ИТ-мир меняется: появляются новые продукты, растет популярность мобильных устройств и больших данных. Все эти явления указывают на то, что многое в ИТ-службах сегодня уже идет не так, как прежде. Кого-то из ИТ-руководителей такие перемены радуют, ибо считается, что перемены — дело хорошее, а кто-то думает, что они обуславливают немало проблем, связанных с эффективностью труда и безопасностью информации. Но одно не вызывает сомнений: эти перемены так или иначе будут влиять на корпоративный мир, а значит, пора прекращать оглядываться в прошлое и начинать думать о будущем.
К такому выводу пришло издание CIO Insight, опубликовав в конце прошедшего года свои прогнозы. Предполагается, что 2013-й будет “горячим” для корпоративных ИТ-менеджеров. Технологии быстро развиваются, и ИТ-руководителям не остается ничего иного, как следовать в русле времени. К сожалению, сегодня бизнес больше не позволяет тем, кто принимает ИТ-решения, диктовать будущее, так что технологическим лидерам приходится приспосабливаться к создавшимся условиям. Что же эти новые условия могут принести в нынешнем году? CIO Insight выделяет десять главных тенденций, которые могут повлиять на работу ИТ-директора в 2013-м. Редакция PC Week/RE также решила поинтересоваться у руководителей ИТ-подразделений российских компаний, насколько данные прогнозы соотносятся с реалиями нашей страны.
Тренд № 1. Ожидается, что в корпоративной среде неизбежно будет расширяться присутствие Apple iPhone, телефонов на платформе Android и множества других аналогичных устройств. При этом, как уже убедились ИТ-руководители, смартфоны станут важнейшим фактором роста корпоративного бизнеса.
Это действительно так, считает начальник управления информационных технологий Екатеринбургской электросетевой компании (ЕЭСК) Борис Ананьин. В организации, которую он представляет, смартфоны активно используются в служебных целях на уровне высшего и среднего руководящего звена в качестве планировщиков и средства работы с корпоративной почтой, что, по мнению г-на Ананьина, повышает мобильность сотрудников и оперативность решения многих важных для бизнеса вопросов.
Сходной точки зрения придерживается бывший ИТ-директор компании Naumen Дмитрий Филатов, который отмечает, что сегодня, когда применение смартфонов носит повсеместный характер, наблюдается тенденция к совмещению функций смартфона и планшета в одном устройстве, что позволяет использовать его в качестве средства ведения некоторых бизнес-процессов. А вот повышения значимости смартфонов не произойдет, так как данные устройства будут занимать более четкую нишу, убежден г-н Филатов.
По мнению же директора Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО) МФТИ Евгения Колесникова, бизнес крайне консервативен в этом вопросе, но он надеется, что волна подобных устройств “смоет” плотину неприятия нового в корпоративных ИТ. Во многом это станет возможным благодаря усилиям интернет-гигантов.
Тренд № 2. Предполагается, что планшеты станут важным элементом корпоративной среды. Согласно недавнему исследованию Gartner, в ближайшие годы планшеты будут служить одним из главных драйверов роста использования мобильных устройств.
Дмитрий Филатов обращает внимание на то, что к сегодняшнему дню практически уже сформировалось направление разработки приложений с бизнес-логикой для использования исключительно на планшетах. “Возможно, мой прогноз носит смелый характер, но в ближайшее время использование традиционного офисного ПК будет решением исключительно нишевым или обусловленным экономическими причинами, — пояснил он. — Значительная часть разработчиков уделяет внимание вопросам безопасности приложений для планшетных компьютеров, что позволяет полноценно интегрировать их в рабочую среду. Полностью решены и вопросы ввода данных с использованием беспроводных клавиатур, что дает возможность иметь мобильный офис, включенный в корпоративную среду управления”. Однако в России, по словам г-на Филатова, масштабное использование планшетов пока сдерживается двумя факторами — их высокой стоимостью и отсутствием шаблонных решений в области информационной безопасности.
Данную тенденцию поддерживает Евгений Колесников, по мнению которого планшеты будут занимать место ноутбуков, вытесняя их за счет большей мобильности и удобства, а ноутбуки, в свою очередь, встанут на место стационарных компьютеров. С ним солидарен и Борис Ананьин, отметивший, что в более отдаленной перспективе продукты Apple постепенно начнут вытесняться продуктами других производителей, в том числе на базе Windows 8.
А вот генеральный директор компании “Альтуэра” Александр Богаченко, наоборот, считает, что превращение планшетов в важный элемент корпоративной среды — скорее модная тенденция: “Планшеты, безусловно, удобны и будут распространяться всё в большей степени, но они пока не в состоянии полностью заменить обычный ежедневник для тех, кто умеет пользоваться последним”.
Тренд № 3. Всё больше компаний интегрируют облачные сервисы в свою инфраструктуру. Однако, как известно, облачные технологии несовершенны, и поэтому некоторые ИТ-руководители стараются избегать этого новшества. Но в 2013 г. их сопротивление, по-видимому, будет сломлено.
Дмитрий Филатов соглашается с этим тезисом, подчеркивая, что практически весь средний и малый бизнес уже переходит на использование облаков не как хранилища данных, а как полноценной бизнес-среды, включая инфраструктурные элементы и бизнес-приложения. Тем не менее в большинстве случаев данный переход сознательно тормозится ИТ-подразделениями, так как требует пересмотра установленных отношений с провайдерами услуг и сервисов. “По-моему, движение в таком направлении неизбежно для средних бизнес-единиц, — подчеркнул он. — В больших же компаниях возникает совершенно иная проблема, связанная с ценностью отчуждаемой информации и гарантированными способами сохранения государственной тайны в силу того, что крупный бизнес в России все еще тесно связан с интересами страны”.
В дополнение Александр Богаченко рассказал, что обычно он сам предлагает своим клиентам облачные решения, поскольку считает, что для конечного пользователя на сегодняшний день капитальные инвестиции в ПО со сроком окупаемости около пяти лет бессмысленны, потому что к этому времени технологии будут уже иными.
С другой стороны, Борис Ананьин не уверен в целесообразности активного использования облачных технологий в настоящий момент: “В первую очередь вызывают большое сомнение вопросы защиты переносимой в облака информации. Так что вполне допускаю, что в нынешнем году начнется фаза активного противостояния сторонников и противников облаков”.
Еще более радикального взгляда придерживается Евгений Колесников, считая облака избитым маркетинговым термином, напускающим туману. По его мнению, переход к облачным технологиям произойдет не быстро, по крайней мере в России, поскольку слишком мало средств, вкладываемых в такие проекты, дает отдачу. Наша страна скорее всего пропустит этот этап и перейдет уже к новой послеоблачной модели.
Тренд № 4. Привычные для пользователей личные устройства всё прочнее приживаются в офисах, и по мнению большинства аналитиков в будущем году эта тенденция к использованию на работе собственных мобильных цифровых устройств (bring your own device, BYOD) еще более усилится.
По данному вопросу взгляды наших экспертов во многом совпали. Так, Борис Ананьин поддерживает эту тенденцию, отмечая, что с учетом роста количества собственных устройств на руках сотрудников она представляется логичной. Главное здесь — выстроить грамотную систему учета и управления данными устройствами и не забывать про вопросы безопасности, убежден он.
Со своей стороны Дмитрий Филатов обращает внимание на то, что использование “привнесенных устройств” в бизнесе требует времени и сдерживается многими факторами, среди которых слабая готовность систем информационной безопасности и неопределенность в вопросах обслуживания. “На данном пути нет альтернатив, нам следует говорить о факте самостоятельного создания офисного пространства самими сотрудниками, — сказал он. — Поэтому ИТ необходимо трансформировать для предоставления корпоративной среды на принципах самообслуживания, что, естественно, полностью ломает существующие принципы работы ИТ-подразделений. Исключением станут бизнес с военной составляющей и сложные технологические процессы”.
Продолжая обсуждение, Александр Богаченко привел пример своей компании, в которой нет ни одного специалиста, не подключившего собственное устройство ко всем имеющимся сервисам. Такой подход обеспечивает значительное ускорение реакции на обращения клиентов и предоставляет возможность вести работу с сотрудниками, находящимися вне офиса. Тем не менее г-н Богаченко не вполне разделяет данную тенденцию, объясняя своё мнение тем, что в подобных решениях сильно страдает безопасность.
Тренд № 5. Большие данные стали очень модной темой, однако реализация решений по их использованию не проста. И несмотря на всю популярность проекта Hadoop, эта среда не всегда работает, как хотелось бы ИТ-руководителям. В 2013 г. поиск таких решений продолжится.
Соглашаясь с такой тенденцией, Александр Богаченко считает большие данные действительно модной, но пока еще не совсем развитой темой: “В данном направлении работает большинство гигантов отрасли, и если будут найдены хорошие и работающие решения, это станет серьезным прорывом”.
Ту же мысль продолжает и Евгений Колесников, отмечая, что с технической точки зрения всё работает прекрасно. Неготовность же исходит от основного бизнеса, где рискованным бывает даже обычный проект, новизна которого исчисляется десятками лет. “Думаю, здесь требуется смена поколений для изменения бизнес-культуры организаций”, — пояснил г-н Колесников.
Своё видение ситуации дает Дмитрий Филатов, по словам которого в настоящий момент данная тема представляет собой скорее научно-практический спор, но, как показывает практика, именно это рождает прорыв в технологиях. С его точки зрения, подобные проекты обязательно принесут новые структурные решения и, возможно, технологический прорыв.
Тренд № 6. К сегодняшнему дню Windows 8 пока еще не снискала к себе признания, но по прогнозам в 2013 г. ситуация здесь изменится. Корпорация Microsoft энергично продвигает данную ОС в корпоративную среду и в нынешнем году по всей вероятности активизирует свои усилия в этом направлении.
Как отметил Борис Ананьин, вполне возможно, что процент использования Windows 8 в корпоративной среде увеличится, но он не ожидает взрывного роста ее популярности в силу того, что она слишком уж необычна. Лично ему понравилось использовать Windows 8, но вот запускать ее в корпоративную сеть на стационарных ПК и ноутбуках в 2013 г. он однозначно не будет. Что же касается планшетов на базе этой ОС, то, наверное, они постепенно начнут применяться взамен устройств Apple на базе iOS.
Со своей стороны Дмитрий Филатов видит основную проблему снижения популярности Windows 8 в активной рекламной кампании и низкой ценности для конечного потребителя. “Данная ОС пока находится в стадии развития, и, к сожалению, уважаемый гигант, представив новую идеологию, не предложил по сути инновационных решений, — подчеркнул он. — Плюс к тому существуют значительные трудности в практическом использовании ее на стандартных рабочих местах. Поэтому считаю, что слишком рано говорить об усилении роли продукта, который пока имеет существенные проблемы в плане стабильности применения”.
С таким мнением солидарен Александр Богаченко, который видит в Windows 8 какого-то страшного зверя. По его наблюдениям, чем больше Microsoft пытается распространять эту ОС, тем больше клиентов компании переходит на Linux. Данная платформа для корпоративной среды является преждевременной, считает он.
Еще более категорично высказался Евгений Колесников: “Полностью провальный проект, почти как Vista. Надо ждать следующую попытку стареющего гиганта”.
Тренд № 7. Людей привлекают социальные сети, и это стремление, к сожалению, всё чаще используют хакеры и другие злоумышленники. Поэтому многие ИТ-руководители сомневаются, стоит ли разрешать доступ сотрудников в Facebook и Twitter.
Борис Ананьин, будучи противником использования социальных сетей в рабочее время на рабочих устройствах, отмечает, что в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать волны разрешений на доступ к таким сетям. Слишком уж мало это относится к непосредственным обязанностям большинства сотрудников.
А вот Дмитрий Филатов полагает, что безопасность социальных сетей следует увязывать с безопасностью общества: “Нам нужно осознать реальность “прозрачности мира” и начать выстраивать разумное поведение в нем. В моей практике два года назад пришлось вводить существенное ограничение сотрудников на выход в социальные сети, и сегодня я считаю этот шаг своей ошибкой. Нам требуется не ограничивать доступ, а учить разумным правилам поведения в рабочих коммуникациях. Использование социальных сетей как среды общения предоставляет компании или рабочей группе возможность повысить свою эффективность”.
Схожую оценку разделяет и Евгений Колесников, который считает, что доступ сотрудников в социальные сети разрешить придется, но при этом надо будет научить их работать с данными инструментами, позволяющими компании в разы сократить затраты на продвижение своей продукции, улучшить интерактивность с клиентами и напрямую обеспечить увеличение стоимости бизнеса. Сказки про безопасность, хакеров и прочее напоминают способ страуса избегать трудностей, убежден он.
Дополняя эту точку зрения, Александр Богаченко пошутил: “Да вы просто не умеете их готовить”. По его словам, социальные сети набирают популярность и глупо запрещать их использование, поскольку пользоваться ими люди всё равно будут. Нужно лишь адекватно их контролировать, для чего имеется огромное множество средств и инструментов.
Тренд № 8. Как ожидается, ноутбуки будут меньше весить и их размеры также уменьшатся. Планшеты станут тоньше, а смартфоны смогут свободно помещаться в карманах сотрудников. Проще говоря, в 2013 г. все технические средства будут компактнее, легче и более мобильными.
Рассматривая данную тенденцию, Дмитрий Филатов предсказывает, что в нынешнем году мы скорее всего увидим массу устройств одинакового форм-фактора, которые будут полноценно совмещать функции смартфона и планшета и, по всей видимости, иметь такие же размеры, как сейчас у Apple iPad Mini. Далее же, по его прогнозу, должен произойти переход на новый технологический уровень. Вместе с тем г-н Филатов считает тупиковым путь, когда телефоны увеличиваются в своих размерах, а планшеты и ноутбуки — уменьшаются.
По мнению же Евгения Колесникова, на первый план скорее всего выйдет “человечность” устройств, тогда как размеры и прочие параметры, не имеющие прогресса в юзабилити, не будут иметь смысла: “Я жду новых интерфейсов коммуникаций, позволяющих на порядки повысить эффективность взаимодействия “человек — устройство»”.
Александр Богаченко с данным утверждением не согласен, поскольку помимо создания более производительных и компактных устройств появляются более требовательные приложения, которые уже не готовы работать на слабых процессорах. Тенденция же такова, что чем больше процессор, тем больше батарейка. А батарейки, к сожалению, пока не сильно развиваются.
Тренд № 9. Сегодня сотрудники организаций обладают гораздо большими знаниями в области ИТ, чем прежде. Но, как прекрасно понимают ИТ-руководители, эти знания могут стать палкой о двух концах.
Борис Ананьин не видит в этом ничего плохого. По его словам, скорее всего так и будет, особенно с учетом того количества бесплатных компьютерных и околокомпьютерных курсов и вебинаров, имеющихся сейчас в сети. “Конечно, от действий обладающего знаниями пользователя можно получить гораздо больше проблем, чем от неквалифицированного, — отмечает он. — Но задача ИТ-руководителя как раз в том и заключается, чтобы направить энергию квалифицированного персонала в нужное русло”.
В отличие от этого суждения Дмитрий Филатов считает, что тезис о росте знаний у сотрудников — скорее миф, так как их профессиональный уровень не может стремительно вырасти. С его точки зрения следует говорить иначе: сотрудники предъявляют более высокие требования к условиям использования корпоративной среды. И здесь роль ИТ-руководителя должна заключаться в том, чтобы начать глобальный пересмотр ИТ-стратегии и вносить понятия комфорта и пользы в корпоративную среду. “Нужно переходить на новый уровень планирования и оценок, когда сотрудники должны получать положительные эмоции от работы в бизнес-среде. Лично мне такое понимание далось с большим трудом и потерями”, — подчеркнул г-н Филатов.
Со своей стороны Евгений Колесников видит в данной тенденции скорее смену поколений, когда приходят те, кто не будет признавать роль бумаги. А вот Александр Богаченко настроен совершенно радикально: “На мой взгляд, количество дебилов каким было, таким и осталось. Да, кто-то стал больше разбираться в технологиях, но лучше это или хуже, зависит от множества факторов внутри каждой конкретной кампании”.
Тренд № 10. В отличие от большинства других компаний, привлекающих интерес корпоративных пользователей к своим продуктам через ИТ-руководителей, Apple проникает в корпоративную среду через самих сотрудников. Однако эта тенденция применима только к Apple.
Дмитрий Филатов считает, что успех компании Apple, в том числе и финансовый, является результатом исключительного внимания к деталям с точки зрения конечного потребителя — начиная с минималистически оформленной упаковки и заканчивая минимумом формальностей при использовании продукта. Он убежден, что компания вполне может взять на вооружение девиз: “Мы подумали за вас, но решайте самостоятельно”. В этой связи ИТ-руководителю необходимо подумать над тем, чтобы внести подобный подход в собственную работу, что обеспечит синергию с сотрудниками и как следствие — успех.
Продолжая эту мысль, Александр Богаченко полагает, что данная тенденция — следствие активного распространения Apple на рынке, причем она будет работать для любого вендора, имеющего аналогичные темпы роста. Подобного взгляда придерживается и Евгений Колесников: “Жаль, что нет Стива Джобса, но импульс этого направления развития будет продолжаться еще несколько лет”.
И наконец, Борис Ананьин с сожалением констатирует, что любовь к Apple постепенно проходит: “Всё чаще вижу у сотрудников продукцию других производителей на других ОС. Допускаю, что это связано с последними продуктами Apple, которые в отличие от своих предшественников уже не настолько передовые и инновационные. Одна линейка iPad’ов, практически различающихся только частотой процессора и разрешением экрана, чего стоит”.