В Москве прошла расширенная пресс-конференция “Информационное общество в России: итоги года”, собравшая чиновников, общественных деятелей и бизнесменов, имеющих непосредственное отношение к данной тематике.
Несмотря на крайне весомый состав спикеров, в мероприятии не принял участие ни один из представителей Минкомсвязи (хотя было заявлено участие Николая Никифорова). В результате остались неосвещенными промежуточные итоги комплексной госпрограммы “Информационное общество” (до 2020 г.), и журналистам в каком-то смысле пришлось довольствоваться отчетами о работах лишь по отдельным ее направлениям.
Концептуально выступления можно было разделить на две категории. В том случае, если спикер нес персональную ответственность за тот ли иной фронт запланированных в государстве работ, то речь шла преимущественно об успехах. Если же ответственность лежала на каком-либо ведомстве, к которому спикер прямого отношения не имел, то слушатели узнавали о серьезных проблемах и проваленных проектах.
Рассмотрим и те, и другие аспекты подробнее.
Общие очертания
Открывая заседание, руководитель Российского агентства развития информационного общества “РАРИО” Александр Айгистов не обошелся без цитат из недавнего послания Владимира Путина Федеральному собранию. В частности были приведены слова о том, что этап становления и укрепления страны уже пройден, но ближайшие годы станут определяющими. В понимании г-на Айгистова, все это в полной мере относится и к процессу информатизации государства. Кроме того, глава “РАРИО” напомнил постулаты упоминавшейся президентом новой национальной идеи, выражающейся в том числе в обращении государства к гражданам как к общности личностей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все это было сказано г-ном Айгистовым в качестве аргументов к выводу о том, что в России сегодня понятия гражданского и информационного общества неразделимы.
Переходя к значимым достижениям последних лет на этом поле, г-н Айгистов выделил порядка десятка наиболее важных пунктов: разработка госпрограммы “Информационное общество”, открытие единого портала госуслуг, запуск СМЭВ, построение вертикали ИТ-власти, назначение Ростелекома единым разработчиком и оператором инфраструктуры проекта “Электронное правительство”, разработка проекта универсальной электронной карты (УЭК), начало строительства иннограда Сколково, интернетизация страны, инициация внедрения СПО в госорганах, появление и развитие института электронной демократии, перемещение России в различных международных тематических рейтингах на более высокие строчки.
Позже отдельные выступающие добавили к этому списку успешно реализованный проект веб-выборов, развитие системы электронных госзакупок и запуск инициированного президентом проекта “Российская общественная инициатива”, подразумевающего участие граждан в законотворчестве посредством голосования в Интернете.
Доклады об успехах
Тему активного развития портала госуслуг в своем докладе отдельно затронул вице-президент по инновациям компании Ростелеком Алексей Нащекин. По его словам, в текущем году портал сменил дизайн и не только обрел более понятный для граждан интерфейс, но и стал доступным для работы с ним с любых мобильных устройств (планшетов, смартфонов и пр.). За последние 12 месяцев на нем побывало порядка 15 млн. уникальных посетителей, и в ближайшие дни ожидается появление 4-миллионного зарегистрированного пользователя.
Особое внимание в выступлении г-на Нащекина уделялось аспекту активного использования Ростелекомом облачных технологий и собственной облачной платформы. По уверению докладчика, именно благодаря им удалось осуществить столь значимый прорыв за последние два года и сэкономить бюджету более 1 трлн. руб.
Конкретику по УЭК озвучил вице-президент Сбербанка и по совместительству президент ОАО “Универсальная электронная карта” Алексей Попов, который заверил, что с 1 января будущего года выдача карт действительно начнется. Как мы помним, полномасштабное распространение УЭК должно было начаться еще год назад, но старт проекта в последний момент был перенесен. Сейчас, хотя и есть выявленные в ходе мониторинга подготовки явные аутсайдеры (Иваново, Саратов и Магадан), г-н Попов все же рассчитывает начать выдачу повсеместно — во всех регионах одновременно, без задержек.
Докладчик напомнил, что с картой гражданину сразу же будут предоставлены две цифровые подписи: простая и усиленная (квалифицированная) — для получения юридически значимых услуг. Разумеется, УЭК будет полностью интегрирована с единым порталом, а для того, чтобы человек, потерявший карту, не оказывался на какой-то период лишенным всяких прав, допускается одновременное владение двумя дубликатами УЭК.
Финансирование проекта сейчас осуществляется исключительно за счет акционеров: Сбербанком, Уралсибом и АК Барсом (доли в уставном капитале — 34, 33 и 33% соответственно), и расчетный период полной окупаемости должен завершиться в течение пяти лет.
В рассказе об универсальной карте г-н Попов не мог обойти тему электронных паспортов, которые по инициативе Минкомсвязи (озвученной впервые осенью) возможно в скором времени заменят не только бумажные паспорта, но и еще не внедренную УЭК (скорее всего проекты станут как-то интегрироваться). По словам докладчика, сейчас идет некий подготовительный этап, предложение Минкомсвязи рассматривается на разных уровнях, и какой-то предварительный законопроект должен появиться в первой половине 2013 г. Универсальные карты станут выдаваться на пять лет, поэтому г-н Попов не исключает, что именно начало 2018 г. станет датой появления первых электронных паспортов, выдаваемых в обмен на просроченную УЭК.
Проблемы и проколы
Одной из самых противоречивых тем обсуждения итогов года стало внедрение СМЭВ. Так, свой доклад об УЭК г-н Попов закончил мыслью о том, что полноценная работоспособность карточек напрямую зависит от адекватности функционирования СМЭВ, а точнее от полноты исполнения знаменитого закона 210-ФЗ об оказании услуг в электроном виде. И как можно было понять, в неподвластной г-ну Попову системе межведомственного электронного взаимодействия он совершенно не уверен.
Руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов также высказывался о СМЭВ без излишнего энтузиазма. В его понимании одной из главных причин проблем на данном направлении стала недавняя смена команды Минкомсвязи.
В то же время г-н Нащекин упомянул СМЭВ в контексте прогресса информационного общества, отметив, что число транзакций с ее использованием уже первалило за 0,5 млрд.
Негативно оценил внедрение СМЭВ и председатель Комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации Руслан Гаттаров, выразивший, правда, надежду на то, что в результате определенных усилий ответственных структур ситуация как-то сможет измениться к 1 января 2013 г.
В целом итоги года и успехи в информатизации г-н Гаттаров описывает прохладно. В качестве красноречивого примера он привел область здравоохранения, на которую, по его словам, уже были потрачены миллиарды, но мы пока по сути имеем только электронную запись к врачу.
Президент Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры сети Интернет Александр Панов в контексте темы пресс-конференции отметил позитивную тенденцию к увеличению числа сетевых приложений для граждан. Но в то же время он (являясь также генеральным директором компании Ru-Center) не мог не вспомнить принятие в этом году закона 139-ФЗ, именуемого в народе законом о “фильтрации Интернета” и названный г-ном Пановым мертворожденным ребенком за непроработанность.
Предельно жестко на близкую ему тему высказался член правления Российской ассоциации свободного программного обеспечения Дмитрий Комиссаров. По его словам, из 11 запланированных по проекту внедрения национальной программной платформы (НПП) мероприятий, за исполнение которых полную ответственность несет Минкомсвязи, выполнено не было ни одного. Несмотря на то, что операторы, вроде Ростелекома, в своих успешных проектах активно используют СПО, профильное ведомство системно его продвижение в стране, по мнению г-на Комисарова, так и не поддерживает.
В общем, итоги года, как мы видим, в глазах экспертов выглядят весьма неоднозначно.
Разумеется, все это лишь фрагментарные зарисовки на тему развития информационного общества в России. Более или менее полную картину могло бы нарисовать Минкомсвязи. Но, как уже было сказано выше, его представителей на пресс-конференции не оказалось. Так что нам остается лишь запастись терпением и ждать каких-то традиционных официальных отчетов ведомства, приуроченных к концу года. Судя по календарю, совсем не долго.