Среди представителей отрасли объявление руководства Dell о том, что в результате покупки контрольного пакета акций с использованием кредита корпорация переходит в частные руки, мало кого удивило, поскольку разговоры об этом ведутся уже несколько недель. Однако это не ослабило натиск со стороны конкурентов и некоторых недовольных акционеров.

Сделка по покупке акций Dell за 24,4 млрд. долл. сопряжена с трудностями, считают аналитики, поскольку конкурирующая HP нацеливается на клиентов, у которых она может вызвать недовольство.

Тем не менее отклики аналитиков были по большей части положительными. Считается, что приватизация компании обеспечит руководству Dell время и пространство для маневра, избавив от внимания Уолл-стрита и требований соблюдения квартальных финансовых показателей. Это позволит продолжить превращение Dell из производителя ПК и серверов в провайдера корпоративных ИТ-решений. Компания стала двигаться в этом направлении с 2007 г., когда Майкл Делл вернулся на должность генерального директора.

С тех пор Dell агрессивно занималась поглощениями, которые придали ей столь необходимые широкие возможности для работы с предприятиями. Она купила Perot Systems (сервисы), Force10 Networks (сетевое оборудование), Wyse Technology и Quest (облака и ПО), EqualLogic и Compellent (системы хранения), SecureWorks (обеспечение безопасности облаков).

Dell всегда мешала ее зависимость от рынка ПК. Продажи ПК и сопутствующих товаров все еще приносят ей свыше 50% дохода, утверждает аналитик Gartner Эдриан О’Коннелл. Сейчас, когда на мировом рынке ПК происходит падение продаж в связи с тем, что потребители предпочитают планшеты и смартфоны, Dell оказалась в трудном положении.

В интервью корреспонденту eWeek О’Коннелл заявил, что фактически существуют две компании Dell: новая Dell, которая концентрируется на корпоративных технических решениях, и старая Dell, которая по-прежнему связана с унаследованным от прошлых времен выпуском ПК. “Та часть бизнеса, которая относится к старой Dell, сталкивается с серьезными трудностями”, — считает он.

В августе 2012 г. Майкл Делл впервые изложил совету директоров идею сделать третьего в мире производителя ПК частной компанией. По сообщению агентства Bloomberg, одно время рассматривалась также возможность разделения Dell на две компании, одна из которых будет заниматься продажами ПК, а другая сосредоточится на прочих корпоративных ИТ. Сведения о планах выкупа контрольного пакета акций с привлечением кредита впервые начали появляться в январе. В соответствии с условиями сделки Майкл Делл восстановит контроль над корпорацией. При этом инвестиционная компания Silver Lake Partners вложит 1 млрд. долл., а Microsoft — еще 2 млрд. долл. Акционеры получат 13,65 долл. за акцию, что примерно на 25% выше рыночной стоимости.

“Сделка позволит Dell проводить долгосрочную стратегию, избавившись от постоянного внимания со стороны свободного рынка, — написал 5 февраля в своем исследовании Чарльз Кинг, главный аналитик компании Pund-IT Research. — Это может показаться пустяком, но если взглянуть на балансовый отчет Dell, перед нами предстанет компания, которая всегда приносила доход (действительно, сообщается, что 2012 г. стал лучшим в истории Dell), хотя ее самый крупный традиционный бизнес (ПК) испытывал значительное и возрастающее давление. И все же акции компании отставали от акций многих ее конкурентов. Приватизация позволит Dell избежать “шума”, вызываемого помешательством рынка на краткосрочных финансовых результатах, и полнее сосредоточиться на сигнале, подаваемом ее долгосрочной стратегией”.

Хотя условия сделки допускают внесение контрпредложений со стороны, сказал Кинг, крупная сумма, которую придется при этом внести (180 или 450 млн. долл.), делает появление других предложений маловероятным, а 25-процентная премия на каждую акцию делает одобрение сделки акционерами весьма вероятным.

Можно только гадать, что произойдет, когда Dell станет частной компанией. По словам О’Коннелла из Gartner, предполагается, что стратегия трансформации компании будет осуществляться, как задумано, но гарантий нет. Компания может избавиться от каких-то видов бизнеса, например от производства ПК. Хотя присутствие Microsoft, видимо, указывает, что некий бизнес на клиентских устройствах сохранится. “Предстоят масштабные преобразования, это несомненно, а вот некоторые детали плана могут меняться”, — сказал он.

С ним согласен Картер Лашер, главный ИТ-аналитик из компании Ovum: “С превращением в частную корпорацию Dell планирует радикальные перемены в стратегии и планах выпуска продуктов. Хотя она может завершить этот переходный период более сильной, имея такую линейку продуктов, которая лучше отвечает потребностям компаний и государственных органов, трудно сказать, какие направления продуктов и сервисов останутся, будут усилены или исчезнут”. Ключ к успеху преобразований — в активном обмене информацией с партнерами и клиентами, заметил он.

Как заявил корреспонденту eWeek аналитик IDC Мэтт Иствуд, он ожидает, что Dell откажется от некоторых малоприбыльных видов бизнеса, таких как производство потребительских продуктов и принтеров, в пользу более доходных корпоративных ИТ-продуктов. “С учетом сказанного я думаю, что Dell сохранит выпуск клиентского оборудования, но сделает его более целенаправленным. Возможно, сконцентрировавшись на определенных секторах (здравоохранение, образование и т. д.), — считает Иствуд. — В остальном все останется почти по-прежнему. Но когда Dell решит второй раз заняться первичным размещением акций, она будет выглядеть совсем не так, как сегодня”.

По мнению аналитиков, даже в случае приватизации Dell необходимо будет решить некоторые проблемы,. О’Коннелл отметил, что корпорация по-прежнему будет заниматься теряющим динамику ПК-бизнесом, по-прежнему должна устранять недостатки в производстве смартфонов и планшетов и, что не менее важно, изменить представление о себе, как о производителе ПК. Руководству необходимо будет продолжить убеждать клиентов, что корпорации можно доверять как важнейшему техническому партнеру и что у нее имеются специалисты по продажам и маркетингу, способные продавать ИТ-продукты корпоративного класса. “Требуется время, чтобы изменить мнение клиентов подобным образом”, — сказал О’Коннелл.

С ним согласен Лашер из Ovum. “Большую проблему для Dell представляет восприятие ее бренда как ПК-компании, — пишет он. — Другая проблема — как подразделение Dell Services (созданное на базе поглощенной компании Perot) распределит свои финансовые средства на начальных этапах крупных многолетних сделок по предоставлению ИТ-сервисов”.

Предстоит также посмотреть, насколько новые партнеры, включая Microsoft, будут вовлечены в повседневные операции корпорации, считает Кинг из Pund-IT. “Много говорится о том, что Microsoft инвестирует в Dell 2 млрд. долл., и о том, как это может повлиять на отношения Microsoft с другими ее партнерами, — пишет Кинг. — Учитывая, что Dell использует исключительно архитектуру x86, она, естественно, представляет для Microsoft огромную ценность в качестве партнера, и наоборот. Мы лишь надеемся, что Редмонд не использует свои инвестиции для оказания давления в собственных интересах. Если такое случится, пострадают обе корпорации”.

Помимо всего сказанного в ходе сделки могут возникнуть и другие сложности до того, как она будет завершена и корпорация станет частной. Вскоре после того, как Dell объявила о ней, конкурирующая HP начала обхаживать клиентов Dell. Сделанное HP заявление, возможно, отражает ее собственные трудности.

“Dell предстоит пройти нелегкий путь, — говорится в заявлении руководства HP. — Эта корпорация стоит на пороге продолжительного переходного периода и неопределенности, что не пойдет на пользу ее клиентам. А из-за значительной задолженности Dell будет обладать крайне ограниченными возможностями вкладывать средства в новые продукты и сервисы. В результате покупок контрольных пакетов акций на заемные деньги имеющиеся клиенты и инновации, как правило, оказываются на обочине. По нашему мнению, клиенты Dell будут активно изучать альтернативы, и HP планирует полностью использовать представившуюся возможность”.

Одновременно по крайней мере одна юридическая фирма проверяет, не были ли нарушены какие-либо законы, когда совет директоров одобрил выкуп контрольного пакета акций. Кроме того, адвокатская контора Levi and Korsinsky из Нью-Йорка задалась вопросом, получают ли акционеры справедливую цену на продаваемые акции, и предложила тем из них, кто заинтересован в расследовании, вступить с ней в контакт.

“По условиям транзакции, акционеры Dell получат 13,65 долл. за каждую принадлежащую им акцию, — говорится в заявлении адвокатов. — Общий объем транзакции составляет порядка 24,4 млрд. долл. Помимо прочего расследование касается вопроса, не является ли выплачиваемая акционерам Dell компенсация несправедливой, неадекватной и установленной существенно ниже справедливой или внутренне присущей стоимости акций Dell. В частности, по крайней мере один аналитик определил цену акции Dell в 16,00 долл.”.