Если среди многочисленных “квадрантов Gartner” провести конкурс долгожителей, то его, скорее всего, выиграет исследование по рынку средств управления корпоративным контентом (ECM, Enterprise Content Management). Действительно, среднее время жизни многочисленных квадрантов этого ведущего мирового исследователя обычно редко превышает 4—5 лет, но ECM-квадрант живет уже более десяти лет, с начала нынешнего века, и, кажется, не собирается завершать свой жизненный цикл, пользуясь неизменным интересом аудитории. В чем же причина этого феномена?
Ответ тут представляется довольно очевидным: ECМ остается одним из ключевых направлений применения ИТ; более того, его роль на ИТ-рынке в целом неизменно возрастает. И это не является какой-то неожиданностью, данная ситуация была абсолютно прогнозируема, поскольку она вполне соответствовала тенденции проникновения ИТ в общественную жизнь, при которой в сфере применения ИТ неизменно возрастает объем и спектр задач по работе с неструктурированным контентом. При этом стоит отметить и такой парадокс: в свое время появление самого термина ECM и определение соответствующего ему рынка вызывали немало споров в плане понимания круга его проблематики. Но, как это ни странно, именно этот термин оказался весьма жизнеспособным и демонстрирует удивительную устойчивость.
Отметим также, что в России тема ECM давно пользуется особым интересом еще и потому, что местный аналогичный рынок (который традиционно обозначается как СЭД, системы электронного документооборота) в течение всей своей истории (около 20 лет) развивается во многом по своим специфическим направлениям и законам, но все же неизбежно, хотя и не очень быстро, приближается к общемировой структуре. Поэтому анализ ситуации и тенденций на мировом рынке очень важен для понимания перспектив развития данной отрасли в нашей стране.
Общее состояние рынка
Одним из самых важных элементов исследований Gartner является используемая этой компанией таксономия (структуризация) рынка с выделением его ключевых составных частей. На протяжении уже более 10 лет структура рынка ЕСМ сохраняет в целом завидную стабильность, но все же ее состав (традиционно ограниченный 6—7 элементами) регулярно уточняется.
В очередном отчете “Magic Quadrant for Enterprise Content Management”, опубликованном в конце 2012 г., аналитики Gartner используют такую же таксономию, как и годом ранее : управление документами, управление записями, управление бизнес-процессами, обработка изображений, управление Web-контентом (WCM), управление социальным контентом и расширенные компоненты по работе с контентом. При этом подчеркивается, что в поле зрения ECM-квадранта попадают только поставщики, имеющие комплексные ECM-решения, покрывающие в значительной степени всей спектр данной проблематики. Но тут нужно отметить, что на рынке существует достаточно большое число игроков, специализирующихся лишь на отдельных направлениях.
Доли разных составных частей ECM-рынка отчасти изменяются с годами, что в известной мере отражает изменения в спросе на решения тех или иных задач заказчиков (см. таблицу). В условиях смещения корпоративного информационного пространства в сторону Интернета несколько неожиданным выглядит снижение доли WCM. Столь же удивительным кажется и увеличение затрат на обработку графических образов документов, но объяснение этому парадоксу давно известно: увеличивается вовлеченность бумажных документов в сферу ИТ-автоматизации, кроме того, данные средства широко используются и для преобразования чисто электронного контента.
В целом ECM-рынок продолжает расти устойчиво высокими темпами: по оценкам Gartner, в 2011 г. его объем составил 4,3 млрд. долл., что на 11,1% выше показателей 2010-го (год назад компания прогнозировала ежегодный рост 11,4% на пятилетнюю перспективу). Рост обеспечивается за счет того, что предприятия начинают в большей степени использовать потенциал ECM-средств, понимая, что данные технологии помогают повысить эффективность их бизнеса. В частности, эксперты Gartner отмечают, что компании шире применяют композитные контентные приложений (CCA), развитие которых является сейчас одним из главных драйверов роста рынка в целом.
В то же время многие ECM-вендоры предлагают также облегченные облачные решения, ориентированные во многом на новые рыночные потребности, преследуя при этом цель предотвратить переход своих клиентов на использование популярных облачных сред хранения файлов, которые обладают ограниченной ECM-функциональностью. Эти задачи расширения своего рыночного ассортимента некоторые ведущие вендоры выполняют традиционными методами приобретения специализированных разработчиков (например, EMC купила компанию Syncplicity) и создавая собственные решения (Oracle предлагает теперь Oracle Social Network, а OpenText — Tempo). Однако общей чертой всех типов инструментов является то, что они в значительной степени нацелены на новое поколение пользователей, которые предпочитают работать в режиме сотрудничества или синхронизации файлов с помощью мобильных устройств. Все это помогает расширять сферу применения ECM-средств, оправдывая инвестиции разработчиков в создание новых технологий. По мнению Gartner, поддержка мобильной работы в ближайшие годы станет обязательной функцией всех ECM-систем, которые при этом сами будут все больше превращаться в сетевые распределенные среды.
Распределение сил
Если же посмотреть на собственно квадрант, отображающий расстановку сил игроков на этом рынке, то можно отметить, что на нем не произошло сколь-нибудь радикальных изменений за последний год (см. рисунок). Вошедшая еще два года назад в сектор “лидеры” компания Hyland Software заметно упрочила свое положение, подойдя вплотную к таким грандам, как Open Text и EMC. В ведущей же тройке рынка (IBM, Microsoft, Oracle) c не очень заметным отрывом вперед вышел “Голубой гигант”, а Microsoft немного откатилась назад по оси “завершенность видения”.
В секторе “провидцы” (в эту категорию входят компании с хорошим технологически-методическим потенциалом) осталось две компании (Xerox и Alfresco) из четырех: SpringCM вернулась в многочисленную группу нишевых поставщиков, а Adobe вовсе пропала из графика Gartner. Авторы отчета объясняют это тем, что интересы данного вендора сместились в сторону WCM и поддержки пользовательских сервисов. Единственный представитель группы “претенденты” — компания Perceptive Software — продолжает продвигаться в сторону сегмента лидеров. В составе нишевых игроков появились два новичка — Unisys и M-Files.
Основные целевые задачи заказчиков
Говоря о развитии ECM-рынка, Gartner подчеркивает, что главной движущей силой тут является стремление клиентов совершенствовать собственный бизнес, и выделяет несколько целевых задач.
- Повышение эффективности. Более высокое качество исходной информации может способствовать принятию наиболее оптимальных деловых решений с одновременным снижением затрат сил и времени на их выработку. Например, системы поддержки работы проектных задач в значительной степени базируются именно на использовании ECM. Репозитории баз знаний, основанные на ECM, могут помочь компаниям выработать собственную конкурентоспособную индивидуальность, ускорить внедрение инноваций, в том числе уникальных, и улучшить службы работы с клиентами.
- Снижение операционных затрат. Электронное управление и доставка данных с использованием форматов электронного биллинга и многоканальных способов взаимодействия с целью обеспечения отдельных пользователей и проектов в целом релевантной информацией требуют оптимизации этих бизнес-процессов с помощью WCM-инструментов. Затраты тут могут быть снижены в результате консолидации распределенных хранилищ контента и использования средств управления унаследованным контентом.
- Оптимизация бизнес-процессов. Обычно создание ECM-решений в компаниях начинается с использования средств обработки образов документов и управления документами для работы с многообъемным контентом в разного рода повторяющихся деловых операциях. Подобные транзакционные виды ECM-сред являются весомым фактором повышения эффективности критически важных процессов в организации.
- Соответствие нормативным требованиям по поддержке архивов и обеспечение возможностей “электронного расследования” (E-Discovery). Компании рассматривают ECM как главное средство поддержки полного жизненного цикла информации — от ее создания до уничтожения. В этом плане ECM-средства предлагают нужный уровень поддержки для широкого спектра предприятий, начиная от интеграции с пакетом Microsoft Office Suite для управления авторским (индивидуальным и групповым) контентом и заканчивая использованием разного рода метаданных для автоматизации процесса категоризации контента. Компании, использующие эти средства, обычно демонстрируют более высокий уровень управления информацией, что позволяет им проактивным образом встречать возникающие юридические проблемы.
- Привлечение и удержание клиентов. Использование WCM-средств позволяет предприятиям применять Web-технологии для широкого спектра операций по динамическому, основанному на обмене информацией, взаимодействию с клиентами. Публикация и структуризация социального медиаконтента — одно из новых направлений применения WCM.