Типичная проблема многих регионов России — что делать с сельскими школами, которые, как правило, уступают городским и по количеству учащихся, и по качеству обучения. В среднем на одну сельскую малокомплектную школу приходится 120 учеников, и у муниципальных властей нередко возникает вопрос о рентабельности содержания таких учебных заведений. Но в то же время очевидно, что просто закрывать школы — не выход, необходимо поднимать качество образования за счет внедрения современных информационно-коммуникационных и аудиовизуальных технологий. В этом ключе все чаще руководители региональных министерств решают вопрос в пользу создания системы дистанционного обучения (ДО).

Одним из первых в борьбу за сохранение малокомплектных школ вступил Краснодарский край. По численности населения он находится на третьем месте среди регионов России после Москвы и Московской области. В городах Краснодарского края проживает 53,3% населения, в сельской местности — 46,7%. Школы региона равномерно распределены по городам и селам, однако по показателям качества образования и по количеству учащихся сельские школы сильно отличаются от городских.

Инициатором проекта по повышению уровня эффективности образовательного процесса выступил Департамент образования и науки Краснодарского края. Цели проекта – повысить эффективность образовательного процесса в малокомплектных школах, предоставить возможности для того, чтобы дети-инвалиды могли получать качественное образование, обеспечить индивидуализацию учебного процесса в работе с одаренными детьми.

Проект охватывает крупнейшие города края — Краснодар, Сочи, Новороссийск, Горячий Ключ, Геленджик, Армавир, Анапу, а также районные центры. Всего это 124 школы, среди которых 73 — малокомплектные. В ходе работ планировалось решить целый спектр задач: одновременное проведение занятий из класса базовой школы с малокомплектными классами и учениками на домашнем обучении; занятия с использованием современного мультимедийного и интерактивного оборудования; проведение для учащихся, находящихся в классах малокомплектных школ или на дому, уроков, на которых они могли бы видеть и слышать преподавателя из базовой школы; трансляция изображений с интерактивной доски базовой школы во все удаленные аудитории и на монитор ученика на домашнем обучении, а также одновременная работа с ними из любой аудитории; запись проводимых уроков, хранение, каталогизация записанных материалов, обеспечение портального доступа к ним и возможности онлайн-вещания; создание многофункционального комплекса с возможностью модернизации отдельных его компонентов с течением времени.

Компания Polymedia совместно с Департаментом образования и науки Краснодарского края разработала решение, представляющее собой многофункциональный комплекс, основным отличием которого от традиционных систем дистанционного обучения является эффект присутствия для удаленных учащихся, то есть создание условий, максимально приближающих ДО к занятиям в классе.

Принцип построения комплекса основан на развертывании информационно-коммуникационной инфраструктуры на базе ресурсного центра Кубанского государственного университета, включающей серверное оборудование для проведения сеансов многоточечной видеоконференцсвязи (ВКС), серверы записи и архивирования учебных занятий и материалов. Школы, в свою очередь, подключены к ресурсному центру, а между собой делятся на базовые, которых в регионе всего 51, и малокомплектные (школы-спутники) — их 73, и они оснащены всем оборудованием, необходимым для проведения сеансов ВКС и интерактивных занятий. Таким образом, телеконференции в регионе могут проводиться как централизованно — на базе ресурсного центра, так и автономно — в рамках одного района с трансляцией занятий из базовой школы в малокомплектные.

Достижению эффекта присутствия в ходе сеансов дистанционного обучения способствует высокое качество видеоизображения, транслируемого с помощью систем ВКС LifeSize, а также уникальное программное обеспечение, позволяющее учащимся в дистанционном режиме видеть все материалы с доски, включая графические пояснения в реальном времени, выполнять задания на интерактивной доске и отвечать у доски так, как если бы они находились в той же аудитории.

Для отображения информации с кодека видеоконференцсвязи в каждой базовой школе установлен LCD-дисплей Flame. Кроме того, во всех базовых и малокомплектных школах инсталлированы интерактивные средства обучения -- системы и доски с ультракороткофокусным проектором, позволяющим свести к минимуму попадание тени от выступающего человека на доску. Функция “двойного касания”, предусмотренная установленным оборудованием, дает возможность работать одновременно двум ученикам в одном приложении, что повышает интерес к коллективной работе и может быть использовано для одновременной работы учеников с учителем.

Для демонстрации бумажных документов и любых других предметов на столе учителя установлена документ-камера, позволяющая, не повреждая уникальные издания и экспонаты школьной коллекции, демонстрировать их всей аудитории.

В качестве системы видеоконференцсвязи во всех школах используется терминальное оборудование LifeSize Express 220. Эти терминалы имеют ряд существенных преимуществ, которые и обусловили их выбор для данного проекта: они могут передавать видео высокого разрешения Full HD, при этом оборудование предъявляет более низкие требования к пропускной способности интернет-каналов по сравнению с другими возможными решениями, что особенно важно для школ, расположенных в удаленных районах, где Интернет обладает довольно низкими скоростными характеристиками. Кроме того, к терминалам можно подключить две системы отображения информации (в данном случае в базовых школах к терминалу подключены интерактивная система и LCD-дисплей). Таким образом, возможна одновременная передача презентации и видео, что значительно облегчает работу и повышает эффективность восприятия учебного материала учащимися.

В рамках проекта в ресурсном центре была развернута масштабная программно-аппаратная инфраструктура, состоящая из серверов многоточечной видеоконференцсвязи Radvision, серверов записи и трансляции учебных мероприятий LifeSize, ПО для проведения коллективной работы, программно-аппаратного комплекса для обеспечения сервисов и функций портала дистанционного обучения.

Для централизованной поддержки всех сервисов был разработан портал, на который возложено сразу несколько функций: единая точка доступа к трансляции занятий, к учебным материалам и видеозаписям уроков; информирование о расписании дистанционных занятий; планирование занятий ДО и оповещение о них; организация форумов; информирование о последних новостях в сфере образования региона.

Отдельная часть проекта была посвящена обучению пользователей системы. Учащихся курсов разделили на три группы в зависимости от уровня подготовки. Обучение прошли больше 130 человек, среди которых учителя школ и системные администраторы ресурсного центра.

В течение гарантийного срока интегратор обеспечил решение всех проблем, связанных с возможными сбоями в работе оборудования. Образовательным учреждениям была предоставлена возможность воспользоваться дистанционным сервисом по удаленному контролю и диагностике работы оборудования. На базе ресурсного центра в КубГУ был развернут мощный Центр технической поддержки с горячей линией, отслеживающий состояние установленных в школах систем и оборудования.

На реализацию проекта был отведен один месяц. За это время требовалось оснастить 126 объектов -- школы, ресурсный центр в КубГУ и мобильный комплект в Министерстве образования и науки Краснодарского края. Радиус расположения объектов — 350 км от Краснодара, то есть фактически большая часть работ велась параллельно. Перед началом проекта было организовано собрание руководителей всех школ, которым был объявлен план работ по созданию системы дистанционного обучения. Чтобы определить требования к помещениям для установки, проведено исследование объектов, выявившее их настоящее состояние. Все объекты поделены по территориальному принципу на пять направлений: центральное, восточное, западное, южное и северное — и соответственно составлен план-график проведения работ, который также учитывал готовность объектов к монтажу. Перед реализацией проекта в обязательном порядке были проведены макетные испытания клиентских частей комплекса, проверена их функциональность, удобство и простота использования. Проверке наличия и качества связи на объектах уделялось особое внимание, после чего выбор был сделан в пользу закрытой внутренней сети, предоставленной одним оператором, чье качество связи также прошло тестирование.

Созданное решение является довольно гибким к внедрению дополнительных систем для его дальнейшего развития. С целью повышения эффективности образовательного процесса региона возможно построение на базе ресурсного центра (или Министерства образования и науки Краснодарского края) ситуационного центра в управлении образования с внедренной в него системой контроля и мониторинга качества образования. Такой ситуационный центр позволил бы оценивать результаты учащихся и качество преподавания на протяжении всего учебного года, а не только на финальном этапе, как это происходит в случае ЕГЭ в 11-м классе или государственной итоговой аттестации в 9-м. Образовательный ситуационный центр Краснодарского края также позволил бы управлять данными, интегрировать информационные системы с оценочными табелями и в зависимости от задач подключать к решению вопросов участников образовательного процесса. Кроме того, предусмотрено создание методических кабинетов для проведения электронных видеокурсов синхронного и асинхронного обучения по школьной программе, подготовительных курсов, курсов повышения квалификации.

“Конечно, чтобы оценить эффективность системы, понадобится время, — сказал заместитель министра образования и науки Краснодарского края Н. Е. Байрачный. — Но уже сейчас я могу констатировать, что, освоившись с новым оборудованием, учителя проводят интересные для детей и масштабные по количеству участников занятия, и это увлекает школьников, дает большой стимул к получению знаний, объединяет их со сверстниками, будь то здоровые, одаренные дети или дети с ограниченными возможностями, в единую коммуникативную среду. Нельзя не отметить помощь системы в разрешении вопросов чрезвычайной ситуации в Крымске. Видеоконференцсвязь оказалась полезной для получения информации от оперативных служб, а также в проведении оперативных совещаний с Новороссийском, Крымском и властями муниципалитетов”.

За эффективное применение высоких технологий в образовании данный проект удостоен международной премии InAVation Awards 2013 в номинации “Передовое инновационное решение” и российской национальной премии Prointegration Awards 2012 в номинации “Лучшее решение для образовательного сектора”.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ POLYMEDIA