В феврале топ-менеджеры компании ЛИКАРД (“ЛУКОЙЛ-Интер-Кард”, 100%-ная дочка ЛУКОЙЛа) и системного интегратора “Инфосистемы Джет” объявили о завершении программы модернизации ИТ-инфраструктуры системы “Ликард”, предназначенной для безналичных расчетов за топливо на АЗС ЛУКОЙЛа с использованием пластиковых карт. ИТ-директор компании ЛИКАРД Николай Яшин заявил, что проведенная модернизация позволила перевести ИТ-инфраструктуру сети АЗС на промышленные стандарты и “это был первый шаг на пути к облачным технологиям”.
Как сообщил Михаил Бриф, руководитель департамента технологического развития ЛИКАРД, распределенная система “Ликард” задействована на более чем 3,7 тыс. АЗС ЛУКОЙЛа в нашей стране и за рубежом, она позволяет обслуживать свыше 750 тыс. топливных карт ЛУКОЙЛа, около 3,5 млн. карт системы лояльности, банковских карт и др. По его данным, ежемесячно через систему проходит около 17 млн. транзакций, в том числе свыше 2 млн. — по банковским картам.
Созданная в 1996 г. система “Ликард” к середине 2000-х исчерпала свои ресурсы: требовались централизация управления АЗС, снижение простоев при профилактике оборудования, предоставление клиентам онлайн-сервисов и др. Также было необходимо учитывать активное развитие ЛУКОЙЛа: открывались АЗС в новых регионах. Все это привело к необходимости серьезной модернизации ИТ-инфраструктуры, но уже на новом уровне, и руководство ЛИКАРД приняло решение о запуске комплексной программы обновления. Одной из важных бизнес-задач, поставленных перед ИТ-службой, было обеспечение клиентам возможности гарантированно и быстро пользоваться предоставляемыми сервисами на АЗС.
Однако, по признанию Михаила Брифа, первые попытки самостоятельно модернизировать систему потерпели неудачу в связи с целым рядом возникших проблем. Поэтому решили идти другим путем. ЛИКАРД совместно с “ЛУКОЙЛ-Информ” разработали целевую архитектуру новой ИТ-инфраструктуры. А для реализации поставленной задачи в качестве партнера-исполнителя была выбрана компания “Инфосистемы Джет”, с которой различные структуры ЛУКОЙЛа имели опыт сотрудничества по небольшим инфраструктурным проектам.
В ЛИКАРД совместными силами двух компаний был проведен аудит ИТ-решений и разработана общая стратегия развития ИТ-инфраструктуры, предусматривающая разработку и выполнение ряда проектов. Была сделана ставка на “взрывную” модернизацию.
Системный архитектор “Инфосистемы Джет” Вячеслав Медведев так определил необходимость “взрывной” модернизации ИТ-инфраструктуры системы “Ликард": быстрый рост бизнеса компании; множество унаследованных устаревших систем и решений, требующих обновления; высокие требования к ИТ-сервисам и невозможность их удовлетворения с устаревшей ИТ-инфраструктурой.
Руководством ЛИКАРД были поставлены задачи: срочная модернизация ЦОДов; миграция более 50 серверов при минимальном времени простоя; повышение доступности существующих сервисов; переход на новое ПО процессинга; развитие ИС предприятия на построенном инфраструктурном фундаменте; оптимизация затрат; сжатые сроки проведения всех работ.
Была составлена дорожная карта, которой предусматривалось поэтапное выполнение работ по модернизации ИТ-инфраструктуры в 2010—2012 гг., включая перенос онлайновых и офлайновых сервисов со старых площадок в новые ЦОДы; репликацию виртуальных машин по WAN; физический переезд с модернизацией сети передачи данных; поэтапную виртуализацию устаревших серверов.
В новую ИТ-инфраструктуру системы были включены серверы СУБД — RISC/UNIX; блейд-серверы приложений, виртуальные серверы, консолидированная СХД с доступом по SAN; централизованная система резервного копирования. В проекте были использованы решения компаний IBM, Brocade и VMware.
При реализации программы модернизации ИТ-инфраструктуры была принята концепция “все включено”, которая предполагала, что у проекта будет единый подрядчик по построению, проектированию, развертыванию, пусконаладочным работам, администрированию, мониторингу и обслуживанию системы.
Эта программа реализовывалась в несколько этапов. Владимир Родневский (ЛИКАРД) рассказал об их особенностях. На первом этапе было развернуто оборудование в коммерческом ЦОДе, отвечавшем требованиям бесперебойного электропитания, кондиционирования и пожарной безопасности. На новой площадке для наиболее критичных систем были созданы виртуальная инфраструктура с единым центром управления, централизованная система резервного копирования, отказоустойчивая система хранения данных, внедрены автоматизированные решения по обеспечению доступности ИТ-систем. Кроме того, для нового ЦОДа была спроектирована и внедрена сеть передачи данных.
Важным этапом, на котором возникла острая необходимость минимизировать простои оборудования, стала физическая миграция из старого ЦОДа системы “Ликард” оборудования, специализированного ПО, баз данных и двух процессинговых систем — офлайновой и критически важной онлайн-системы.
Здесь пригодился опыт специалистов “Инфосистемы Джет": процессинговые системы перенесли в новый ЦОД с минимальным временем простоя. Для этого на старой площадке было установлено ПО репликации виртуальных машин и организован туннель между двумя дата-центрами, что, по словам Владимира Родневского, позволило полностью автоматизировать переход.
Он пояснил: такая миграция при условии минимизации простоев оказалась непростой задачей. Операция с помощью специалистов “Инфосистемы Джет” была тщательно спланирована, по секундам через контрольные точки отслеживался график следования к новому ЦОДу автомашин с серверным оборудованием, жестко контролировались время и порядок резервного копирования систем. Жаркая погода, установившаяся в то время в московском регионе, усложнила задачу: некоторые из проработавших многие годы серверов не выдержали переезда, что привело к необходимости восстановления ПО из резервных копий.
Затем последовала подготовка к переводу оборудования на аутсорсинг. К централизованной системе мониторинга сервисного центра “Инфосистемы Джет” были подключены все компоненты новой ИТ-инфраструктуры, в том числе процессинговые системы.
На этом этапе возникали проблемы, связанные с подбором обслуживающего персонала. Пришли к тому, что подбор персонала отдали компании “Инфосистемы Джет”, отвечающей за работу оборудования системы.
Непростым также оказалось заключение “Соглашения об уровне предоставления услуги” (SLA, Service Level Agreement). Вследствие “разного понимания документа сторонами много времени ушло на согласование подходов к SLA”, отметил г-н Родневский.
В настоящее время, по словам директора по развитию аутсорсинга “Инфосистемы Джет” Владислава Ануфриева, специалисты компании осуществляют мониторинг и администрирование оборудования системы в режиме 24x7x365. При этом для наиболее критичных систем показатель доступности составляет 99,93%.
Следующим проектом стало построение системы контроля функционирования терминальной сети, активного сетевого оборудования и арендованных каналов связи. Система контроля спроектирована на базе программных продуктов компании SolarWinds, которые позволяют осуществлять мониторинг параметров, сбор событий, их корреляцию и определение первопричины сбоя. Реализовано оперативное оповещение сотрудников, отвечающих за работу оборудования, о выявленных сбоях посредством e-mail и SMS, автоматизирована регистрация информации о них в форме инцидентов в системе Service Desk. Это позволило, по его словам, решить проблему оперативного восстановления отказов оборудования, обслуживаемого сторонними организациями. В настоящее время в контур мониторинга включено более 2900 объектов.
Вячеслав Медведев считает, что созданная управляемая и гибкая ИТ-инфраструктура обеспечивает своевременную реакцию на меняющиеся требования бизнеса; внедренные актуальные технологии снижают плановые и внеплановые простои, грамотно организованные сервис и администрирование уменьшают затраты на эксплуатацию системы “Ликард”.
“Благодаря реализации проекта у нас существенно возросла доступность ИТ-сервисов, значительно расширились возможности контроля систем, стало проще планировать дальнейшее развитие ИТ-ландшафта и внедрение новых прикладных систем, — подвел итоги Николай Яшин. — Это позволило нам обеспечить высокую доступность сервисов и услуг для клиентов, использующих наши топливные карты, карты лояльности и другие карточные продукты”. Руководство ЛИКАРД получило инструмент для отслеживания выполнения параметров SLA/OLA, а также установленных внутренних показателей эффективности.
По словам Владимира Родневского, проведенные работы позволили ЛИКАРД существенно повысить качество и скорость обслуживания клиентов: “На порядок возросли обороты с банковскими картами. Сейчас мы ведем активный перевод клиентов старой системы на новую и планируем завершить этот процесс в течении II квартала этого года”.
В перспективе партнеры планируют развитие аналитической системы диагностики оборудования, мониторинг доступности ИТ-сервисов, отслеживание жизненного цикла оборудования.