Радикальные изменения ИТ-инфраструктуры ЦОДов, связанные с распространением технологии виртуализации и переходом к облачным архитектурам, не могут не влиять на их инженерную инфраструктуру.
О тенденциях и процессах, связанных с этим влиянием, директор по программному обеспечению для ЦОДов в регионе EMEA корпорации Schneider Electric Соерен Шрёдер рассказал научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву.
PC Week: Что (или кто) является сегодня основным драйвером развития инженерной инфраструктуры ЦОДа?
Соерен Шрёдер: Инженерную инфраструктуру ЦОДа определяет тот, кто его эксплуатирует. Мы видим, что наряду огромными мега-ЦОДами строятся и небольшие объекты. Современный ЦОД может быть корпоративным, узкоспециализированным под конкретный бизнес владельца, а также коммерческим, предназначенным для предоставления услуг хостинга и колокации широкому кругу клиентов с самыми разными видами бизнеса.
PC Week: Как можно охарактеризовать “узкое место” в современной инженерной инфраструктуре ЦОДа?
С. Ш.: Если и не “узким местом”, то острой потребностью, на мой взгляд, сегодня является создание моста, соединяющего ИТ-службу и службу поддержки инженерной инфраструктуры. Увы, на практике взаимодействие между ними, особенно на операционном уровне, оставляет желать лучшего.
Для решения этих задач предназначены системы управления инфраструктурой центра обработки данных [Data Center Infrastructure Management, DCIM]. Наш подход в развитии таких систем заключается в создании стандартизированного решения, которое примерно на 80% является унифицированным, а остальные 20% легко можно адаптировать в соответствии с требованиями конкретного заказчика.
PC Week: Какой же все-таки должна быть инженерная инфраструктура столь разных по назначению ЦОДов — унифицированной или кастомизируемой?
С. Ш.: Приведу такую аналогию. Автомобиль для семьи должен иметь некие стандартные характеристики — небольшой расход топлива на 100 км, набор устройств безопасности, вместительные салон и багажник и т. д. Автогонщик захочет для личных нужд совершенно иной автомобиль, причем в зависимости от своей специализации — гоняет ли он на “Формуле-1”, на авторалли или в автокроссе…
Похожая ситуация наблюдается и в цодостроении. Если у вашей компании нет команды специалистов, способных эффективно работать с инженерной инфраструктурой или их квалификация недостаточно высока, то скорее всего вы будете ориентироваться на арендные услуги, а если закажете свой частный ЦОД, то его характеристики во многом будут стандартными. Если же вы ведете бизнес, аналогичный тому, чем занимается Google, то вам придется обзаводиться высококвалифицированными инженерами и даже проектировщиками, чтобы учесть всю специфику требований к ЦОДу. Под одну гребенку всех причесать не получается.
PC Week: И тем не менее “автомобиль” должен оставаться “автомобилем”. Под кого все-таки сегодня строят ЦОДы — под “пилотов Формулы-1” или под “семьи”, которые объединяют несколько возрастных поколений? Каковы основные тенденции в нынешних подходах к построению инженерной инфраструктуры ЦОДа, связанные с потребностями среднестатистического заказчика?
С. Ш.: Поскольку “пилотов Формулы-1” гораздо меньше, чем водителей других категорий, ЦОДы общего назначения проще стандартизировать и разработать типовые модули для них.
Как правило, конечные корпоративные пользователи ЦОДов не располагают достаточными компетенциями ни для их проектирования и строительства, ни для обслуживания. Им проще получить готовое решение, зачастую в виде сервисов ЦОДа, включающее подробные пользовательские инструкции и средства управления ЦОДом или контроля сервисов. Такие типизированные объекты, в которых, кстати, большую роль играют показатели энергосбережения и “зеленые” технологии, получают все большее распространение.
Разумеется, проектирование ЦОДа очень важный этап, но нельзя умалять и значимости этапа эксплуатации, который длится не год-два, как проектирование и строительство, а лет десять и более. После того, как пользователь получит ключ от своего нового ЦОДа, он должен иметь возможность изменять его характеристики в соответствии с изменениями требований своего бизнеса к параметрам ЦОДа. Это тоже важно учитывать в подходах к построению инженерной инфраструктуры ЦОДов.
PC Week: Вы упомянули системы DCIM, рынок которых растет в разы быстрее рынка ЦОДов в целом. Какой тренд связан с бурным развитием этого направления?
С. Ш.: В дополнение к тому, что я уже сказал, важно отметить, что DCIM помогает оптимизировать процессы эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОДов, снизить энергопотребление, затраты на управление инфраструктурой, продлить жизненный цикл ЦОДа. Этим озадачены многие операторы ЦОДов.
С DCIM я связываю возможность найти баланс при решении двух важных, но противоречащих друг другу задач: с одной стороны, обеспечение уровня доступности ресурсов ЦОДа, который оператор ЦОДа может гарантировать клиентам через договор о качестве услуг (SLA), и с другой — оптимизацию режимов эксплуатации инженерной инфраструктуры в целях повышения эффективности бизнеса клиентов.
Допустим, банку пришла пора развернуть новый сервер приложений. Для этого бизнес-заказчик сервера должен согласовать свою заявку с несколькими специалистами, чтобы найти походящее место под сервер в стойках, выяснить, хватит ли для его работы электрической и охлаждающей мощности, решить с сетевыми специалистами, как сервер будет подключен к сети... На это уходит много времени, вплоть до месяца. Такие сроки могут не устраивать бизнес-заказчика хотя бы потому, что за такое время разворачиваемое серверное приложение, реализующее, например, новую услугу, может утратить свое конкурентное преимущество. Заказчик может потребовать от специалистов ЦОДа развернуть сервер за сутки, чтобы сохранить актуальность своей новой бизнес-идеи, но, разумеется, не нарушив при этом операционной деятельности банка, т. е. не ухудшив показателей доступности сервисов ЦОДа.
В такой ситуации DCIM поможет специалистам ЦОДа справиться с заказом. Важно, что системы этого класса не просто автоматизируют управление, но, что гораздо важнее, помогают оптимизировать организацию процессов функционирования ЦОДа и принятия управленческих решений в области инженерной инфраструктуры. При этом речь идет не только об оперативном функционировании ЦОДа, но о всем его жизненном цикле — от проектирования до модернизации или замены.
PC Week: Похоже, DCIM может служить мощным инструментом кастомизации инженерной инфраструктуры ЦОДа?
С. Ш.: Не совсем так. Это прежде всего средство упрощения рабочих процессов в ЦОДе и управления ими в целях обеспечения их гарантированного качества. Если вернуться к примеру с банковским серверным приложением, то DCIM позволяет объединить компетенции и согласовать работу упомянутых в примере специалистов таким образом, чтобы выполнить требования бизнес-заказчика в требуемый срок и с требуемым качеством.
Хорошая система DCIM может подсказать оператору ЦОДа, как следует поступить в той или иной рабочей ситуации, компенсировать недостаток его навыков и знаний, не навязывая при этом своих способов решения.
Сегодня многие клиенты ЦОДов компетентны в области ИТ-инфраструктуры. Они разбираются в серверах, могут виртуализировать их под свои приложения и т. п. Однако в том, что касается инженерной инфраструктуры — систем электроснабжения, охлаждения, пожаротушения и т. д., — их компетенции гораздо слабее. DCIM — тот инструмент, на который пользователи могут полагаться как на консультанта в вопросах, касающихся проектирования и эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОДа, и, что особенно важно, в критических ситуациях.
В тех случаях, когда у пользователя ЦОДа есть компетентная ИТ-служба и грамотные инженеры, разбирающиеся в инженерной инфраструктуре, DCIM, как я уже говорил, помогает организовать совместную работу этих двух групп специалистов, привести к общему знаменателю изначально разные, ключевые показатели эффективности их работы. Однако нужно учитывать, что на такое объединение интересов в компании должен быть нацелен административный ресурс.
PC Week: В ИТ-инфраструктуре сегодня происходят принципиальные изменения, связанные с виртуализацией и потреблением ИТ-ресурсов в виде облачных сервисов. Как эти изменения отражаются на требованиях к инженерной инфраструктуре ЦОДов?
С. Ш.: Виртуализация позволяет оптимально насытить ЦОД аппаратными ИТ-компонентами уже на стадии его проектирования и в дальнейшем не задумываться об изменениях в физической составляющей ИТ — все изменения в требованиях к ИТ производятся в виртуальной среде. Такая гибкость важна не только для ЦОДов “гонщиков Формулы-1” вроде Google и Amazon, но и для ЦОДов обычных “водителей автомобилей”.
Вместе с тем миграция виртуальных машин между физическими серверами требует от инженерного компонента ЦОДа способности отслеживать связанное с этим перераспределение нагрузки на инженерную инфраструктуру. Это особенно важно для провайдеров облачных услуг, для ЦОДов которых такие изменения наиболее характерны. Системы DCIM оказываются продуктивны для решения и этих задач.
PC Week: Система DCIM обеспечивает прозрачность, гибкость и управляемость инженерной инфраструктуры. А каким требованиям должны удовлетворять компоненты современной инженерной инфраструктуры ЦОДа, чтобы DCIM работала максимально эффективно?
С. Ш.: Я сформулировал бы вопрос иначе: как следует сочетать программную и аппаратную части инженерной инфраструктуры, чтобы максимально выполнять требования конкретных пользователей ЦОДов?
Для этого нужно, чтобы в инженерной инфраструктуре присутствовали компоненты, позволяющие динамично масштабировать ее как вверх, так и вниз. Например, корпоративный ЦОД привязан к рабочим циклам компании — суточным, связанным с началом и завершением рабочего дня, годовым, связанным с отпусками и праздниками, периодам пиковых нагрузок, приходящимся на стадии завершения бизнес-проектов, и т. п. Создание инженерной инфраструктуры, способной отслеживать такие изменения в нагрузке, является перспективным направлением, в котором мы движемся в свих разработках. Одним из примеров (пока немногочисленных) элементов такой инфраструктуры могут служить уже имеющиеся на рынке модульные источники бесперебойного питания.
PC Week: В ИТ-инфраструктуре ЦОДов появился новый компонент — большие данные. Предъявляют ли они какие-либо специфические требования к инженерной инфраструктуре ЦОДа?
С. Ш.: На самом деле большие данные далеко не новость в ИТ. Просто сейчас вокруг них поднялась шумиха. Наиболее важному вопросу, связанному с большими данными — рациональному их использованию — уже лет тридцать. Суть дела в том, что данные генерируются самыми разными системами, и задача заключается в том, чтобы из этого множества разрозненной информации вырабатывать знания, полезные для деятельности её владельца. Эти задачи относятся к области ИТ, и ИТ-инфраструктура, ориентированная на обработку больших данных, каких-либо специфических требований к инженерной инфраструктуре (во всяком случае пока) не предъявляет.
PC Week: Уместно ли говорить о виртуализации (абстрагировании функционала инфраструктуры от “железа”) инженерной инфраструктуры ЦОДа? Какие технологии для этого можно использовать?
С. Ш.: Инженерная инфраструктура следует за ИТ с задержкой лет в пять — десять. Хорошим примером “первых ласточек” в её виртуализации могут служить упомянутые модульные ИБП. Появились гибкие решения для охлаждения (такие, как, например, APC InRow), позволяющие доставлять холод ближе к тем зонам, где он требуется.
Мы медленно, но верно движемся в направлении распространения виртуализации как технологии абстрагирования функционала инженерной инфраструктуры от ее аппаратной реализации. Сейчас говорить о виртуализации в инженерной инфраструктуре рано, но дело идет к этому. Большую роль здесь играет программный компонент инженерной инфраструктуры. Он во многом определяет ее будущее. Так, уже сегодня системы DCIM позволяют не задумываться всякий раз о том, как повлияет на электропотребление и охлаждение установка в ЦОДе нового сервера.
PC Week: Благодарю за беседу.