного.
PC Week: А что вы можете сказать об обеспечении совместимости по поддержке приложений в средах Windows Server и Azure-PaaS? Все же вариант IaaS позволяет переместить локальные серверные приложения в облако Microsoft, а многим заказчиком хотелось бы иметь уверенность, что они смогут делать и обратное перемещение из вашей среды PaaS.
М. Р.: На самом деле между этими системами уже сейчас есть очень много общего, так как используются единые технологические подходы, хотя действительно совместимости “один в один” пока нет. И я не уверен, что потребность в реализации такой возможности есть. С одной стороны, потребность перемещения из Azure-PaaS в локальное размещение ИТ существует пока лишь в чисто теоретическом виде, на практике ее не видно. С другой — если мы будем подгонять новые среды под унаследованные приложения, то ограничим потенциал их развития, что тем же заказчикам совсем не нужно. Надо понимать, что нарушение совместимости в развитии ИТ — не очень приятный момент, но это, что называется, неприятность временная, которая с лихвой компенсируется возможностью преодоления ограничений унаследованных архитектур, выходом на новые перспективы развития. Мы считаем более правильным путь преодоления несовместимости приближением возможностей Windows Server к Azure, а не наоборот.
Приведу такой пример: если у вас его приложение, написанное на .NET с использованием SQL Server, то его довольно просто можно преобразовать в облачный вариант, переведя пользовательский интерфейс в Web, а управление данными — в SQL Azure. Обратный переход сейчас крайне сложен, но мы планируем устранить этот недостаток. Нужно также сказать, что у нас есть методические и технические рекомендации для разработчиков, как создавать ПО, которое могло бы с минимальными усилиями работать и в серверной, и в облачной среде.
PC Week: По моим сведениям, некоторые серьезные российские разработчики не спешат переходить в среду SQL Azure, поскольку по своим возможностям это средство пока уступает SQL Server.
М. Р.: По некоторым вещам такое отставание пока действительно есть, но мы усиленно работаем, чтобы ликвидировать его, и могу сказать, что решение этой задачи не за горами. В целом скажу, что хотя развитие традиционного серверного ПО Microsoft будет продолжаться и в дальнейшем, все же наш магистральный путь — это платформа Azure со всеми ее многочисленными компонентами, спектр которых постоянно растет. Будет продолжаться сближение этих двух направлений в плане совместимости, но в основном за счет того, что серверная часть будет приближаться к облачной.
Вы, конечно, знаете, что с этого лета практически все возможности нашей облачной платформы стали доступны и в России. Я уверен, что это — взаимовыгодное событие, которое позволит вашим разработчиками использовать самые передовые технологии и модели разработки и распространения ПО, а Microsoft получит возможность расширять свой бизнес, опираясь на сотрудничество с российским программистами, репутация которых в мире весьма высока.
PC Week: Спасибо за беседу.