Согласно оценке таких различающихся источников, как корпорация IBM и серия комиксов Dilbert, цифровые данные создаются сегодня со средней скоростью от 2,5 до 3 квинтильонов байт в день. Данные появляются в результате транзакций покупателей, операций компаний, перемещения транспортных средств, онлайн-торговли, массового использования цифровых камер, работы сенсоров на машинах и других неодушевленных объектах и т. д. — список можно продолжать долго. Компании вынуждены обращать внимание на этот поток цифр, поскольку его рост ставит проблему обеспечения доступности соответствующих объемов носителей информации, а сами данные могут представлять собой ценные активы с точки зрения компании.
ИТ-директора, входящие в Совет по передовым практикам (Advanced Practices Council, APC) Общества по управлению информацией (Society for Information Management, SIM), форума, объединяющего высших ИТ-руководителей, изучали возможности использования в реальном времени потоков цифровых данных (digital data streams, DDS) для увеличения оборота и прибыли, повышения операционной эффективности и обеспечения конкурентных преимуществ.
В мае 2012 г. APC провел встречу с Брайном Мистелем, основателем компании INRIX, специализирующейся на прогнозировании дорожного трафика на основе объединения данных, поступающих в реальном времени от более чем 600 000 оснащенных GPS-устройствами средств передвижения, с данными из различных частных и публичных источников (например, с данными о работах по строительству и реконструкции дорог, происшествиях, различных событиях, активности полиции, а также со статистическими данными о постоянно возникающих пробках и т. д.).
INRIX действует более чем в 30 странах, и ее продукция используется в навигационных устройствах основных производителей автомашин по всему миру. Компания предоставляет глобальное оповещение о дорожной ситуации и советы по прокладке оптимального маршрута с помощью приложений для Android и iPhone. INRIX разработала мощный механизм прогнозирования дорожной ситуации, анализирующий данные в масштабе реального времени и включающий набор алгоритмов, который позволяет учесть десятки факторов (погодные условия, праздники, спортивные события и т. д.) для обеспечения более чем 100 млн. людей прогнозами дорожной обстановки в реальном времени.
Пример INRIX не просто рассказывает о создании успешной компании за счет использования в реальном времени потоков цифровых данных совместно с механизмом прогностического анализа. Он также иллюстрирует создание новых ценностей для уже существующих компаний.
На той же встрече участники APC познакомились с исследователями Габриелой Пикколи и Федерико Пигни, которые представили пять описываемых ниже архетипов возможного получения прибыли с помощью DDS (полностью эта информация вошла в отчет “Использование внешних данных: Потенциал потоков цифровых данных, Габриела Пикколи и Федерико Ригни, Совет по передовым практикам, 2012” — Harvesting External Data: The Potential of Digital Data Streams, Gabriel Piccoli and Federico Pigni, Advanced Practices Council publication, 2012):
- генерация DDS;
- объединение DDS;
- услуги;
- эффективность;
- аналитика.
- Генерация DDS
Компания создает поток DDS сознательно или бессознательно. Например, TripIt генерирует простой, мобильный маршрутный журнал с деталями путешествия, взятыми из персональных сообщений электронной почты о заказе авиабилетов, гостиницы или автомобиля, к которому можно обратиться либо через Интернет, либо с мобильного устройства. Triplt предлагает доступ к таким журналам своим партнерам, которые могут использовать их как платформу для создания дополнительных сервисов. В частности, компания Expensewatch.com использует такой журнал в качестве основы своего сервиса для автоматического расчета командировочных расходов.
Объединение DDS
Компания собирает, объединяет и повторно использует потоки DDS. Так, INRIX объединяет данные из различных источников для составления своих прогнозов, а Socrata.com объединяет данные от государства, штата и муниципалитета, делая их доступными для публики в стиле “все сразу в одном месте”.
Фирма использует один или более цифровых потоков для увеличения количества или улучшения качества существующих сервисов для заказчиков. Скажем, компания INRIX предлагает услуги по прогнозу трафика, а MyCityWay объединяет данные из сотен различных источников и потоков DDS (включая такие, как государственные агентства и агентство по бронированию мест в ресторанах OpenTable) для предложения покупателям подходящего набора сервисов реального времени, доступных рядом с их местонахождением. Аналогично, служба mytaxi.net обеспечивает сервис заказа и подачи такси с помощью получения GPS-координат такси и заказчика через мобильное приложение.
Компания JetBlue отслеживала потоки в Твиттере, в которых встречалось упоминание JetBlue, во время [новогодних] праздников сезона 2010 года, когда в Нью-Йорке произошла знаменитая снежная буря, получившая название Snowpocalypse. В тот момент Аксель Мурилло, один из тех, кто предварительно забронировал себе билет этой авиакомпании, пытался улететь в Остин и не мог дозвониться на телефонный номер JetBlue из-за перегрузки телефонных линий. Он разместил в Твиттере сообщение об этом, в основном жалуясь на свою невезучесть. Представитель JetBlue через Твиттер попросил его прислать в личном сообщении его номер бронирования; 18 минут спустя агент сообщил Мурилло, также с помощью личной почты, что его бронь перенесена на другой рейс. Когда на следующий день и этот полет был отменен, Мурилло не стал тратить время и сразу обратился в JetBlue через Твиттер, получив аналогичный ответ от другого представителя JetBlue.
Это повторилось и в третий раз, с тем же результатом. Когда Мурилло вернулся в Нью-Йорк несколько дней спустя, он получил по электронной почте вот такое письмо от сотрудника JetBlue: “В качестве знака признательности за Ваше терпение во время снежного шторма на прошлой неделе, вынудившего нас аннулировать забронированные Вами билеты, просим принять 10 000 баллов партнерской программы TrueBlue, которые Вы сможете использовать в будущем при заказе любого полета авиакомпании JetBlue”.
Эффективность
DDS-потоки используются для оптимизации внутренних операций или отслеживания бизнес-эффективности. Примером может служить ресурс ruter.no, созданный в г. Осло (Норвегия), для сбора в реальном времени информации об общем состоянии городской системы общественного транспорта, а также для обеспечения удобного доступа к информации об этой системе.
Руководители транспортной системы также используют предоставляемую этим ресурсом информацию о дорожной обстановке для оптимизации работы системы регулирования движения, уменьшая таким образом время в пути, сокращая число задействованных транспортных средств и снижая расходы на перевозку пассажиров. Компания оценивает, что в результате среднее время движения автобусов на некоторых наиболее загруженных маршрутах сократилось примерно на 20%.
Аналитика
Компания использует DDS-потоки для более глубокого и качественного анализа ситуации в рамках усилий по повышению эффективности принимаемых решений. Прогностический анализ лежит в основе возможностей, предлагаемых компанией INRIX.
Ресурс mint.com, принадлежащий сейчас компании Intuit, предлагает семи миллионам своих клиентов удобные визуальные инструменты для оценки статуса их расходов и инвестиций. Данные поступают из банков клиентов, по их кредитным и инвестиционным счетам. Mint.com также предлагает рекомендации по достижению намеченных финансовых целей, таких как снижение расходов на аренду, бензин, одежду и питание.
Основываясь на опросе большого числа ИТ-директоров, Пикколи и Пигни приходят к выводу, что возможности, предоставляемые DDS-потоками, пока что практически остаются неиспользуемыми. Применяемые сейчас, как правило, для контроля бизнес-процессов, DDS-потоки и прогностический анализ также имеют широкий потенциал для трансформации службы работы с клиентами.
Наибольшую сложность в реализации таких преимуществ представляют интеграция DDS-потоков, поиск персонала с компетенцией в анализе данных и работа с корпоративными хранилищами информации для изменения способов мышления и образа действия сотрудников.