Таков вывод отчета “Российский рынок BPM 2012”, представленного в феврале компанией “Логика бизнеса 2.0” (ГК “АйТи”). На основе проведенного исследования его авторы высказывают мнение, что даже федеральные министерства и естественные монополии, которые раньше не слишком стремились повышать эффективность своей деятельности, начали работы по описанию своих бизнес-процессов, чем до этого занимались в основном предприятия из конкурентных сфер экономики. Можно также констатировать, что российские компании решительно переходят от “партизанских” BPM-инициатив к реализации плановых проектов и к работе в этом направлении на базе централизованной стратегии, в том числе создавая процессные офисы и назначая владельцев процессов.
Респондентами в проведённом исследовании были 97 компаний и организаций, принявших участие в московском форуме “Логика бизнеса 2.0” по теме BPM+ECM “Миссия выполнима 2012”, который состоялся в июне 2012 года. То есть данная выборка участников опроса не отражает ситуацию на рынке в целом, а представляет мнение наиболее “продвинутой” его части, изначально заинтересованной в управлении бизнес-процессами (их описании и совершенствовании) . Но в данном случае эта “верхушка айсберга” хорошо отражает тенденции динамики российского BPM- рынка, к тому же опросы среди этой аудитории проводятся регулярно, что повышает ценность получаемых сведений для сравнительного анализа изменения ситуации во времени. Впрочем, тут важно напомнить, что деятельность на ИТ-рынке самой “Логики бизнеса 2.0” связана с реализацией интегрированного подхода к автоматизации предприятий на базе идей ECM+BPM (управление корпоративным контентом плюс управление бизнес-процессами).
Из представленных в отчете результатов видно, что более половины компаний уже описали все или основные свои бизнес-процессы (рис. 1), доля же тех, кто не описывает их вовсе (хотя и планирует заняться этим) сократилась с 23% в 2010 г. до 16% в 2012-м. Рейтинг целевых задач, для которых проводилось описание процессов, в целом сохранился прежним: регламентация и стандартизация (75% в 2012-м и 70% в 2011-м), автоматизация (73 и 60%), оптимизация (53 и 60%), внедрение систем менеджмента качества (23 и 32%), управление рисками (20 и 21%), учет (15 и 8%). Заметно выросла значимость описания процессов для автоматизации и учета, в то же время на рынке существенно снизился интерес к внедрению систем менеджмента качества. Вот какие инструменты чаще всего используют российские компании для описания бизнес-процессов: ARIS Platform и Microsoft Visio — по 46%, Microsoft Office — 34%, “карандаш и бумага” — 17%.
По мнению авторов отчета, наиболее важным моментом в 2012 г. стал качественный переход от использования “партизанских” BPM-инициатив к реализации централизованных последовательных планов. Это в том числе видно из ответов на вопрос: “Есть ли в вашей компании подразделение, отвечающее за описание, анализ и оптимизацию процессов?” (рис. 2) — процессный офис стал нормой жизни во многих крупных российских компаниях, где работу по внедрению процессного подхода ведут централизованно, причем в задачи такого подразделения часто входит не только внедрение процессного подхода, но и управление архитектурой предприятия (Enterprise Architecture).
А вот в вопросе о наличии владельцев процессов наблюдается противоречивая картина (рис. 3). С одной стороны, аналитики считают положительным трендом уменьшение доли ситуаций, когда такими владельцами “по долгу службы” являются функциональные руководители, которые зачастую не заинтересованы в оптимизации сквозного бизнес-процесса. Но с другой стороны, при этом растет число случаев отсутствия владельцев как таковых, и это настораживает.
Как и раньше, чаще всего автоматизация бизнес-процессов в российских компаниях выполняется с помощью систем электронного документооборота (46% в 2012-м и 53% в 2011-м) и ERP-решений (53 и 48%). При этом за год в корпоративном обиходе появилось больше систем управления бизнес-процессами BPMS (19 и 13%), в сегменте которых аналитики уже несколько лет ожидают взрывного роста.
Чрезвычайно важным моментом в использовании процессного управления является контроль правильности выполнения процессов. Предпочтение тут отдается аудиту (73 и 64%), но при этом велика роль и внутренних информационных систем (44 и 49%). В то же время почти у трети респондентов (31%) текущий контроль правильности процессов отсутствует вовсе, те же, кто это делает, чаще всего используют собственные программные разработки (36%) и Excel (31%).
В самооценке уровня зрелости своей компании в области BMP хорошо видно довольно стабильное год от года “нормальное” статистическое распределение, в котором максимум приходится на регламентацию ключевых процессов и управление отдельными процессами без регламента и контроля (рис. 4). Позитивными моментом является то, что внедрение процессного управления поддерживается высшим руководством компании (96%), но настораживает тот факт, что доля уверенных ответов “да” за год снизилась с 51 до 39% за счет соответствующего увеличения варианта “частично”. “В чем проявился эффект от внедрения процессного управления?” — на этот вопрос резко увеличилась доля ответов “качество взаимодействия подразделений”, что авторы отчета связывают с эффектом от реализации и оптимизации сквозных процессов (рис. 5).