На российском ИТ-рынке ходят упорные слухи о замедлении темпов роста и даже возможной его стагнации, но это явно не относится к направлению систем массового ввода и обработки документов, а именно к тому, что в классификации ECM (управление корпоративным контентом) называется Image-processing, или document capture. По данным компании ABBYY, ее продажи в России в этом сегменте выросли в 2012-м на 93%, притом что годом ранее было увеличение на 63%. Правда, отметим сразу, что оценить эти успехи “ABBYY Россия” по достоинству довольно сложно, поскольку в нынешнем отчете о своей деятельности в отличие от прошлогоднего никаких сведений о бизнесе компании в целом не приводится.
Сосредоточившись на этот раз на теме Image-processing, генеральный директор “ABBYY Россия” Григорий Липич напомнил, что эти средства применяются при автоматическом вводе данных в информационные системы из любых видов документов (удостоверяющих личность, бухгалтерских, юридических и т. д.) для создания электронных архивов с возможностью быстрого поиска нужных документов, при обработке больших массивов данных (перепись населения, единый госэкзамен и пр.), а также для перевода отсканированных документов, изображений и PDF-файлов в редактируемые форматы. В прошедшем году компания реализовала в этой сфере более 30 крупных проектов, причем средний размер сделки увеличился более чем в два раза по сравнению с 2011 г.
На основе анализа реализованных за последние два года проектов, эксперты ABBYY утверждают, что внедрение современных средств потокового ввода позволяет снизить затраты на обработку документов более чем на 50%, достичь увеличения скорости ввода в информационные системы в 3—10 раз, обеспечить повышение удобства и качества работы с данными (высокий уровень безопасности конфиденциальных данных, сокращение количества ошибок, связанных с человеческим фактором при вводе данных), оптимизировать бизнес-процессы за счет автоматизации рутинной функции ввода данных и освобождения времени сотрудников на решение профильных задач. При этом средняя окупаемость внедрения составляет от трех месяцев до одного года.
Как это ни парадоксально, но, несмотря на все более широкое проникновение в нашу жизнь электронных документов, спрос на средства потокового ввода и обработки образов документов в мире не снижается. Это объясняется достаточно просто: объемы использования бумажных документов огромны, и далеко не все процессы с их применением сегодня автоматизированы с помощью ИТ. Размеры еще не охваченного рынка очень велики, что обеспечивает высокий потенциал роста данного рынка в целом. К тому же многие технологии Image-processing находят применение и для сугубо электронных документов. По данным авторитетного исследовательского агентства Harvey Spencer Associates, мировой объем этого рынка с 2010 по 2016 гг. должен вырасти почти в два раза — до отметки 4,2 млрд. долл.
По оценкам мировых аналитиков, главными потребителями Image-processing в мире являются крупные организации (немногим более половины объема рынка в денежном выражении), на долю средних предприятий приходится около трети, остальное — малый бизнес. По мнению Григория Липича, в России наблюдается примерно такое же соотношение, хотя уровень проникновения решений в области потокового ввода документов и данных в российских компаниях существенно ниже по сравнению с мировыми. Тем не менее прогресс в нашей стране явно наблюдается. Рост бизнеса ABBYY вполне отвечает тенденциям рынка потокового ввода документов и данных. Так, в исследовании “Российский рынок ECM 2011/2012 гг.”, проведенном проектом DOCFLOW, отмечается, что 3% отечественных компаний планируют расходы в области ECM, 89% собираются переводить документы в электронный вид, а 78% — внедрять решения для ввода информации на базе технологий распознавания текста.
Отечественные предприятия стали уделять больше внимания эффективности бизнес-процессов и сокращению затрат, в том числе за счет унификации выполняемых операций и интеграции информационных систем. Один из способов существенно сократить операционные издержки и оптимизировать бизнес — вынос непрофильных процессов в общий центр обслуживания (ОЦО) с использованием гибридных моделей обработки документов (когда, например, сканирование производится на местах, а оцифровка и ввод в систему централизованно). По данным ABBYY, около 30% реализованных в 2012 г. проектов компании связаны с автоматизацией процессов ввода документов в ОЦО.
Один из таких проектов был выполнен в “Пробизнесбанке” — в прошлом году там был централизован процесс верификации документов с помощью ABBYY FlexiCapture 10. По данным управляющего директора “Пробизнесбанка” Елены Петровой, за счет внедрения новой системы обработки платежных документов во фронт-офисах банка удалось сократить суммарные затраты времени более чем на 2 ч за счёт устранения двойного ввода/верификации документов в операционном зале, уменьшить время ожидания клиентов в очереди, ускорить проведение платежей и, что очень важно, остановить рост технологического персонала в офисах. При этом она отметила, что еще более существенный эффект может быть достигнут не за счет автоматизации существующих бизнес-процессов (имея в виду межорганизационный документооборот, в частности между банками и налоговыми органами), а в результате их принципиальной реорганизации.
Другое показательный пример: создание в Нижнем Новгороде единого бэк-офиса холдинга “СИБУР”, куда были переданы основные учетные функции большинства предприятий этой корпорации. В настоящее время “СИБУР-ЦОБ” является держателем процессов учета и отчетности холдинга, контрольной среды и аналитической информации. В целях создания электронного архива для централизованной обработки и хранения бухгалтерской документации с предприятий холдинга там внедрен ABBYY Recognition Server для потокового сканирования и передачи документов в электронный архив. Заместитель генерального директора по стратегическому развитию “СИБУР-ЦОБ” Вадим Желтухин подчернул, что именно с помощью решения ABBYY стало возможным удаленное ведение бухгалтерского и налогового учета, внедренная схема документооборота позволила заметно ускорить обмен данными между предприятиями и центром обслуживания: обеспечена маршрутизация документов, существенно облегчилась их сортировка и последующий поиск, снизился риск потери информации, упростилась процедура подготовки документов при налоговых или аудиторских проверках.
Развитие своего бизнеса на корпоративном рынке компания ABBYY связывает с расширением партнерском модели. В настоящее время эта сеть насчитывает уже более 40 компаний, в прошлом году в сертификации партнеров в корпоративной категории был введен новый, высший статус — “платиновый”, который первой получила компания “Логика бизнеса 2.0” (ГК “АйТи”). Ее коммерческий директор Георгий Подбуцкий сообщил, что в течение прошлого года компания выполнила 10 проектов по автоматизации управления корпоративным контентом, в которых использовались решения ABBYY.
По мнению ABBYY, 2012-й стал также годом повышенного интереса ряда российских заказчиков к внедрению в свои бизнес-процессы мобильных технологий обработки документов. Наибольший интерес к таким решениям наблюдается в финансовом секторе. По данным исследования Harvey Spencer Associates, на мировом рынке существует устойчивый спрос на ввод данных при помощи мобильных устройств. К 2018 г. ожидается экспоненциальный рост данного направления до 3,2 млрд. долл. Ожидается, что к 2016 г. в 65% случаев для ввода документов в информационную систему будет использоваться камера смартфона или планшетного компьютера. В ответ на эти тенденции ABBYY развивает программное решение ABBYY Mobile DataCapture Solutions, объединяющее технологии оптического распознавания и потокового ввода данных для мобильных платформ. В декабре компания выпустила инструментарий разработчика для обработки изображений ABBYY Mobile Imaging SDK для платформ Apple iOS и Google Android, который позволяет ускорить и упростить мобильный ввод документов. В 2012 г. у компании стартовало нескольких пилотных проектов по внедрению этих систем в банковском секторе.