Верховный суд Германии отнес пользование Интернетом к числу тех явлений экономическо-хозяйственной категории, чье наличие или отсутствие существенным образом сказывается на материальной основе человеческой жизнедеятельности и имеет характер “центральной значимости”. Этим же решением Верховного суда, вместе с Интернетом, список жизненно важных возможностей пополнился телефонной связью. Интересно, кстати, отметить, что до сих пор этот список состоял только из двух пунктов — наличие жилья и автомобиля.
Тем самым Верховный суд признал за потребителями безусловное право на возмещение ущерба в случае неоказания соответствующей коммуникационной услуги. Пострадавший при этом освобождается от бремени доказательств, в чем конкретно состоял ущерб.
Поводом для этого решения Верховного суда стало обращение одного пользователя, у которого по вине провайдера два месяца не функционировало DSL-подключение. В результате пользователь разорвал действовавший договор и заключил новый с другим провайдером, а от старого потребовал компенсации возникших дополнительных расходов (в том числе связанных с вынужденным использованием мобильной телефонной связи вместо кабельной), а также возмещения ущерба за невозможность пользования телефоном, факсом и Интернетом из расчета 50 евро в день. Расходы в размере 450 евро ему были возвращены решением суда предыдущей инстанции, а вот за возмещением ущерба пришлось дойти до Верховного суда.
Примечательно, что судьи, признавшие за телефоном и Интернетом их центральную роль в современной жизни, отказали в этом же телефаксу. По их мнению, телефакс предлагает лишь более комфортабельную, по сравнению с обычной почтой, возможность пересылки текстов и изображений, и к тому же в современной жизни вытеснен электронной перепиской.
Важно также, что Верховный суд не определяет конкретный размер полагающегося возмещения, делегируя это решение суду более низкой инстанции. В качестве ориентации предлагается принятая на рынке средняя стоимость пользования DSL-подключением, без телефонии и факса, очищенная от наценки на прибыль. Таким образом выигравшему спор пользователю могут причитаться, по мнению адвоката фирмы-провайдера, не искомые 3000 евро, а всего лишь 35.