Тема использования виртуальных рабочих мест (или виртуальных десктопов) имеет довольно давнюю историю, ее истоки лежат еще в давней эпохе расцвета мэйнфреймов с применением терминального доступа. Потом, с конца 1990-х, эти идеи стали находить широкое применение и для ПК, в основном благодаря усилиям в этом направлении Citrix и Microsoft. В современном же виде концепция виртуальных ПК стала возможной благодаря успехам технологий серверной виртуализации, и вполне понятно, что первой в промышленном варианте ее сформулировала и реализовала (это было в середине 2000-х) под названием Virtual Desktop Infrastructure (VDI) компания VMware. Следом на ней, получив в свои руки гипервизорные технологии нужного качества, двинулся тот же тандем Microsoft и Citrix и ряд других поставщиков.
Отметим, что виртуализация ПК исторически имеет несколько разных направлений, среди которых есть два основных — в зависимости от того, где выполняются собственно вычисления, на клиентском устройстве или в серверной части (кроме того, есть еще и гибридные варианты). VDI обычно подразумевает использование классического серверного сценария и по сути является расширенным терминальным вариантом, но при этом пользователь получает доступ не к отдельному приложению, а ко всему комплексу ПО, которое обычно работает на ПК (ОС и набор приложений).
Вопрос о том, насколько эффективна схема VDI по сравнению с традиционным развертыванием автономных ПК, обсуждается давно, но до сих пор остаётся дискуссионным. Отметим сразу, что VDI по своей сути представляет собой характерный пример облачных технологий и моделей их применения и, имея уже свою историю присутствия на рынке, сам по себе иллюстрирует как возможности, так и ограничения использования облаков в более широкой их трактовке.
Прежде всего довольно быстро выяснилось, что VDI нельзя рассматривать как полную замену традиционной модели онпремис-развертывания ПК, речь скорее пока может идти о каких-то нишевых сферах её применения, хотя эти сегменты имеют тенденции к расширению. Стало уже почти общепризнанным, что использование этого метода не обеспечивает уменьшения капитальных затрат и в стоимостном плане может дать выигрыш только в снижении операционных расходов. Основные же преимущества VDI состоят в повышении управляемости клиентской инфраструктуры и обеспечении работы сотрудников независимо от их географического местоположения, хотя всё это имеет и свои “обратные стороны” в виде, например, необходимости каналов связи и снижения возможностей консьюмеризации рабочих мест.
Тем не менее можно констатировать, что общей тенденцией является расширение применения заказчиками различных вариантов VDI, в том числе благодаря совершенствованию соответствующих технологий. Имея в виду такой тренд и понимая перспективы данного направления, в конце прошлого года мы провели опрос среди читателей PC Week/RE с целью выяснить текущую ситуацию в этой сфере и перспективы ее развития. Разумеется, полученные данные нельзя абсолютизировать, но все же в какой-то мере они отражают положение дел.
Подавляющее большинство наших респондентов (89%) выразили полное согласие с тезисом о том, что использование виртуальных рабочих мест — это перспективно и полезно. Лишь 3% высказались против такого утверждения, остальные не определились с позицией в данном вопросе. В то же время лишь 43% опрошенных сообщили, что их организации уже используют VDI, из них 19% — достаточно широко, остальные (24%) — незначительно. Правда, еще 22% планируют применять эти технологии, а 19% размышляют о таком внедрении, и лишь 16% сегодня уверены, что делать этого пока не стоит.
Спрашивая о преимуществах и недостатках VDI, мы просили респондентов оценить один и тот же набор характеристик. Мнения тут разделились — статистика ответов приведена в таблице. Среди наиболее интересных для себя поставщиков VDI-средств участники опроса выделили в первую очередь корпорацию Microsoft (38%), а уже потом — VMware (27%) и Citrix (11%). В ответах упоминался также ряд других продуктов. Почти 14% еще не задумывались о выборе вендора.
Характеристика | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
Управляемость и гибкость | Повышаются — 70% | Снижаются — 11% |
Эффективность работы пользователя | Повышается — 38% | Снижается — 30% |
Надежность и доступность | Повышаются — 35% | Снижаются — 22% |
Операционные затраты | Снижаются — 35% | Повышаются — 8% |
Безопасность | Повышается — 27% | Снижается — 30% |
Капитальные затраты | Снижаются — 19% | Повышаются — 16% |
Источник: опрос PC Week/RE
.