Компания NETGEAR — международный поставщик продуктов для построения ИТ-инфраструктур небольших компаний (до 1,5 тыс. компьютеризированных рабочих мест) и домашних сетей. В условиях насыщения в России спроса на ИТ-продукты в сегменте крупных заказчиков ИТ-вендоры все больше внимания уделяют сегменту среднего и малого бизнеса (СМБ). На этом фоне любопытным выглядит стремление NETGEAR выйти в сегмент Enterprise.
Об особенностях российского рынка инфраструктурных решений для СМБ в современных условиях глава представительства NETGEAR в России Денис Тяпаев рассказывает научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву.
PC Week: Ваша компания типичных пользователей своих продуктов определяет как “небольшие предприятия и домашние сети”. Как трансформируется сетевая инфраструктура типичного заказчика NETGEAR с переходом к облачной модели потребления ИТ-ресурсов?
Денис Тяпаев: Хотя облака и являются ныне мировым и российским трендом в развитии ИТ, не всем российским корпоративным пользователям они понятны до конца, потому и доверять свои данные облачной архитектуре также готовы пока не все.
Наряду с желанием знать, где данные хранятся данные, и сколь надежно они защищены, ключевым требованием наших заказчиков остается стабильность и оперативность доступа к ним. Таково требование, предъявляемое к сетевой инфраструктуре. Если же говорить о резервном копировании данных, то в облаке резонно организовать резервирование второго уровня, а оперативные данные лучше размещать где-нибудь рядом, внутри корпоративного периметра.
Тем не менее движение в сторону облаков российского СМБ очевидно. Одним из существенных результатов этого тренда является укрупнение ЦОДов. Если сегодня в мире их счет идет на тысячи, то лет через десять, как мне кажется, это количество сократится на порядок. С ними-то как раз и будут работать наши типичные заказчики, и наша задача как ИТ-вендора — обеспечить им надежный и быстрый доступ в эти крупные, ориентированные на поддержку облаков ЦОДы.
PC Week: Создается впечатление, что все ИТ-ресурсы современных ИТ-пользователей, как корпоративных, так и индивидуальных, за исключением средств пользовательского доступа сосредотачиваются в ЦОДах. А что же все-таки из ИТ-инфраструктуры при нынешних тенденциях потребления ИТ “из розетки” остается в офисе?
Д. Т.: Во-первых, компаниям, как и прежде, нужна своя сетевая инфраструктура — проводная и беспроводная — для скоростного доступа к этим самым ЦОДам и к Интернету. Во-вторых, рост в геометрической прогрессии объема корпоративных данных требует наращивать ресурсы локальных систем хранения — увеличивать емкость хранилищ и скорость доступа к ним. Поэтому мы считаем актуальным для заказчиков из сегмента СМБ создавать скоростную (10 Гбит/с) инфраструктуру сети и систем хранения данных с быстрым доступом, в которых реализованы технологии дедупликации и компрессии данных, динамического выделения емкости памяти, хранения неограниченного количества срезов состояния данных, наращиваемая кэш-память на SSD-дисках.
Мы считаем, что сегодня СМБ нуждается в интеллектуальных ИТ-устройствах, и компаниям, в которых более двадцати компьютерных рабочих мест, рекомендуем строить свою корпоративную сеть на smart-коммутаторах. Это надежнее, безопаснее, более гибко, а при правильной предварительной настройке не потребует от заказчика принципиального увеличения капитальных и операционных затрат. Динамика рынка подтверждает даннуюстратегию. Так, наши продажи smart-коммутаторов ProSafe в России выросли за прошедший год в среднем на 120% при общем росте рынка коммутаторов уровня доступа около 10%.
Отмечаем мы рост уровня зрелости компаний сегмента СМБ и в области ИБ. От использования корпоративного межсетевого экрана и антивирусов на персональных компьютерах сотрудников они приходят к пониманию того, что необходимо выстраивать более сильную защиту корпоративного уровня от угроз из Интернета. Это подтверждается существенным ростом спроса на продукты, объединяющие в себе маршрутизатор, межсетевой экран, программные средства потокового сканирования сетевого трафика на предмет обнаружения в нем вирусов и спама и обеспечивающие гибкую настройку политик доступа к ИТ-ресурсам, такие как универсальная приставка безопасности ProSecure UTM.
PC Week: Какие изменения в связи с упомянутыми выше тенденциями ваша компания отмечает в требованиях со стороны своих дистрибьюторов и проектных партнеров?
Д. Т.: В связи с тенденцией по увеличению доли в наших продажах корпоративных продуктов мы с помощью партнерской программы стремимся поддержать партнеров с более высокой экспертизой в сетевых технологиях и технологиях хранениях данных. Для таких партнеров мы проводим специализированные технические обучения, сейловые тренинги, предоставляем демо-оборудование, а также оказываем дополнительную поддержку из наших маркетинговых фондов для увеличения маржинальности бизнеса с NETGEAR. В планах открытие центров компетенции, в первую очередь региональных, на базе наших партнеров, обладающих достаточным опытом продаж и обслуживания наших корпоративных решений.
Вместе с тем наша ориентация на технологически более сложные продукты означает их более высокую стоимость, а значит, более высокую маржинальность для партнерского канала и более высокие требования к квалификации специалистов компаний-партнеров, что тоже оборачивается для них ростом прибыли.
PC Week: Отмечаете ли вы у представителей российского сегмента СМБ “национальную” специфику в требованиях к построению и в использовании ИТ?
Д. Т.: Можно отметить отставание российского СМБ от мирового в потреблении СХД: в небольших компаниях нашей страны для резервного копирования данных или организации общего доступа к файлам по-прежнему зачастую используются устаревшие серверы. Полагаю, что еще года два должно пройти, чтобы российские сисадмины из этого сегмента осознали, что на рынке есть ИТ-решения, которые позволяют им организовать работу ИТ-ресурсов в компании гораздо надежнее и удобнее, чем сейчас. Однако в их среде уже сегодня есть новаторы, способные убедить руководство в преимуществах новых ИТ-решений для бизнеса.
В России хорошо продаются очень дешевые и очень дорогие продукты — такова уж специфика здешнего спроса. Мы стараемся переключить внимание компаний СМБ с дешевых решений на те, которые стоят на 10—20% дороже, но предоставляют им гораздо больше возможностей. И положительная динамика есть — например, упомянутый мною взрывной рост продаж smart-коммутаторов.
Если говорить о специфике подхода российских заказчиков и рынка в целом, то по сути его нельзя назвать конкурентным. К примеру, если останавливается бизнес компании в США, то у высших руководителей автоматически включается счетчик финансовых потерь — любой простой получает денежное выражение. В нашей же стране в офисе компании могут безнаказанно отключить электричество, на несколько часов, а то и суток оставить сотрудников без Интернета и т. п., при этом никто из топ-менеджеров волосы на голове рвать не будет. Отсюда и иное отношение к надежности доступа к ИТ-ресурсам, к отказоустойчивости оборудования — к непрерывности бизнеса в целом.
PC Week: Какие события, произошедшие в прошлом году, оказали, на ваш взгляд, существенное влияние на российский ИТ-рынок?
Д. Т.: Из глобальных факторов не могу не вспомнить наводнение конца 2011-го в Таиланде, где производится большая доля дисков для СХД. Это привело к резкому росту цен на СХД-продукты, буквально к удвоению, не только в России, но и во всем мире.
Сегодня на российский рынок сетевого оборудования приходит много новых азиатских компаний, предлагающих заказчикам заметно более низкие цены как основное (если не единственное) своё конкурентное преимущество. Компании, на протяжении нескольких занимающие в России лет лидирующие позиции, вынуждены вступать с новичками в ценовую войну. Это приводит к снижению средней стоимости сетевых решений и к замедлению роста объема рынка в денежном выражении (при продолжающемся росте в единицах продукции). В результате за прошлый год этот рынок вырос только на 5—10%. Данная тенденция вызывает некоторую напряженность в партнерском канале, поскольку снижает заработки партнеров.
PC Week: Мы видим, что NETGEAR устремилась в сегмент крупных компаний — Enterprise. Разве в СМБ спрос уже насыщен?
Д. Т.: Вендоры, которые работают в сегменте крупного бизнеса, ощущают насыщение спроса со стороны своих клиентов, — расти им далее в Enterprise-сегменте трудно. Поэтому для развития своих бизнесов они, либо за счет собственных разработок, либо за счет приобретений других компаний-разработчиков или отдельных продуктов, стремятся распространить свой бизнес на рынок СМБ. Это для них естественный путь развития.
NETGEAR, выросшая из вендоров продуктов для сегмента SOHO, развивается во встречном направлении, вступая с крупными поставщиками в конкуренцию в сегменте Enterprise. Для нас это тоже естественный способ развития. Наш бренд известен сегодня в мире во многом именно благодаря тому, что наши продукты долгие годы успешно распространялись в домашних хозяйствах и небольших компаниях. И мы этим пользуемся.
PC Week: Что вы можете сказать о ближайших перспективах российского ИТ-рынка?
Д. Т.: Не думаю, что рынок сетевого оборудования вырастет более чем на 10%. Зато рынок СХД обещает гораздо больше — там высокая положительная динамика роста спроса заказчиков. Согласно нашим прогнозам, российский ИТ-рынок позволит нам за год увеличить свой бизнес в России в целом на 50%. При этом мы собираемся нарастить свою долю в сегменте СХД. Наш оптимизм в этой части основывается на том, что в прошлом году наш СХД-бизнес рос существенно быстрее, чем наш бизнес по сетевому направлению.
PC Week: Каких новаций можно ожидать в ближайшее время в технологиях сетевого оборудования, хранения данных и сетевой безопасности? Как эти новации изменят рынок?
Д. Т.: В прошлом году был принят новый стандарт WiFi 802.11ac, позволяющий достигать гигабитных скоростей в беспроводных сетях, и наша компания уже поставляет поддерживающие его продукты для домашнего использования. К концу 2013-го такие продукты мы намерены выпустить и для корпоративных пользователей.
В своей новой линейке систем хранения данных мы планируем расширить функциональные возможности, в числе прочего добавив антивирус. Кто-то может спросить, зачем он в СХД. Но скорее всего этот вопрос зададут не представители СМБ, которые тяготеют к решениям-комбайнам.
Мне представляется перспективным новый стандарт беспроводной передачи мультимедийного сигнала Miracast, утверждённый 19 сентября 2012 г. объединением Wi-Fi Alliance. Использующая его технология похожа на технологию Intel Wireless Display (WiDi), обеспечивающую беспроводную передачу контента с компьютера на телевизор. Но если Intel WiDi требует, чтобы в компьютере обязательно был набор микросхем Intel, то Miracast будет поддерживать гораздо более широкий спектр устройств, в том числе и мобильные. Презентацию с планшетника либо смартфона можно будет транслировать прямо на проектор или телевизор. Безусловный интерес этот стандарт представляет и для домашнего использования, предоставляя гибкие возможности передачи мультимедийного контента между пользовательскими устройствами.
PC Week: Благодарю за беседу.