CIO постоянно находятся под давлением. От них требуют, чтобы они исполняли роль директора по технологиям и стратегическому развитию; к ним все чаще относятся как к поставщикам различных услуг для всевозможных организаций и подразделений внутри компании. И в то время как многие ставят под сомнение соответствие CIO занимаемой должности, немногие задаются вопросом, а что нужно CIO по мере того, как круг его обязанностей растет.
Все постоянно чего-то требуют от CIO. Но никто не спрашивает, чего хотел бы CIO получить в ответ?
В течение последнего года сотрудники HCL America опрашивали CIO, что им нужно для работы. Мы проводили онлайн-опросы среди наших заказчиков и организовывали круглые столы. На первых порах CIO поражались тому, как много мы требовали.
Но ведь клиенты CIO — руководители корпораций и конечные пользователи — постоянно говорят, что им нужно от ИТ-организации (например, минимальные простои оборудования, идеальное решение для онлайн-магазина, оптимальная CRM-стратегия, о которой они прочитали в журнале), и они часто жалуются что их потребности не удовлетворены. ИТ-производители тоже рады поделиться с CIO своими требованиями, в основном в виде решения, которое они предлагают.
Но ни руководство, ни клиенты, ни ИТ-сотрудники, ни партнеры практически никогда не спрашивают CIO о том, что им нужно для обеспечения дополнительной прибыли организации и развития собственной карьеры.
Некоторые пункты в списке желаний CIO — вполне логичные, но некоторые требования совершенно неожиданны.
Что касается руководства компании, наиболее часто встречающееся требование CIO — это готовность топ-менеджеров компании признать CIO равноправным лидером компании. 43% CIO, согласно опросу, видят себя “генераторами добавочной стоимости”, за тем следуют “компаньоны” (16%) и “визионеры” (14%). Эта картина логична, так как CIO считают наиболее важными для себя целями следующие:
- трансформацию ИТ-модели — помимо обеспечения насущных потребностей, она должна тесно интегрироваться с бизнесом компании и основываться на вовлеченности;
- ускорение сроков внедрения инновационных технологи
- реализация новых возможностей, повышающих конкурентоспособность компании.
От ИТ-сотрудников CIO требуют более глубокого понимания бизнеса организации и проактивного поиска новых возможностей для создания дополнительной прибыли.
CIO хотели бы, чтобы клиенты демонстрировали надежность и готовность разделить ответственность за реализацию ключевых инициатив, четко формулировали свои запросы и приоритетные задачи, а также обеспечивали открытость обсуждения проектов и целей.
К внешним поставщикам у CIO три главных требования — это хорошо развитые технические навыки, введение инновационных ценовых политик (например, в отношении управляемых услуг) и понимание бизнеса компании.
В общем все ответы CIO на вопрос “что нужно CIO?” подтверждают заметное изменение их роли в организации и проясняют, как они сами могут облегчить этот переход.
Роль CIO в организации быстро меняется. Мы охарактеризовали тех CIO, которые уже осознали свою новую роль, как “возродившихся CIO”. Это передовые ИТ-профессионалы, чье понимание своей роли гармонирует с бизнес- и технологической средой, которая также изменяется.
Помимо прочего, “возродившиеся CIO":
- уделяют равное количество внимания как технологиям, так и разработке стратегии и операционной деятельности;
- ответственны перед CEO и главами бизнес-подразделений, разрабатывая вместе с ними стратегию компании, а также перед операционным и финансовым директорами, сотрудничая с ними в деле повышения операционной эффективности и снижения издержек;
- видят ИТ в качестве силы, меняющей природу бизнеса, а не только обслуживающей его;
- развивают навыки, позволяющие подняться по карьерной лестнице и выйти за рамки ИТ.
Проводя исследование, мы неоднократно слышали, что CIO необходимо позиционировать себя в качестве руководителей высшего звена, чтобы быть значимыми игроками в бизнесе. Традиционная роль CIO в организации совершенно изменилась, и сами CIO должны эволюционировать вместе с ней. Причина ясна: такие тенденции, как аутсорсинг, ПО как сервис, консьюмеризация ИТ, использование личных устройств для работы (BYOD) и облачные технологии, требуют от корпоративных ИТ-отделов выполнения многих задач.
Один из способов осознать профессиональную трансформацию — это учесть различные руководящие функции, которые может играть CIO. Большинство CIO сегодня развиваются следующим образом: от руководителя в сфере эксплуатации до директора по технологиям, затем до руководителя в сфере инноваций и, наконец, до одного из руководителей организацией. Однако немногие становятся влиятельными руководителями в своей компании.
Несомненно, сегодня ИТ прочно вросли в структуру практически любой организации. Как сказал один из респондентов во время опроса, “нет ИТ-проектов, есть только бизнес-проекты”. Но иногда технологии настолько влияют на организацию, что полностью меняют ее устройство и существование. То есть меняют ее бизнес-модель.
Вспомните международную сеть продуктовых магазинов Tesco: в компании уверены, что южнокорейцы — вторые в рейтинге работоголиков в мире. Тратить даже час драгоценного свободного времени в неделю на покупку продуктов — для них непозволительная роскошь. Поэтому вместо того чтобы приглашать покупателей посетить магазин, южнокорейское подразделение Tesco решило привезти магазин к ним домой.
Homeplus начали с размещения гигантских билбордов на станциях метро. Вместо рекламы спецпредложений недели билборды Homeplus представляли собой реалистичные изображения полок и витрин магазина, заполненных сверху донизу продуктами. Каждый продукт сопровождался QR-кодом. Потенциальные покупатели, ожидающие поезда, могли сканировать код нужного товара при помощи смартфона, помещая покупки в виртуальную корзину. После покупки, совершенной также при помощи смартфона, продукты доставляются до двери прямо к ужину. Tesco утверждает, что виртуальные магазины в метро “превращают время поездки во время для шопинга”.
Виртуальные магазины Tesco в метро — наглядный пример трансформации бизнес-модели под влиянием технологии. Потенциал для таких изменений есть практически в каждой отрасли. Но этот потенциал можно реализовать только при помощи руководителей, глубоко понимающих как принципы ведения бизнеса, так и технологии, осведомленность об обеих сферах позволит увидеть взаимосвязи между ними — что под силу именно “возродившемуся CIO”.
Автор статьи — президент HCL America, компании, работающей в области ИТ-консалтинга и аутсорсинга разработки ПО и расположенной в Саннивейле (шт. Калифорния).