Агентство Gartner в феврале опубликовало свой очередной отчет “Магический квадрант платформ бизнес-аналитики”, в котором второй год подряд представлен единственный российский поставщик инструментов бизнес-анализа — компания “Прогноз”. За прошедший период она переместилась на координатной плоскости Gartner вверх и вправо, вплотную подойдя к границе, отделяющей сегмент нишевых игроков от претендентов на лидирующие позиции. “Этот сдвиг свидетельствует о правильно выбранной корпоративной стратегии, — полагает генеральный директор “Прогноза” Дмитрий Андрианов. — Сделав ставку на развитие PROGNOZ Platform как продукта, доступного широкому кругу разработчиков и системных интеграторов, мы смогли начать активное освоение сегмента малого и среднего бизнеса и формирование международной партнерской сети”.
Сегодня “Прогноз” — международная компания со штатом 1500 сотрудников, головной офис которой расположен в Перми. В десяти странах, включая США, Канаду и Китай, действуют зарубежные представительства. У компании 350 заказчиков из 35 стран, однако большинство из полутора тысяч проектов выполнено в России. В 2012 г. консолидированная выручка по МСФО группы “Прогноз” выросла на 55% и составила 125 млн. долл. Прошедший год был ознаменован переходом “Прогноза” к партнерской модели продвижения своих решений и базовой BI-платформы PROGNOZ Platform. Как сообщил советник генерального директора компании Артем Гришковский, за это время в рамках программы PROGNOZ.PartnerNet подписано около полусотни партнерских соглашений, которые можно отнести к одной из четырех категорий. Первая объединяет системных интеграторов, способных наряду с продажей лицензий заниматься внедрением BI-систем. Вторая — реселлеров типовых решений (по большей части фирмы из дальнего зарубежья). Третья — это так называемые OEM-партнеры, расширяющие функционал своих программных продуктов, используя типовые решения компании “Прогноз”. И наконец четвертая группа — технологические партнеры (такие, как IBM, Microsoft, Oracle, SAP), чьи продукты являются составной частью решений “Прогноза”.
Поскольку прежде “Прогноз” продавал и внедрял свои системы только сам, у его потенциальных партнеров могут быть вполне обоснованные опасения относительно вероятной конкуренции с собственным вендором. Артем Гришковский заверил, что “Прогноз” делать этого не станет и, более того, в первых проектах намерен помогать своим партнерам и обучать их, выступая в роли соисполнителя.
Говоря о развитии функционала платформы PROGNOZ Platform, заместитель руководителя центра системного проектирования ПО “Прогноза” Илья Ют отметил, что в прошедшем году в ней появился собственный in-memory-движок для аналитической обработки многомерных данных, средства моделирования стали доступны и через Web-интерфейс, а мобильные приложения для устройств под iOS теперь можно получить в онлайновом магазине AppStore. В 2013 г. планируется создать HTML5-совместимые версии мобильных приложений для Android и Windows, реализовать в модуле моделирования и прогнозирования поддержку языка R, выпустить адаптеры для взаимодействия с распределенной средой Hadoop и расширить арсенал средств для коллективной работы.
Если год назад прогнозировался выход компании на IPO, то сегодня, как пояснил Артем Гришковский, в силу ряда причин этот шаг отложен как минимум до 2014-го. Вряд ли отсрочка связана только с ожиданием перехода “Прогноза” в гартнеровский сегмент претендентов, хотя и эту причину я не стал бы сбрасывать со счетов. Чтобы преуспеть в рейтинге Gartner, “Прогнозу” следует подумать о тех недостатках, которые отметили в своем отчете эксперты из аналитической компании. Среди них — малая доля (около 20%) заказчиков, готовых рассматривать PROGNOZ в качестве своей базовой BI-платформы, а не как средство для решения отдельных частных задач. Еще одна претензия — высокая доля консалтинга в реализации проектов “Прогноза”. Впрочем, некоторые категории клиентов, особенно из госсектора, считают это скорее преимуществом. И наконец, Gartner обращает внимание на то, что “Прогноз”, добившись определенных успехов на рынках Азии и Африки, слабо представлен в США и странах Западной Европы. Думается, ключом к решению всех указанных проблем в первую очередь является успешное развитие запущенной год назад партнерской программы.