На текущий момент мобильный доступ в Интернет в нашей стране остается менее популярным, чем фиксированный, однако уже сейчас он становится неотъемлемой частью жизни многих людей в России: его суммарная аудитория на конец 2012 г. составила 40 млн. пользователей. Об этом сообщила компания J’son & Partners Consulting по результатам исследования состояния российского рынка мобильного интернет-доступа в прошедшем году.
В настоящее время проникновение мобильного интернет-доступа в России приблизительно в два раза превышает аналогичный показатель в среднем в мире, но уступает ряду стран Западной Европы, США, Японии и Южной Корее (рис. 1).
В качестве драйверов этого рынка аналитики называют четыре основные причины: рост продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК; технологическое совершенствование смартфонов; распространение 3G, LTE и рост пропускной способности каналов.
Широкое проникновение мобильных устройств во все сферы жизни и рост доли “умных” телефонов можно считать основным драйвером роста мобильного интернет-доступа в России. Особенно стоит выделить рост количества бюджетных смартфонов с полным набором функционала.
Основой этого роста является экспансия платформы Android в среднем и нижнем ценовых сегментах рынка смартфонов. Смартфон постепенно превращается в массовый телефон. Рост продаж этих устройств идет параллельно с увеличением их мощности (уже сейчас на рынке присутствуют модели, которые по тактовой частоте процессоров могут соперничать с нетбуками).
3G в России есть во всех крупных и средних городах, на очереди — LTE-сети, которые уже развёртываются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах (к началу 2013 г. сети LTE были развернуты более чем в двух десятках городов России). На рис. 2 представлены данные по суммарному российскому трафику мобильной передачи данных (в том числе с помощью USB-модемов) в 2010—2016 гг.
В числе главных барьеров развития мобильного интернет-доступа эксперты называют недостаточное проникновение 3G/4G и других стандартов “быстрого” мобильного выхода в Сеть, низкую пропускную способность сетей передачи данных, высокую стоимость смартфонов и планшетных ПК и недостаточную информированность населения о преимуществах таких решений.
Во многих регионах России качество и реальная скорость 3G-интернета все еще ниже тех параметров, которые заявлены операторами. Уровень покрытия территории страны сетями передачи данных на текущий момент также оставляет желать лучшего. А первые сети LTE по сути только начали появляться.
По состоянию на 2012 г. средняя стоимость смартфона в России составляет более 300 долл., что дорого для среднего отечественного покупателя, а стоимость планшетного ПК еще выше. Необходимо отметить и отсутствие у нас развитых схем субсидирования покупки смартфона и планшетного ПК.
На текущий момент, говорится в отчете, значительная часть населения нашей страны либо не знает, как использовать данную технологию, либо опасается высоких тарифов на услуги мобильной передачи данных.
Согласно результатам исследования, проведенного компанией Cisco, в 2016 г. суммарный мировой объем среднемесячного мобильного интернет-трафика увеличится в 18 раз по сравнению с 2011-м и достигнет 10,8 экзабайта в месяц; доля России в общемировом трафике передачи данных составит 2—3%.
В качестве основных тенденций рынка мобильного интернет-доступа в отчете называется рост популярности геолокационных сервисов; разработка приложений и развитие магазинов приложений; развитие интернет-банкинга и мобильных платежей; мобильная коммерция; развитие мобильных социальных сетей.
В России и мире геолокационные сервисы появились довольно давно, но в 2011—2012 гг. обрели особенную популярность среди пользователей мобильного доступа в Интернет. Оказалось, что геолокация для определения местоположения гораздо удобнее, чем бумажные карты. А количество приложений, представленных в магазинах приложений, стремительно растет. Возрастает и число скачиваний таких приложений.
Сегодня появляется возможность совершать платежи, оформлять кредиты, управлять финансами и инвестициями не выходя из дома. В мире данные услуги уже весьма популярны, в России же они только начинают развиваться. В прошлом году в нашей стране начался бум перехода на безналичную систему оплаты, затем на онлайн-банкинг. Следующей ступенью, надо полагать, станет именно мобильный банкинг.