Средства бизнес-аналитики — это еще одно (наряду с управлением корпоративным контентом, ECM) прикладное ИТ-направление, которое пользуется неизменным интересом всех участников ИТ-рынка — заказчиков, поставщиков, исследователей. Причины, можно уверенно сказать, динамичного развития данного сегмента вполне очевидны — использование вычислительной техники все больше смещается от решения задач автоматизации операционной деятельности предприятий в сторону глубокой обработки накапливаемых данных для планирования развития компаний и поддержки принятия решений.
В начале года Gartner выпустила свой очередной ежегодный “волшебный” Quadrant-отчет по теме бизнес-аналитики (рис. 1) и задала своим клиентам-читателям и независимым наблюдателям небольшую загадку, добавив в наименование исследования к традиционным словам Business Intelligence еще и Analytics (“Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms”). Для российской аудитории такое расширение названия создает некоторые проблемы, поскольку термин BI уже давно переводится на русский язык как “бизнес-аналитика” и что делать со второй “аналитикой” — не очень понятно. Мы все же будем пока придерживаться традиционного названия — BI, или бизнес-аналитика
Тут можно вспомнить, что тема определения круга BI-задач, структуры и названия направления как такового активно обсуждалась в 2006—2008 гг., в период радикальной перегруппировки сил на этом рынке в результате выхода тут на первые роли мегавендоров во многом за счет скупки ведущих специализированных BI-разработчиков. Объективной основой этих терминологических дискуссий было тогда наличие большого числа продуктов с широким разбросом возможностей и, что еще важнее, стратегий действия на этом рынке. Короче говоря, это был момент реформирования направления. Разумеется, некоторый терминологический хаос усугублялся и субъективными факторам — желанием ведущих экспертов проявить собственную идентификацию (например, IDC использовала термин Business Analytics, а Forrester — Business Performance). Но уже в 2008-м, когда все основные BI-покупки были сделаны и рыночные страсти улеглись, термин BI опять стал общепринятым.
Авторы нынешнего исследования Gartner объясняют появление добавки Analytics растущим весом аналитической составляющей в продуктах данного рынка, но в чем именно выражается этот рост и что понимается под “аналитической составляющей” — не очень понятно. Как и пять лет назад (сразу после завершения перестройки BI-рынка), эксперты выделяют три группы функциональных BI-направлений — доставка информации, интеграция и анализ. Но если в 2008 г. тут было 12 основных функций, то сейчас их насчитывается 15, т. е. прибавились три новые категории. В группе “интеграция”, как и было, находятся направления BI-инфраструктура, управление метаданными, инструменты разработки и сотрудничество. В “доставке информации” к отчетности, приборным панелям, нерегламентированным запросам и интеграции с MS Office добавились поисково-ориентированные BI-продукты и мобильные BI-средства. В группе “анализ” кроме OLAP, интерактивной визуализации, прогнозного моделирования/извлечения данных и карт показателей теперь есть еще директивное моделирование (Prescriptive modeling) и оптимизация.
Рыночная ситуация
По мнению Gartner, рынок BI-платформ будет оставаться одним из самых быстрорастущих сегментов софтверного рынка в целом, на период до 2016 г. аналитики компании предсказывают его ежегодный рост на уровне 7%. В то же время Gartner отмечает, что BI-направление, хотя и является весьма зрелым рынком и находится уже много лет в списке наиболее важных приоритетов для ИТ-директоров, все же остается недостаточно востребованным со стороны заказчиков. И это притом что каждая компания имеет целый спектр различных предметных областей, где средства BI были бы весьма полезны: это и управление кадрами, и маркетинг, и разного рода социальные вопросы, и многое другое. Наглядная аналитика уже сейчас эффективно применяется, правда в основном крупными организациями, для таких традиционных сфер, как финансы и продажи, а вот использование средств прогнозирования еще не столь велико. Что же касается средних предприятий, то многие из них вообще не приступили к серьезной работе c бизнес-аналитикой.
Однако катализатором интереса к BI со стороны заказчиков сейчас может стать заметно проявляющийся тренд на использование модели Data-as-a-Service, которая может упростить хранение и использование больших объемов данных для широкого круга компаний, в том числе средних и малых. Сегодня одним из главных препятствий для клиентов на пути широкого применения BI является довольно высокий ценовой порог вхождения, высокая стоимость даже продукта с минимальными параметрами (как по объему получаемого функционала, так и по числу клиентских лицензий). Появление специализированных BI-сервисов и модели подписки на них позволяет компаниям начать более активную работу с бизнес-аналитикой при существенном снижении начальных затрат, а затем повышать свои инвестиции в это направление по мере получения реального эффекта.
Конкурентная обстановка
Сегодняшняя группа лидеров мирового BI-рынка сформировалась в 2006—2008 гг. в результате приобретения ИТ-гигантами ряда ведущих на тот момент специализированных игроков (Oracle купила Hyperion, SAP — Business Oblects, IBM — Cognos). Если посмотреть на получившуюся в результате этих сделок расстановку сил на квадранте начала 2009 г. (рис. 2), то мы увидим в составе лидеров трех специализированных игроков (Information Builder, MicroStrategy и SAS), тройку мегавендоров (IBM, Microsoft и Oracle) и ERP-гиганта SAP, при этом в плане общей стратегии развития впереди находилась SAS, а по объемам продаж — IBM.
Сейчас, четыре года спустя, ситуация выглядит иначе: в квадранте лидеров стало довольно тесно — к семерке 2009-го года прибавились Tableau Software, QlikTech и Tibco Spotfire. Да и в целом в поле зрения Gartner теперь попадает заметно больше BI-поставщиков и разместились они в двух противоположных углах квадранта — в группе лидеров и в группе нишевых игроков. Любопытный момент: лидирующий сегмент пополняется специализированными разработчиками, новых участников из числа ИТ-гигантов (а в качестве возможных новых игроков еще два-три года назад упоминались HP и Google) нет, крупных приобретений на рынке не было.
SAS утратила свое первенство по критерию “полнота видения” (два года назад казалось, что компания вообще может покинуть лидирующую группу, но потом она прибавила в своих делах), тут на первое место вышла IBM, за которой следует SAP. Но по показателю “присутствие на рынке” впереди Microsoft, которая смогла резко ускориться в этом направлении по сравнению с прошлым годом (рис. 3). Стоит напомнить, что еще в эпоху “крупных сделок” на BI-рынке Microsoft заявила о своих амбициозных планах в области бизнес-аналитики, начав продвижение своего нового тогда продукта PerformancePoint Server. Но потом корпорация поняла, что несколько переоценила свои силы по созданию средств управления эффективностью бизнеса, и решила присутствовать на этом рынке в рамках своей традиционной компетенции, делая ставку на “BI-трезубец” — SQL Server, Excel и SharePoint.
Отдельно стоит отметить, что еще год назад в составе BI-квадранта появилась российская компания “Прогноз” (Prognoz). По итогам 2012-го она смогла заметно усилить свои позиции и, хотя еще находится в сегменте нишевых игроков, судя по динамике развития, имеет все шансы уже в этом году перейти в состав претендентов. Обратим внимание на то, что в своем представлении участников рынка Gartner привела краткую историю “Прогноза” (что обычно в отчете не делается), указав ее точное месторасположение — Россия, г. Пермь.
Любопытно также отметить, что “Прогноз” выходит на мировую арену именно через российский рынок (в отличие от других наших разработчиков “мирового класса”, которые ориентируются изначально на зарубежных заказчиков, а уж потом начинают осваивать местные просторы). Gartner в своем комментарии подчеркивает, что “Прогнозу” предстоит сделать еще многое, чтобы занять заметные позиции в Западной Европе и США.
В целом среди главных событий 2012 г. на BI-рынке Gartner отмечает следующие моменты:
- MicroStrategy смогла существенно улучшить свой продукт Visual Insight;
- SAP объявила о выпуске Visual Intelligence;
- SAS представила на рынке Visual Analytics;
- Microsoft усилила свой PowerPivot с помощью Power View;
- Oracle приобрела компанию Endeca;
- Actuate купила Quiterian.
Анализ этих рыночных событий показывает, что большинство из них связано с развитием направления “расследование данных” (data discovery), которое сегодня является одним из главных векторов BI-рынка. Оно связано с использованием таких новых технологических возможностей, как использование встроенных хранилищ данных и многослойной вычислительной архитектуры (в частности, хранение данных в оперативной памяти и выполнение обработки по колонкам таблиц), углубленный анализ данных, а также интеграция данных на принципах дружественной ориентации на бизнес-пользователей.